30 Марта, Понедельник, 16:53, Воронеж

Всероссийский дистант

На прошедшей неделе воронежские вузы вместе со всей страной протестировали свои возможности и навыки онлайн-обучения. О том, как это происходило, узнали корреспонденты «P.S. — 5 сов».


Согласно приказу ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого карантин продлится две недели — с 16 по 29 марта 2020 года. В целях защиты от коронавирусной инфекции почти все воронежские вузы вслед за ВГУ отменили очное обучение.

Карантин — отличное время для самообразования. Студенты узнали о полезных ресурсах с открытым доступом. Например, электронная библиотека образовательной платформы ЮРАЙТ, которая предоставила бесплатный доступ к учебной литературе по всем отраслям знаний. Для того, чтобы свободно изучить 8 592 учебника по разным дисциплинам нужно просто зарегистрироваться и указать свое учебное учреждение.



А для доступа к образовательному порталу «Электронный университет ВГУ» уже нужно ввести номер студенческого билета или зачетной книжки. Поэтому иногородним студентам лучше взять их с собой на время внеплановых каникул.



Впрочем, каникулами карантин не назовешь, ведь учебная программа должна быть выполнена в том же объеме. Только теперь знания будут усваиваться и проверяться в виртуальном режиме. Готовы ли учебные заведения эффективно организовать работу в электронной информационно-образовательной среде?

Студенты фармацевтического факультета ВГУ пользуются сайтом университета. У каждого обучающегося есть свой личный кабинет, куда добавляются все лекции, лабораторные практики и тесты по пройденному материалу. Также преподаватели используют сервер Moodle: они скидывают туда домашнее задание, а студенты присылают на этот же сервер уже готовые к проверке работы.

— Система очень удобная, единственный минус в том, что иногда не хватает времени переписать лекцию — некоторые из них проверяют по присланным нами фотографиям, — рассказывает первокурсница Мария УДОВЕНКО.

Юристы, которые, к слову, одними из первых начали говорить о том, что вуз, скорее всего, переведут на дистанционное обучение, тоже не отстают.

— На связь вышли все преподаватели, дали нам задания, которые мы выполняем и отправляем им на электронную почту, — говорит Денис КОЖЕМЯКИН, студент первого курса юридического факультета. – Причем мы не только выполняем практические задания, но и слушаем лекции. Не в онлайн-формате, конечно, а в текстовом или видео.

Об образовательном портале «Электронный университет ВГУ» будущие юристы тоже слышали, проблем с доступом к нему практически не возникало. Некоторые студенты столкнулись с трудностями доступа к сервису лишь в начале, когда изучали, по их мнению, непривычный интерфейс сайта.



— Одним Электронным университетом мы не ограничиваемся, — говорит Денис. — Информацию всегда стоит брать из разных источников, причем у каждого студента они разные. Слышали мы и про Moodle, но вот ни преподаватели, ни студенты им не пользовались.

Экономический факультет работает так же слаженно, как и раньше. Например, студентам второго курса обозначили программу подготовки по ряду дисциплин почти за неделю до карантина. Учащимся первого курса повезло чуть меньше.

— Нам выслали задания для самоподготовки, которые потом будут проверять, — рассказывает Лера ЛЕПЕХИНА, студентка факультета экономики. — Причем это еще не все. В ближайшее время работы предстоит много, ведь одним набором заданий преподаватели не ограничатся. Сказали, что скоро пришлют еще.

Онлайн-обучение, впрочем, на этом заканчивается. Собираться в видео- или аудиоконференции ни экономисты, ни юристы не планируют.

По каждому предмету нам обозначили учебники, пособия и книги, рекомендованные изучить, – делится Лера. – Дают почитать и лекции, но ни о каких онлайн-конференциях разговора не было. Возможно, пока что.



А юристы из Российского государственного университета правосудия пока ушли на «технические каникулы».

— Портал для обучения онлайн сейчас только настраивают, но как мне кажется, наши занятия будут проходить скорее всего в форме самоподготовки: конспектирование лекций, решение семинарских заданий и так далее. Как на школьном карантине, — считает Иван ЛОГУНОВ, второкурсник ЦФ РГУ.

Студенты также открывают для себя образовательные онлайн-платформы.



– Казалось бы, обучать языку дистанционно – задача не из легких. Тем не менее современные технологии дают нам возможность делать это без потери качества подготовки будущих специалистов. В Skype студентов можно объединить в группы и проводить занятия, одновременно демонстрируя свой экран – это очень удобно. В VKontakte у нас есть групповые беседы с группами или старостами, в которых можно обсуждать любые вопросы, связанные с домашним заданием. Электронная почта, виртуальные доски, так своевременно ставший бесплатным расширенный аккаунт в Quizlet, Moodle, Google Classroom… Мы изучаем платформы, строим систему обучения — и, кажется, получается неплохо, – делится своим опытом Татьяна БОРОВКОВА, студентка РГФ ВГУ.

Активно пользоваться гаджетами и социальными сетями теперь придется и преподавателям.

– Я сам использую в первую очередь Moodle, там выложил лекции, задачи и другие материалы. Но так же приходится активно использовать VKontakte, мессенджер WhatsApp и другие соцсети. Я думаю, что это неделя пока установочная, направленная на взаимную адаптацию и преподавателей и студентов к новой ситуации, – считает Дмитрий ЛЮБАШЕВСКИЙ, заместитель декана физического факультета ВГУ.

Впрочем, не все преподаватели смоли быстро адаптироваться к ситуации.

– По поводу дистанционного обучения, на данный момент еще не все преподаватели вышли с нами на связь. Для обучения по сети мы используем электронную информационно-образовательную среду нашего вуза, сокращенно ЭИОС. Хочется верить, что в будущем для учебы онлайн мы будем использовать более знакомые приложения, такие как Skype и Discord, – рассказывает студентка второго курса ВФ РЭУ им. Г.В.Плеханова Юлия ОСТАПЕНКО.



Для многих студентов адаптационная неделя воспринимается и как дополнительный отдых от учебы.

– Нас попросили дать нашу почту и зарегистрироваться на сайте, но к такому наш факультет готов не был. Многие не воспринимают это как обучение, почти для всех это каникулы. И сейчас на сайт заходит только наш староста и никто больше, – рассказывает Яна ПЕРЕСЛАВЦЕВА, студентка физического факультета ВГУ.

Студенты ВГМУ также проходят обучение с помощью системы Moodle. Они получают тесты и задания, которые необходимо выполнять каждый день с 9:00 до 17:00. Скриншоты входа на сайт и своих работ обучающиеся отправляют преподавателю на проверку. По некоторым предметам требуется присылать фотографии заполненных рабочих тетрадей.

Воронежский педагогический университет тоже практикует дистанционное обучение. Связь поддерживается через электронную почту и в личном кабинете на сайте ВГПУ.

В целом студенты выделили определенные плюсы и минусы виртуального образования.



Из плюсов: гибкий график занятий, комфортная домашняя обстановка, возможность самостоятельно выбирать темп обучения и экономить личное время, которое можно уделить другой деятельности (например, получить два высших образования). Из минусов – отсутствие собранности, контроля со стороны, отвлекающие факторы и нехватка личного общения. Многие преподаватели не проводят занятия онлайн, а просто присылают материал.

– Я считаю, что домашнее обучение имеет больше преимуществ, чем традиционное. Но все же посещать занятия и выполнять задания под контролем преподавателей привычней и эффективней, – рассказывает Кристина ПЛОХИХ, студентка естественно-географического факультета педагогического университета.

К тому же часть практических работ нельзя выполнить дистационно. Так для специальностей Воронежского государственного института искусств или физической культуры очень важна практика. Но несмотря на это, их тоже закрыли.

– Наших студентов перевели на дистанционное обучение позднее всех остальных, а подозревать о том, что наш вуз временно закроют, студенты начали, когда всем школам продлили каникулы. Все преподаватели стараются активно поддерживать с нами связь. В основном все проверяется через фотографии (так как факультет живописи). Лекции и задания отправляются по электронной почте и через сайт Moodle, о котором нам рассказали еще на первом курсе, – говорит студентка 2 курса факультета станковой живописи ВГИИ Виктория ДОНЦОВА.

– Нам про карантин сказала очень неожиданно. Дистанционное обучение состоит в том, что мы по заданию преподавателей находим лекции на сайте института и переписываем. Помимо заданий к лекциям и семинарам, нам задают писать рефераты и статьи. Либо на конференции, либо для каких-нибудь сборников. Кажется, несложно, но написать штук 10 документов разной направленности не так легко, – рассказывает София ПОБЕДИНСКАЯ, студентка Воронежского института физической культуры, специализации СТ «Волейбол».

Впрочем, студенты ВГУ тоже занимаются физкультурой в режиме онлайн. Такие необычные формы обучения принес нам коронавирус.



Максим ТРЕТЬЯКОВ
Анастасия МАЦЮКЕВИЧ
Ольга МЕЩЕРЯКОВА
Владислав СМИРНОВ
Анна ЗЕНИЩЕВА
Инна БЫЛДИНА
Анастасия ПАЛЬЧИКОВА
фото Анастасии ПАЛЬЧИКОВОЙ и из ресурса Free Digital Photos

0 комментариев