19 Марта, Вторник, 14:44, Воронеж

Наедине с небом

На аэродроме «Усмань-Шаршки» на базе верхнехавского АТСК «Сапсан» ДОСААФ России стартовал чемпионат России в стандартном классе планеров.


На протяжении двух недель, с 11 по 25 августа, 22 пилота из 9 регионов России будут участвовать в захватывающей дух воздушной гонке над Центральным Черноземьем, ежедневно покоряя дистанции более 200 км. Судейская бригада определит победителя по сумме набранных очков.

Соревнования проходят при поддержке Федерации планерного спорта России и Федерации планерного спорта Воронежской области. Список участников внушительный. Среди спортсменов из Московской, Новосибирской, Воронежской, Белгородской, Ульяновской областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Беларусь два мастера спорта международного класса, восемь мастеров спорта, один кандидат в мастера спорта. Шесть пилотов имеют первый разряд и шесть — второй.

По словам главного судьи соревнований, мастера спорта, чемпионки мира по планерному спорту среди женщин Тамары Свиридовой, нынешний Чемпионат России внесен в единый календарь соревнований и имеет высокий статус. Это означает, что удачно выступившие здесь спортсмены, смогут улучшить свои спортивные звания, а занявшие первые четыре места войдут в состав сборной страны.

— Соревнования обещают быть интригующими, главное, чтобы погода не подвела. Сегодня она сложная, «термичная», штиль, но летать возможно, — сказала Тамара Свиридова. И уточнила, — Правильная планерная погода — это когда нет дождя. Хотя, на самом деле нужны условия для парения, чтобы планер имел возможность находить восходящий поток и набирать высоту. Если идет небольшой дождик, нелокального масштаба, это не означает, что соревнований не будет, ведь пилоты летают и 200, и 400 км. Поэтому судейская бригада тщательно изучает сайты погоды и на основании этих данных назначает маршруты — либо короткий, либо длинный.

По словам Тамары, есть два типа упражнений: первое — полет по заданным точкам, второе – спортсмену даются точки, но уже с радиусом до 50 км, чтобы он сам мог выбрать оптимальный маршрут.

Спортсмены в воздухе сами иногда выбирают и себе партнера, могут лететь группой или парами – так, оказывается, легче найти поток. Все участники стартуют одновременно, не ранее объявленного времени или не позже, чем через 20 минут от старта. Они летают только в разрешенном — заданном пространстве, заранее согласованном со всеми структурами.

— Я занимаюсь метеообеспечением на соревнованиях, — в разговор вступил тренер воронежской сборной Сергей КЛЮЕВ. — Сегодня небо безоблачное, нет кучевых облаков, поэтому пилоты будут ориентироваться по темной поверхности, где воздух может перегреться и всплыть. В такой ситуации у планеристов могут быть результаты немного хуже, а борьба — более напряженная.

Он напомнил, что в начале августа наш спортсмен Сергей СЕРОВ в Чехии стал чемпионом Европы в упражнении, а по сумме очков получил четвертое место, сдал норматив мастера спорта международного класса. За счет этого результата наша сборная заняла пятое место среди 16-и команд.

Планер – в большей степени, любительский спорт, сборная команда частично финансируется Министерством спорта РФ. Но верхнехавским ребятам повезло – аэроклуб «Сапсан» разработал программу, благодаря которой юноши и девушки 15-18 лет могут пройти курс первоначальной подготовки бесплатно и стать планеристами.

Самому молодому участнику соревнований Ивану Казакову 18 лет. Он рассказал, как стал планеристом:

— Узнал, что в Усмани можно летать, попробовал и захотел остаться. Я сейчас учусь в летном училище, а отпуск провожу здесь, на аэродроме. В июне погода не позволила много летать, зато сейчас летаю каждый день. Налетал уже около 250-ти часов, до высоких результатов еще далеко, но буду стараться.



Небо выбрало меня

А самым неопытным, но самым восторженным участником соревнований, пожалуй, оказалась я.

Как только я попала на территорию аэроклуба и услышала, как диспетчер просит пилотов перед стартом сдать летные книжки, то сразу же захотела оказаться на их месте. Широкие просторы степи, где на каждом шагу стоят планеры, укутанные в чехлы, ждущие своего испытания. За газоном следят сотрудники аэродрома, скашивают траву газонокосилкой. За стоянкой планеров находится черта, похожая на дорогу для машин, заходить за неё посторонним запрещено — в целях безопасности.

И вдруг после пресс-конференции мне разрешили стать пассажиром планера — этого прекрасного «орла». Пилотировал его опытный спортсмен Александр КАПЛУНОВ. Перед первым полетом в моей жизни провели инструктаж, что делать и как действовать во время внештатной ситуации. Надев тяжелый парашют, я уселась в планер, меня крепко-накрепко пристегнули ремнями безопасности. К взлету готовы! Перед нами приземлился самолет-буксировщик, к которому прицепили фалом (тросом) наш планер. Помогла это сделать девушка–волонтер по имени Марта. Она подбежала к крылу планера, решительно взялась за него и сопровождала нас первые несколько метров разбега. И вот самолет взлетел, а мы за ним.



На высоте 600-700 метров Александр отцепил планер. Самолет улетел, а мы пытаемся поймать восходящий поток. А когда мы разогнались до 200 километров в час, пилот потянул штурвал на себя — в этот момент высота растет, а скорость падает.

— Я чувствую невесомость, расслабленно все тело, — восторженно говорю я.

— Так тренируют космонавтов в авиационно-космических центрах, — поясняет Александр.

Он постоянно спрашивал о моём самочувствии, и через 20 минут полета мы приняли решение пойти на посадку.

Мне казалось все таким романтичным и необыкновенным, а страха не было ни капли. На протяжении всего полета я ощущала легкое притяжение, немного головокружение, но уже на земле, вдохнув воздух в грудь, я почувствовала облегчение и приятную усталость.

А ещё поняла, что все пилоты отличаются особенно тонкой интуицией. И еще — пока будут люди, стремящиеся в небо, будет развиваться планерный спорт.


Анастасия РОЗОВА
Фото и видео автора

1 комментарий

mkalinina72@mail.ru
Очень живой, интересный репортаж. Спасибо автору за впечатления!