29 Апреля, Понедельник, 09:31, Воронеж

Утро начинается не с кофе, или Один день из жизни преподавателя

Помните фразу «Утро начинается не с кофе»? Вероятно, это так. Открыв глаза, школьник думает о предстоящей контрольной, студент решает, идти на первую пару или снова провалиться в объятия Морфея, а преподаватель… Действительно, какие планы строит педагог? Как проходит его день? Узнаем, если проведем сутки, наполненные воспоминаниями, с профессором, заведующим кафедрой высшей математики ВГПУ Валерием Владимировичем Обуховским.

Как учащийся спрашивает себя: «Готов ли я к экзамену?», так преподаватель начинает день с вопроса: «Готов ли я к встрече со студентами?» Если ответ утвердительный, Валерий Владимирович уверенно идет на работу:

— Дети могут простить тому, кто дает им знания, многое. Они не прощают одного – некомпетентности. Если же педагог знает свой предмет, он заслуживает уважения при всех недостатках.
Не обязательно на пути к университету прокручивать в голове «сценарий» будущего семинара. Настоящий преподаватель не боится импровизировать. Шагая на работу, Профессор Обуховский предается воспоминаниям.

Вот улица Фридриха Энгельса, оживленная, шумная. Когда трехлетнего Валеру привезли в Воронеж, на месте нынешних многоэтажек цвел сад с фруктовыми деревьями, а на булыжной мостовой играли дети. Каждое утро соседка гнала корову вниз к реке по улице Карла Маркса, можете себе представить такую картину? А воды весной было столько, что ребятня плавала на плотах в центре города. Вряд ли нынешние школьники, проводящие вечера у компьютера, поймут, с каким чувством их дедушки смотрели на развалины «Утюжка» и оперного театра.

Педагогический университет, стены, ставшие близкими. Валерий Владимирович учился в ВГУ, там же заканчивал аспирантуру. Он и сейчас возвращается в альма-матер в качестве преподавателя-совместителя, но большую часть времени проводит на кафедре высшей математики ВГПУ. За тяжелым дубовым столом профессор готовится к занятиям. Казалось бы, давно пора привыкнуть, но до сих пор волнительно, когда на тебя смотрят столько глаз. Кто с любопытством, кто с удивлением, многие, увы, – с равнодушием:

— Ребят, которые идут в педагогические вузы целенаправленно, мало. У абитуриентов физмата разные причины: не хотят после школы отправиться в армию, не добрали баллов на ЕГЭ, чтобы поступить на факультет мечты. Тех, кто по-настоящему любит математику и хочет в будущем делиться своими знаниями – единицы. Но, по сути, ради них больше всего и стараешься работать.


Пока студенты записывают тему лекции и вспоминают, что узнали прошлый раз, Валерий Владимирович снова мысленно уносится в прошлое.
Он научился читать в четыре года, и с тех пор его любимое занятие – разбирать книги, сидя у шкафа.
Способности к математике проявились рано, но по настоящему любовь к ремеслу привил известный в свое время в Воронеже школьный учитель Давид Борисович Сморгонский. В далеком шестьдесят пятом году он пришел преподавать математику в первый в Воронеже специализированный класс 58-й школы. Внешне очень напоминающий «сумасшедшего ученого» из фильма «Назад в будущее», он сразу заявил испуганным ученикам (с ужасным акцентом):

— Детки, я – фанатик- математик. Вы будете рыдать, но я научу вас своему предмету.

И действительно научил: вряд ли какой-нибудь другой учитель в Воронеже мог бы похвастаться таким количеством кандидатов и докторов наук, вышедших из класса.

В университете Валерию Владимировичу снова повезло – он оказался одним из первых учеников молодого талантливого профессора Юрия Григорьевича Борисовича. Юрий Григорьевич предложил Обуховскому после окончания ВГУ идти к нему в аспирантуру, но на кафедре неожиданно образовалась вакансия. Вчерашний студент стал преподавателем, перейдя в аспирантуру заочную:

— Я был очень счастлив, когда начал работать. Помню свое тогдашнее ощущение: за такое удовольствие еще и деньги платят!

Как-то даже и не возникало вопроса – а почему преподавательская деятельность? Впрочем, по прошествии многих лет Валерий Владимирович признается, что сильное впечатление на него произвел вышедший тогда на советские экраны фильм «Доживем до понедельника» с незабвенным Вячеславом Тихоновым в роли учителя истории Мельникова.
Валерий Владимирович говорит, что в течение всей своей педагогической карьеры старался походить на главного героя:

— Не знаю, как удалось насчет достоинств, а вот некоторые недостатки совпадают: увы, бываю иногда излишне вспыльчив.

Одной из главных проблем нынешнего образования Валерий Владимирович считает то, что слишком мало способных ребят выбирают профессию педагога. Иногда, когда одолевают грустные мысли, кажется, что связь поколений разорвана. Уйдут нынешние педагоги, а смены – нет:

— Уровень знаний студентов, увы, год от года падает. Неудивительно, ведь школьники предпочитают книгам телевизор и компьютер. В университете поздно наверстывать упущенное — если фундамента нет, дом не построить. Самодисциплина тоже хромает. Складывается ощущение, что многие не знают слова «ответственность». А ведь вуз – это не школа. Мы доверяем студентам и не собираемся контролировать каждый их шаг, но это доверие не всегда воспринимается правильно.

Недорослям не помогают даже достижения научно-технического прогресса. Раньше хитрецы пользовались шпаргалками, теперь – мобильникам. Но это совершенно бесполезно:

— После второй фразы ясно, выучил студент или списал. Можно чуть по — другому поставить вопрос, спросить значение слова, которое экзаменуемый уверенно повторяет. И сразу становится понятно, кто на что способен.

На общем фоне способные ребята выделяются еще больше. Увы, образование теряет активную молодежь. Одна из главных причин – низкий уровень оплаты труда преподавателей. Молодому преподавателю, особенно юноше, нелегко содержать семью. Неудивительно, что растут темпы внутренней или внешней «эмиграции»: талантливые выпускники вуза, вместо педагогической карьеры уходят в бизнес или вообще уезжают за границу.

— Я знаю многих одаренных выпускников математических специальностей воронежских вузов, которые успешно работают в США, Португалии, Норвегии. Обидно за нашу страну, но я не берусь осуждать молодых людей – талант требует условий для своей реализации.
Профессор Обуховский и сам побывал в Америке – четыре месяца работал в университете Рутгерс в штате Нью-Джерси в рамках программы «Фулбрайт»:

— В США очень много наших бывших, да и нынешних соотечественников. Попробуйте встать в коридоре какого-нибудь вуза и подождать десять минут. Если за это время вы не услышите русскую речь, я буду очень удивлен.

Американцы, вопреки бытовавшему когда-то мнению, совсем не похожи на русских:

— Мне нравится отношение жителей США к своей работе. Вот представьте, по коридору идет мусорщик. У него на лице написано: «Я – лучший мусорщик в этом университете. Немножко постараюсь и буду лучший мусорщик в городе». Там каждый гордится своим трудом. Этому стоит поучиться.

Но применение своим знаниям все же лучше искать на Родине. Обуховский каждый год бывает с научными командировками в Италии, Польше, Китае, но каждый раз возвращается в Россию, о чем ничуть не жалеет. Как можно расстраиваться, если студент, закончивший писать, тянет руку – хочет что-то спросить?
Валерий Владимирович любит вопросы. Во — первых, интерес – это признак неравнодушия. Во-вторых, овладеть профессией математика можно только решая и обсуждая задачи.

В ВГПУ, как и в любом вузе, немало студентов, которых не без злого сарказма называют «промокашками». Чаще всего это организованные девочки, которых Бог не всегда одарил выдающимися способностями, зато сполна отсыпал трудолюбия. Они сутками просиживают над книжками и в интернете и зубрят часами то, что талантливый лентяй выучит за считанные минуты. Но Валерий Владимирович уважает таких студентов. Профессор считает, что отсутствие искры можно компенсировать трудом, упорством и прилежанием. Из «промокашек» иногда вырастают замечательные педагоги и ученые.
Куда больше Обуховского волнует и другая проблема:

— Как выразился мой коллега, раньше студенты учились и немного подрабатывали, а теперь работают и немного «подучиваются». Если преподаватель упрекает такого аспиранта или старшекурсника в нерадивости, то в ответ слышит оправдание с оттенком укоризны – ведь я же работаю! Дескать, чего же вы от меня хотите, неразумный вы мой. Тот факт, что учеба – это и есть серьезнейшая работа, требующая от человека огромных усилий, времени, мало кому приходит в голову.

Да и зачем обременять себя излишним посещением занятий? Все равно ведь не отчислят. Пресловутое правило «10-1» — «отчислил 10 студентов, увольняй одного преподавателя» — хорошо известно студентам:

— Знаете, когда я много лет назад попал в один известный итальянский вуз (Туринский политехнический институт), спросил коллег – какой у вас процент отсева? Ответ был – 20%. «Столько отчисляете?» – спросил я. «Нет, столько от поступивших получают диплом в конце обучения». Наверное, это настоящие инженеры, а мы иной раз выпускаем таких «профессионалов», что жаль детей, которые к ним попадут учиться. Думаете, таких врачей мало? Ох, полагаю, что нет…

Но вернемся снова в стены ВГПУ. Валерий Владимирович – чуткий научный руководитель. У его подопечных таланта и усердия поровну. Едва прозвенел звонок, как будущие учителя унеслись прочь. Остались те самые — неравнодушные.
Третьекурсник Валера Обуховский тоже отличался энтузиазмом. Профессор Обуховский, памятуя о том, как ему повезло в начале научной карьеры, старается найти подход к каждому, кто приходит за советом.

Наставив «на путь истинный» курсовиков и дипломников, Обуховский возвращается на кафедру. Если вы думаете, что работа преподавателя – это только диалог со студентами, вы глубоко заблуждаетесь. Сеять «разумное, доброе, вечное» можно только в том случае, если ты не занят бюрократическими процедурами. Оформлением бесконечных отчетов педагоги занимаются допоздна. Эти «бумажки» никто не проверяет, но без них невозможно спокойно работать – вдруг нагрянет нежданный ревизор? Обидно, что волокита отнимает драгоценное время, которое должно принадлежать ученикам, коллегам, друзьям, семье.

Домой преподаватель часто попадает поздно вечером. Думаете, он идет пить чай и смотрит телевизор? Как бы не так, он готовится к занятиям, пишет научные статьи, книги. Кажется, что лекции из года в год одни и те же. Можно спокойно рассказывать зазубренный материал на автопилоте. Но настоящий педагог не может не развиваться.

Что касается Валерия Владимировича, то телевизор он практически не смотрит – изредка включает французский телеканал «Меццо» с классической музыкой. Свободные минуты лучше посвятить чтению. У Валерия Владимировича большая библиотека: от деда и отца ему достались настоящие раритеты. Провести вечер с книгой любимого писателя удается не так часто, как хотелось бы. Но по субботам вечно занятой профессор выбирается вместе с женой в филармонию – послушать Воронежский симфонический оркестр. Еще он очень любит Камерный театр, в котором, по мнению Обуховского, «могут талантливо инсценировать даже телефонную книгу».

Где найти время, чтобы все успеть? Работать, общаться, написать мемуары, которые пока существуют только в мыслях. Учить других и учиться самому. Любознательность – главная черта Валерия Владимировича. Поэтому ему так сложно бывает понять ту, увы, немалую категорию нынешней молодежи, исчерпывающую характеристику которой дал Пушкин: «Мы ленивы и нелюбопытны».

Преподаватели – обыкновенные люди. У них тоже есть семейные проблемы и непреодолимые обстоятельства, слабости и недостатки. Но одержимые идеей самоотдачи педагоги чаще всего засыпают с мыслью о работе. Будет новый день, и начнется очередной раунд борьбы за студенческое внимание. Профессор Обуховский считает, что его задача – разжечь интерес к преподаванию и науке. Способы должны меняться, иначе они быстро наскучат. Чем удивить студентов на этот раз? С этим вопросом Валерий Владимирович Обуховский проснется завтра.

Мария РЕПИНА
Фото из архива героя публикации

0 комментариев