В воронежском книжном клубе на улице Пятницкого 26 марта состоялась лекция «Женские писательницы. Женщины в современном российском книгоиздании». Спикером выступила Елена ЧЕРНЫШЕВА — филолог, книжный обозреватель и автор популярного блога «Что читает Леночка?»
В центре дискуссии оказалась актуальная тема женской литературы и критерии её определения. Елена Чернышева, будучи преподавателем онлайн-школы Creative Writing School, поделилась своими наблюдениями из первых рядов литературного процесса. В своём выступлении она заметила парадоксальность разделения в современном мире литературы на мужскую и женскую:
— Это какой-то сюрреализм — в 2025 году продолжать что-либо делить на мужское и женское. Когда мы говорим о «женском», мы имеем в виду определённое комьюнити, говорящее на одном языке. Но ведь женщина не отдельное существо, как и мужчина, так почему же мы продолжаем делить литературу?
Елена Чернышева подчеркнула, что традиционное восприятие выдающихся авторов как мужчин приводит к появлению терминов «женская литература» или «литература для женщин»:
— Это явление циклично: подобно тому, как раньше внимание фокусировалось на французской или английской литературе, сейчас наблюдается интерес к женской литературе. Возникает вопрос: может быть, это всего лишь очередной этап в развитии литературного процесса, который со временем пройдёт?
Лекция спровоцировала активную дискуссию о перспективах развития современной литературы и роли в ней женщин.

— Какие препятствия встречаются на пути женщин в современном российском книгоиздании? — спросила одна из слушательниц лекции.
— Основные сложности можно разделить на несколько ключевых аспектов. Во-первых, существует системная недооценка женского голоса в литературной среде. Во-вторых, стойко сохраняются гендерные стереотипы, ограничивающие авторов определёнными темами и стилями письма. Третьей серьёзной проблемой становится конфликт между личной жизнью и писательской карьерой, что особенно актуально для женщин, традиционно привязанных к семье и быту, — ответила лектор.
Елена Чернышева подметила, что многие женщины находят поддержку в создании собственных писательских сообществ и образовательных платформ. Это во многом связано с историческими корнями литературы, где женские образы часто использовались как «проводники» для мужских персонажей, а не как субъекты собственного духовного поиска.

Также спикер отметила историческую предвзятость в оценке женского участия в литературе. Даже такой прогрессивный мыслитель как А. С. Пушкин высказывал сомнения в способности женщин полноценно воспринимать поэзию (хотя это мнение явно противоречит действительности): «Жалуются на равнодушие русских женщин к поэзии полагая тому причиной незнание отечественного языка; но какая же дама не поймет стихов Жуковского, Вяземского или Баратынского? Дело в том, что женщины везде те же. Природа, одарив их тонким умом и чувствительностью, самою раздражительною, едва ли не отказала им в чувстве изящного. Поэзия скользит по слуху их, не досягая души; они бесчувственны к ее гармонии; примечайте, как они поют модные романсы, как искажают стихи, самые естественные, расстраивают меру, уничтожают рифму. Вслушайтесь в их суждения, и вы удивитесь кривизне и даже грубости их понятия… исключения редки».

Спикер подкрепила свои слова современными статистическими данными, которые демонстрируют противоположную картину: около 59 % читательниц в России — женщины, в то время как среди мужчин этот показатель составляет 41 %. Это особенно заметно в сфере классической художественной литературы, где женский читательский интерес традиционно высок.
Стоит отметить, что современная женская литература в России находится на пороге значительных изменений. Несмотря на существующие препятствия, женщины-писательницы демонстрируют впечатляющую активность и творческий потенциал. Статистические данные о преобладании женщин среди читателей говорят о том, что этот тренд неизбежно отразится и на издательской сфере.
Создание женских писательских сообществ, курсов и образовательных платформ становится важным шагом к преодолению гендерных стереотипов в литературе. Постепенно разрушается искусственное разделение на «мужскую» и «женскую» литературу, уступая место более инклюзивному взгляду на творческий процесс.
Очевидно, что роль женщин в книгоиздании будет только расти. Это не просто вопрос равенства или социальной справедливости – это естественный процесс эволюции литературы, обогащение её новыми голосами и перспективами. Будущее российской литературы во многом зависит от того, насколько успешно будет интегрирован этот мощный творческий потенциал, и есть все основания полагать, что мы становимся свидетелями важного этапа в развитии отечественной словесности.
Анжелика РАНЖУРОВА
Эмилия ЛОЖКИНА
Фото авторов
На превью — Анастасия КОВАЛЕВА, слушательница лекции
0 комментариев