День филолога — праздник, объединяющий всех, кто любит слово, кто видит в нем не просто инструмент коммуникации, а живую, дышащую субстанцию. Это день тех, кто посвятил свою жизнь изучению языков, литературы, культуры, истории.
Сегодня темп и динамика жизни стремительны: техника, социальные сети, аудиовизуальные средства упрощают нашему поколению внутримозговую активность. Как обстоят дела с русским языком среди зуммеров и миллениалов? Не теряет ли он свою глубину, красоту и выразительность под натиском сленга, заимствований и сокращений?
Многие эксперты бьют тревогу: молодежь разучилась грамотно писать и говорить, засоряет речь англицизмами, упрощает синтаксис. Действительно, язык поколения Z и поколения Y отличается от языка классической литературы. Он более динамичный, прагматичный, ориентированный на скорость и визуализацию. Мемы, эмодзи, короткие видео — всё это формирует новую лингвистическую реальность.
Однако, не стоит видеть в этом только негатив. Язык — живой организм, он постоянно меняется, адаптируется к новым условиям. Зуммеры и миллениалы не отказываются от русского языка, они просто используют его по-своему, создавая новые формы и выражения. Сленг, хотя и вызывает споры, часто бывает остроумным и креативным. Заимствования, если используются уместно, обогащают язык. Главное — сохранять баланс между традициями и инновациями, не забывать о грамотности и культуре речи.

Чтобы разобраться в этом сложном вопросе и его тонкостях обратимся к
Виктории МОЛЧАНОВОЙ, кандидату филологических наук, ассистенту кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы ВГПУ.
— Поколение зумеров или миллениалов сильнее с точки зрения образования?
— Думаю, что качество полученного человеком образования определяется не его поколением, а личным стремлением к поиску новых знаний, освоению специальности, саморазвитию. Среди представителей любого поколения можно найти людей, которые больше или меньше устремлены к познанию. Но что можно сказать наверняка — зумеры и миллениалы отличаются подходом к получению образования. Исходя из своего опыта отмечу, что получение образования для миллениалов — это гонка, а для зумеров — размеренная необходимость.
— Какой молодежный тренд вы искренне не понимаете, а какой, напротив, находите “вайбовым”?
— Не понимаю тренд на гордое отрицание продуктивности:“я могу себе позволить ничего не делать по жизни, всё время сижу дома и смотрю сериалы, я гедонист”. Но молодёжный тренд, который подразумевает поиск красоты в мелочах, мне особенно нравится. Возможно, внимание к деталям стало пробуждаться во время пандемии COVID-19, и именно молодёжь начала возвращать общество к настоящей жизни, призывая получать удовольствие от маленьких вещей.
— Какой сленговый термин, по вашему мнению, должен быть немедленно добавлен в академический словарь русского языка и почему?
— По моему мнению, только время может показать необходимость добавления сленгизмов в академические словари. Безусловно, язык — это динамичная система, но всё-таки опирающаяся на традицию. Употребление того или иного сленгизма для начала должно стать устойчивым и традиционным, а уже потом можно говорить о необходимости лексикографической фиксации.
— Как вы думаете, влияет ли использование молодежного сленга на грамотность речи и, если да, то как? Это “кэнсел” для языка или “апгрейд”?
— Я думаю, что молодежный сленг может быть “апгрейдом” для языка в тех случаях, когда используемые единицы закрепляются в языковой системе. Однако факты свидетельствуют о том, что чаще всего сленгизмы остаются модными непродолжительное время. Например, ещё недавно очень популярным было слово “краш”, но едва ли кто-то сейчас назовет симпатичного человека именно так. И всё-таки нельзя считать молодежный сленг “кэнселом”, так как это факт, характеризующий любой живой и развивающийся язык.
— Какое самое неожиданное применение молодежного сленга вы встречали в академической среде?
— В этом ключе хочется отметить активное молодежное словотворчество, иногда неожиданное. Когда-то студенты решили начать изучать мемы, используя методы различных наук, а потом придумали сленговые слова, например, обозначающие специалиста, который изучает мемы (мемолог), или даже называющие науку (мемология). Интересно, что слова прижились, и образование подобных неологизмов свидетельствует о динамике языка, свободе языкового мышления и продуктивности существующих языковых моделей.
— Если бы вам нужно было описать современное образование одним словом из молодежного сленга, что бы это было?
— Инсайт.
— Как вы думаете, влияет ли использование голосовых сообщений на письменную грамотность молодежи?
— К сожалению, да. При этом думаю, что запись голосовых сообщений снижает потребность в грамотном оформлении письменного сообщения, а ускоренное воспроизведение голосовых сообщений снижает концентрацию внимания и повышает тревожность.
— Если бы вы могли добавить одно новое правило в русский язык, чтобы сделать его более логичным и понятным для молодежи, что бы это было?
— Я бы настаивала на обязательности написания буквы “ё” во всех словах, где она присутствует.
— В 2014 году Forbes отобрал 15 профессий, которые потеряют свою актуальность к 2020 году, среди них оказались журналисты и филологи. Сейчас 2025, сбылось предположение аналитиков?
— Могу с большой уверенностью заявить, что не сбылось! Например, в настоящее время в России реализуется ряд новых значимых проектов, направленных на продвижение русского языка как в нашей стране, так и за рубежом. Это обусловливает потребность в большом количестве квалифицированных специалистов-филологов, которые могли бы вести образовательную и просветительскую деятельность в отмеченной сфере, в том числе на иностранном языке. Филологи востребованы! Уверена в том, что и журналисты тоже.
Анастасия ЛЕЩЕВА
Фото автора
0 комментариев