28 Марта, Четверг, 23:08, Воронеж

Уместна ли реклама в храме науки?

Уместна ли коммерческая реклама в храме? А в храмах науки, которыми считались и считаются вузы? Понятно, что студенты — народ, один из самых «покупающихся» на рекламную продукцию. Рекламные агентства привлекают их внимание самыми разными способами: размещают рекламу в социальных сетях, общественных и культурных заведениях. Если в интернете, кафе, кинотеатрах наличие рекламных баннеров — явление привычное, то в учебных заведениях присутствие большого количества рекламных плакатов вызывает, по-меньшей мере, вопросы. Нужно ли продавать вузовские стены, а, следовательно, доступ к студенческой аудитории коммерсантам? «P.S. — 5 сов» с подачи своих читателей попытался разобраться в ситуации.


Существующий стереотип, что студент – народ бедный — не совсем справедлив. Современная молодежь, особенно та, которая живёт в крупных городах, много потребляет. Большинство студентов имеют, как минимум, средний доход, который складывается либо из родительских «на карманные расходы», либо из собственного заработка. Поэтому студенты следуют принципу «пока молод, нужно попробовать всё».

Чтобы не выпустить ценного потребителя — студента — из своих рук, рекламодатели стали размещать рекламу даже в вузах. ВГУ не стал исключением.

Стены Воронежского государственного университета сейчас «украшают» такие рекламные баннеры:



К подобной рекламе студенты ВГУ относятся по-разному. Кто-то проходит мимо, а кого-то наличие подобной рекламы на стенах родного вуза возмущает.

Аспирант 1 курса математического факультета Руслан СУЛТЫГОВ — один из тех, кто против размещения рекламных баннеров в стенах университета. Он первым решил собрать единомышленников и бороться с рекламой в стенах храма науки.

— Руслан, как размещение рекламы в корпусах, на ваш взгляд, отражается на учебном процессе и студентах?

— На мой взгляд, появление большого количество рекламных плакатов демонстрирует полнейшее неуважение ко всем сотрудникам и студентам. Такая реклама убивает «дух университета» напрочь, мы оказываемся в подземном переходе, где «можно всё, пока не приехала полиция».

— Как ты начал противостоять размещению рекламы?

— Я обратил внимание на рекламу в вузе, когда в ВГУ на научную конференцию приехал студент из Москвы, который, глядя на рекламу «сэкономил на такси из клуба», воскликнул: «Что это?!» (дело было в новом корпусе экономического факультета). Пошлый и непонятный смысл рекламы возмутил меня, и я отправил письмо со своими соображениями ректору и нескольким проректорам по электронной почте. Ответа я пока не дождался, потому привлек общественность.

— Твоя инициатива не навлекла на тебя проблемы?

— Были проблемы, когда я возражал против рекламной акции табачного гиганта «Philip Morris» (300 000 смертей в России из-за курения в год — у ФM 27% рынка) и энергетика «Red Bull» (известны летальные исходы с «его участием»). Благодаря широкой поддержке общественности и осознания ректоратом незаконности подобных поползновений производителей, дело закончилось в мою пользу. А проректор, который сначала угрожал мне отчислением, после выяснения обстоятельств сам негативно высказался против «Red Bull».



— Как развивается нынешняя ситуация?

— Считаю, что сама наша реакция — уже результат. Мы попытались направить общественное мнение в эту сторону, чтобы вместе решить, правильно или неправильно поступает администрация вуза.

— Много ли у тебя единомышленников?

— Число активных помощников пока невелико. Я не занимаюсь их поиском регулярно, хотя стоило бы. Также часть студентов ВГУ просто боится действовать открыто в подобных ситуациях, многих проблема размещения рекламы в alma mater не интересуют вообще. Воронежу не помешало бы такое объединение, как ИГ МГУ (Инициативная группа МГУ) — для защиты прав студентов и преподавателей. Оно тоже жестко выступает против рекламы в своём вузе.

— Есть ли хоть какие-то результаты твоей нынешней деятельности?

— Рекламу понемногу убирают и новую больше не вывешивают. Все больше студентов начинают понимать, что есть вещи, которые нельзя продавать, есть ценности, отличные от «рыночных».


Итак, позиция противников коммерческой рекламы в вузе ясна, а вот как реагирует на подобные жалобы администрация вуза? Разделяет ли она мнение группы студентов по поводу потери имиджа вуза в связи с появлением многочисленных рекламных плакатов?

Инна ОВЧАРЕНКОВА, сотрудник управления по воспитательной и социальной работе ВГУ:

— Мы поддерживаем студентов и стараемся всячески бороться с коммерческим распространением листовок, баннеров. На данный момент стараемся поощрять распространение только бесплатной рекламы.

Николай СЕРЕДА, куратор объединенного совета обучающихся ВГУ и заместитель начальника управления по воспитательной и социальной работе ВГУ:

— Мы стараемся поддерживать инициативы студентов, максимально быстро реагировать. Обращение Руслана Султыгова обсуждали на совете. Но пришли к выводу, что его соображениям по поводу рекламы не хватает достаточного обоснования. Распространяемая реклама в нашем вузе абсолютно законна. ВГУ имеет право зарабатывать деньги на размещении рекламы, тем более в ситуации, когда бюджет вуза сокращён на 25%. Благодаря заработанным средствам отремонтирована часть помещений Общежития №2. Всё на благо студентов. Что касается пропаганды алкоголя, которую якобы несёт реклама клубов, то скажу вот что — открытой пропаганды я не вижу. К примеру, юридический факультет уже не первый год устраивает своё посвящение в стенах клуба «Аура», который предоставляет свою площадку для проведения мероприятия на безвозмездной основе, благодаря размещённой рекламе в вузе и сотрудничеству. Также программа посвящения согласована с деканатом факультета и является отличным стимулом начинать деятельность в активе факультета.

Считается ли распространение рекламы в стенах вуза продажей студенческой аудитории или нет? Обосновано ли ее появление? Вопросы остаются открытыми. С одной стороны, подобная реклама законна и способствует общему благу. С другой — холлы учебных заведений действительно приобретают нелепую развлекательную атмосферу и никак не настраивают на учебную деятельность. А что вы, уважаемые читатели, думаете по этому поводу?

Светлана ШЕСТАКОВА
Фото из группы Вконтакте

0 комментариев