В среду, 29 октября, у курсантов военного учебного центра при ВГУ прошли стрельбы. Занятие проходило на одном из коммерческих стрельбищ Воронежа. Каждый учащийся отстрелял 15 патронов с дистанции в 50 метров.
Предшествовал занятию утренний развод, на котором курсанты узнали о предстоящем испытании. Испытании, ведь многие из них прежде не держали в руках боевого оружия. Построение завершилось, и настало время сборов: подписи в отчетных ведомостях, форма одежды «номер пять», сбор перед учебным корпусом, пересчет личного состава, «К машине!». Наконец, дорога. В «ПАЗике» царит атмосфера возбужденности, ажиотаж; слышно, как тут и там курсанты обсуждают свои будущие результаты, кто-то рассказывает о прошлом опыте, но все ждут той заветной для многих возможности «пострелять».
Следующее построение на самом стрельбище – на предварительный инструктаж. Руководитель, майор в отставке, рассказывает о плане работы: «Помогу вам выставить стойку, сделаем несколько пристрелочных выстрелов, затем – на результат». Звучит команда: «Напра-во!», — и колонна курсантов выдвигается вглубь стрелкового комплекса, к огневому рубежу. Идти нужно под гору, жесткие подошвы берец гулко стучат по асфальту, и кажется, что идущих больше, чем на самом деле. Уже здесь – полноценный инструктаж, но для курсантов – повторный: на теоретических занятиях по огневой подготовке каждый из учащихся зазубрил эти правила наизусть. Но, как известно, повторение – мать учения, а потому: «Запрещено направлять оружие в сторону и тыл от огневого рубежа…»
И вот, майор идет вдоль строя и делит курсантов на смены: «Раз, два, три… — первая, …четыре, пять – вторая», — и так до самого конца. После – команда: «Первая смена, на огневой рубеж». Оставшиеся в строю смотрят, как их товарищи принимают положение изготовки к стрельбе, как майор-инструктор проходит перед ними и ударяет ладонью в ствол, чтобы проверить устойчивость, как он дает рекомендации и отдает распоряжения. Смене подают боеприпасы, и руководитель командует: «Примкнуть магазины», — дождавшись всех, он снова командует: «Снять оружие с предохранителей, зарядить, огонь!»
Звуки первых выстрелов звучат оглушительно. Карабины стреляющих разных поколений и модификаций, у срезов стволов некоторых из них видны дульные вспышки и облачка порохового дыма, вырывающиеся из дульного тормоза и затвора. Пасмурная погода позволяет разглядеть их. Череда одиночных выстрелов, идущих один за другим, сливаются в единый стрекот. Где-то на удалении слышен ответ, — там стреляет кто-то ещё.
Пока одна смена на рубеже, другой проводится краткий экскурс по оказанию первой медицинской помощи: курсантам рассказывают, что делать в случае кровотечения, как поступить, когда человек без сознания. Третья смена тренируется заряжать магазины, по совместительству, подготавливает их к своей очереди стрелять.
После первых выстрелов ажиотаж, следующий за курсантами от автобуса, спал. Понемногу они стали привыкать к звуку стрельбы, хотя от неожиданности кто-то всё ещё вздрагивает.
«Отстрелявшиеся» собираются в группы и обмениваются впечатлениями, показывая друг другу мишени, считают очки; результаты для многих неутешительные – сказывается отсутствие опыта. Кому-то удалось сделать серию выстрелов в «десятку», кто-то попал лишь вокруг нее, а кто-то не попал вовсе. Многие жалуются на шум в ушах – сегодня они узнали, что оружие соседа стреляет намного громче, чем свое собственное.
Но вот последняя смена бежит проверять результаты, и занятие подходит к концу. Желающие фотографируются с оружием, некоторые – со своими мишенями.
Курсанты вновь строятся. Инструктор подводит итог занятия: «Вы как будущие офицеры должны знать оружие и уметь с ним обращаться, чтобы уметь и научить своих подчиненных…» Теперь – вверх по склону, обратно к транспорту. По дороге продолжаются обсуждения полученных знаний и опыта.
Герман ВЫСКРЕБЕНЦЕВ
                    
                    
                    
        
            
0 комментариев