25 Апреля, Четверг, 19:39, Воронеж

В фильме о Маршаке воссоздали старый Воронеж

«Кино в Воронеже можно снимать!» Именно такими словами ознаменовался премьерный показ короткометражного фильма «Натанель», который прошел 16 мая в кинотеатре «Спартак». В этот вечер зал на 430 мест был переполнен (пришлось даже ставить дополнительные стулья), а киноленту наградили бурными овациями.


Идея снять фильм про Маршака пришла двум воронежцам: молодому режиссёру Алексею БЫЧКОВУ, выпускнику Всероссийского государственного института кинематографии, и продюсеру, сорежиссеру, а также заслуженному артисту России Камилю ТУКАЕВУ. Оба они работают в Камерном театре, но по словам Алексея, ему захотелось вернутся в свою естественную среду, где за героями неустанно следит глазок камеры, выйти за рамки театральной драмы, при этом сделать все это, не выезжая из города.

Алексей Бычков - главный режиссер
— Мы с Алексеем везде позиционируем, что этот фильм – воронежский! Фильм снят при помощи всех воронежских ресурсов. И мы хотим своей работой доказать, что можно снимать кино в Воронеже, только с воронежскими актерами, только с воронежскими режиссерами, только с воронежскими камерами и только с воронежской землёй! Маршак нам в помощь! — заметил Камиль ТУКАЕВ, закончив вступительную речь.

Камиль Тукаев в роли военкома
В 1915 году Самуил Яковлевич возвращается в Воронеж. Правда, для него это не счастливое воссоединение с малой родиной – до приезда умерла его горячо любимая дочка Натанель, которая опрокинула на себя самовар с кипятком. Вместе со своей женой Софией Михайловной Маршак пытается справиться с тяжелыми душевными травмами. Он даже записался на фронт, желая подставить под пули свою грудь, чтобы уйти от страданий, однако и в ему отказывают. И находясь в такой глубокой безысходности, он чудом находит свое призвание — писать для детей. Так и родились известнейшие произведения: «Рассеянный с улицы Бассейной», «Кошкин Дом», «Мастер-ломастер» и другие. Вот о чем повествует фильм.

После окончания сеанса больше половины зрителей остались на беседу с создателями кинокартины, где любой мог задать свой вопрос.

Поскольку художественное содержание трактовал каждый по-своему, людей больше интересовала техническая часть съемок: в ленте все замечали знакомые места, но в совершенно другом, старинном состоянии. Мы увидели Покровскую церковь, где Самуил Яковлевич размышлял о жизни, фасад школы № 23, который имитировал давно разрушенный воронежский вокзал. Мы увидели улицу – ныне Карла Маркса, – на которую смотрело окошко дома Маршака.

В кадре можно увидеть фасад школы №23

Позже режиссеры признались, что подобную дореволюционную атмосферу воссоздать было довольно сложно. А в поисках мест, где можно было запечатлеть старый Воронеж, они дошли до того, что просматривали информационные заметки французских разведчиков, содержащие фотографии того времени. Поэтому самой главной проблемой с которой столкнулась съемочная группа – как скрыть реалии современного мира: рекламные вывески, обилие кондиционеров и покрытые плиткой тротуары.

– Мы ведь не «Мосфильм» и не «Ленфильм», и даже не Ялтинская киностудия. У нас нет такого огромного количества запаса костюмов по хронологии. У нас нет, как в Москве, отдельно выстроенного городка, где, как вижу, почти каждый третий фильм снимается на этих четырех искусственных улицах, если вдруг нужна история про былые времена, – объяснил Камиль ТУКАЕВ.

— Приходилось прибегать к хитростям. Мы решали проблемы посредством тех возможностей, которые у нас были: например, легким «пересветом» в сцене или умелым декорированием. Вот, допустим, веду я в кадре Маршака, идущего по определенной траектории, и когда мы доходим до кондиционера, он своей головой в шляпе перекрывает его, — дополнил Алексей БЫЧКОВ.



Под конец беседы Алексей БЫЧКОВ и Камиль ТУКАЕВ поблагодарили зрителей, пришедших на премьеру. И еще раз подчеркнули, что без помощи всего Воронежа они бы никогда не создали этот фильм.

Из зала прозвучал голос: «Возможно это будет не самый приятный вопрос, но все же… Помимо всяких кондиционеров были ли у вас реальные тяжелые проблемы? Мешал ли кто-нибудь снять фильм?»

— Знаете, с момента задумки этого кино лично у меня создавалось такое ощущение, что его существование намечено судьбой. Оно родилось и росло, а мы всего лишь вкладывали в него то, что могли. И на удивление никаких препятствий не появлялось, наоборот, весь Воронеж откликался на наши любые просьбы. Попросили поддержку у Гордеева – он помог. Потребовались дополнительные деньги – Платоновский фестиваль дал нам их. Нужна была съемочная аппаратура – Камерный театр предоставил её. У меня была мечта показать фильм в кинотеатре – и это тоже сбылось! Все включали режим финансовой лояльности. Кондиционеры действительно оказались нашей самой большой проблемой, – ответил Камиль ТУКАЕВ.



— На эту премьеру я попала случайно. Но ничуть не жалею об этом. Наконец-то, выпустили что-то одухотворенное, что-то намного более близкое старшему поколению, к коему я и принадлежу. Иногда переключу случайно на канал дважды два и просто остаюсь в шоке – что смотрит современная молодежь? Надеюсь в будущем таких фильмов, как «Натанель», будет больше, — поделилась своими впечатлениями одна из зрительниц Лариса РАДОСТИНА.



Слава УТКА
Фото из группы ВКонтакте

0 комментариев