30 Апреля, Вторник, 00:28, Воронеж

Весь мир – зона катастрофы

Но то, что делаю я, больше не подлежит обсуждению, здесь не нужны аргументы, нет стороны, которую можно бы было принять. Время сомнений прошло.
— «Святой и страшный аромат», Роберт Курвиц


Нолан – отец современного «интеллектуального блокбастера». Его «фильмы для умных» раз за разом собирают внушительные кассы, несмотря на иллюзорную элитарность. При этом набор авторских штампов у Нолана кочует из одного кинополотна в другое. Какая-то интересная идея, вокруг которой вертится весь фильм, быстрый, даже резкий монтаж, сине-серая цветовая гамма, размышления о высоких материях и плохо прописанные персонажи, особенно второго плана, – типичная «нолановщина». Не избежал её влияния и «Оппенгеймер».


И, хотя «Оппенгеймер» понравился мне меньше «Довода» или «Интерстеллара», он все еще транслирует несколько небезынтересных идей. Но чтобы понять их, нужно препарировать самого протагониста. Что за человек копошится под кожей отца атомной бомбы?

А копошится теоретик. Идеалист. Мечтатель. Его тревожат мысли и идеи о тайнах вселенной. Он читает Капитал и Бхагавад-гиту в оригинале. Выучить голландский и выступить на нем с лекцией по квантовой механике для Оппенгеймера не проблема, а интеллектуальный вызов. Он называет себя демократом нового курса, якшается с коммунистами, радеет за судьбу левых в Испании и помогает организовать профсоюз. Он гений и осознает это. Но Оппи – гений книжный. Его стихия – полёт мысли, ограниченный уютным кабинетом, в обществе таких же книжных гениев. Он изучает, как умирают звезды, как в черных дырах перестает существовать даже информация. Но бургер пожарить он не может. И ребенка воспитать. И вырваться за пределы собственного интеллектуального пузыря, чтобы посмотреть хоть немного дальше своего носа, тоже. Весь фильм нам демонстрируют его безусловную гениальность, когда дело касается теоретических вопросов, и его же полную беспомощность, когда дело касается всего остального. «Ты убедил всех вокруг, что намного сложнее, чем есть». «Считаешь, что мирские правила к тебе не применимы». «Прекрати быть таким чудовищно наивным!», — обращаются к Оппи ближние его. И их можно понять. Как минимум потому, что они полностью правы.

Кстати о ближних – Роберту Оппенгеймеру ужасно не повезло с женщинами. Первая его избранница – злобная и истеричная коммунистка, а вторая – злобная и истеричная алкоголичка(и экс-коммунистка). Одна отметилась ненавистью к цветам и суицидальными наклонностями, другая – отсутствием даже намека на материнскую любовь и тем, что буквально в каждом кадре появлялась с чем-нибудь спиртосодержащим. Вся эта Санта-Барбара с мерзкими персонажами, которым не получается сопереживать, даже если очень хочется(а мне не хотелось), не вызывает ничего, кроме желания пойти помыться. Впрочем, нужно отдать должное самому Оппи: все конфликты с этими картонками он переносит с непроницаемым каменным лицом. Видимо, терзается тайнами мироздания.

Самая интересная часть фильма, впрочем, касается именно разработки атомной бомбы и последствий её применения. В конце концов Оппенгеймера вербует американский вояка в усах, старательно делающий вид, что в голову он не только ест, но и пьёт. Разговаривает он, разумеется, преимущественно капсом. Мотивируемый получением нобелевской премии за создание атомной бомбы, Оппи организует шарашку в Нью-Мехико, где светила американской науки могли бы догонять и перегонять Германию. Причем Оппенгеймер с сотоварищами воспринимают всё это именно как интеллектуальную гонку, соревнование. Они искренне радуются, когда их немецкие коллеги начинают отставать, но радуются, как мне кажется, не из-за идейных или этических соображений. Для ученых это паззл, который нужно собрать. Мощь и значение собственного детища дойдет до Оппенгеймера только тогда, когда он сам увидит на горизонте атомный гриб. Только ужасаться будет уже поздно. Время сомнений прошло. «Это не новое оружие, это новый мир».

Ключевой момент разработки бомбы – осознание учеными того, что атомный взрыв может спровоцировать цепную реакцию, которая приведет к возгоранию атмосферы и концу света. Просто сам факт возможности такого сценария делает сцену испытания бомбы гораздо более напряженной даже несмотря на то, что мы знаем, что наш мир до сих пор вроде бы цел. Впрочем, мотив цепной реакции еще сыграет свою роль в концовке фильма.

Я не считаю, что «Оппенгеймер» — про то, как можно извратить благую идею. Создание атомной бомбы никогда не было благой идеей, даже если бы она помогла победить Рейх. Стало бы наше звездно-полосатое добро с кулаками еще добрее, скинь оно бомбу не на Хиросиму, а на Кёльн? Нет, не стало бы. Оно бы просто убило множество людей, подавляющее большинство которых не было идейными нацистами. Впрочем, крылатой демократии вообще не свойственны моральные терзания: немцы, японцы, русские, какая разница? Чтобы уничтожить Дрезден, Союзникам даже атомная бомба не понадобилась. А куда на карте метят увлеченные созданием водородной бомбы? На Москву и Ленинград. И президент Трумэн, показанный в фильме крайне неприглядно, говорит после встречи с рефлексирующим Оппенгеймером: «Не пускайте больше ко мне этого плаксу». Только вот какой смысл рефлексировать? К чему эти запоздалые муки совести? Бомбы сброшены. Цепная реакция запущена. Или Оппенгеймер с коллегами были настолько наивны, что не думали о том, что созданное ими самое мощное оружие в истории человечества будет использовано по назначению? Они даже создают петицию, чтобы предотвратить его использование. Невольно возникает вопрос: а зачем вы все тогда создавали эту бомбу? Вас никто не заставлял этого делать, вы вызвались вполне добровольно. И на чьи плечи возложить ответственность за проклятый новый мир, в котором теперь придется жить человечеству? На американскую военщину и политиканов? Но не они «освободили первозданную силу Вселенной». Да, они ей воспользовались, но факт остается фактом – не военщина и не политиканы создали бомбу, а Оппенгеймер. Да, он явно неплохой человек. Но этот неплохой человек виновен в конце света.

История Роберта Оппенгеймера – предостережение всем людям XXI века. То, что атомное оружие это плохо – очевидно последние лет 70. Куда менее очевидно то, что плохо оно не само по себе. Создание атомного оружия – закономерный этап развития нашей техногенной цивилизации, и далеко не последний. Наука начала с огня и закончит на искусственном интеллекте или смертельном вирусе, который уничтожит нас всех, уничтожит обязательно. И за изобретением очередного чуда техники будут стоять люди, очень похожие на Оппи – неплохие, но виновные в конце света. Цепная реакция уже запущена, и мы видим это в концовке фильма: гигантская волна огня накрывает Северную Америку и медленно двигается дальше, постепенно пожирая Атлантику, Африку, Европу. Конец света произошел. Весь мир – зона катастрофы.

Илья АФАНАСЬЕВ

0 комментариев