7 Февраля, Вторник, 15:05, Воронеж

Худрук ВГУ Наталья Бухвалова: «Первокурсник» в онлайне — это когда при встрече узнаешь студентов, на которых смотрела в трансляции, а они тебя нет»

26 ноября на гала-концерте станут известны результаты фестиваля «Первокурсник 2022». В этом году выступления 17 факультетов снова проходили в онлайн-формате. О том, как изменился уровень концертов, спонсирует ли ВГУ какой-либо факультет и о личных фаворитах этого фестиваля рассказала художественный руководитель ВГУ, член жюри Наталья БУХВАЛОВА.

— Вы смотрели концерты всех факультетов не только как зритель, но и как эксперт. В чём отличие «Первокурсника 2022» от фестивалей прошлых лет?

— Первое изменение, которое сразу бросается в глаза, — это повышение качества фестиваля по сравнению с прошлым годом. Ребята тщательнее подбирали реквизит, костюмы, локации, делали переозвучку, а не использовали звук с камеры. Такие факультеты как ПММ, МБФ, юрфак и физфак в концертах использовали sound design: добавляли какие-то звуки, музыкальное сопровождение к номерам или конферансам, чтобы зритель больше проникся их концертом. Хочу отметить, что меньше стало багов по типу отражения оператора в зеркале или тень в кадре — на этом фестивале такие случаи были минимизированы. Факультеты более ответственно подошли к воплощению выбранной темы. Работа, которую проделывают художники по костюмам и команда декораторов у юрфака, МБФ, журфака и физфака, — просто что-то невообразимое. Когда мы опубликуем результаты фестиваля, студенты и просто зрители смогут заметить рост некоторых факультетов, можно отметить большой скачок в их развитии. Радует в целом, что ребята так стараются выразить своё творчество, что оно уже не кажется студенческим, а становится чем-то большим.

— В прошлом году «Первокурсник» проходил в онлайн-формате из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Почему в этом году вы вновь решили обратиться к данному формату?

— Вопрос о формате фестиваля я обсуждаю каждый год с администрацией вуза ещё летом — в июле-августе. Далее провожу собрание с координаторами факультетов, где мы рассматриваем текущую ситуацию. В этом году у нас с администрацией было предположение, что университеты и другие площадки могут «закрыть» из-за высокого уровня заболеваемости. Поэтому нам нужно было выбрать наиболее вероятный вариант для того, чтобы фестиваль состоялся. У нас было 3 варианта развития событий: первый — мы сразу готовимся к онлайн-фестивалю; второй — готовимся к оффлайну, а если нас закрывают за 1,5 месяца до фестиваля, то мы успеваем изменить формат; третий — верим в то, что всё будет хорошо, и делаем оффлайн-формат, но если ситуация ухудшится, то фестивалю не суждено будет состояться. Решение было принято с помощью голосования среди координаторов, и все выбрали первый вариант, чтобы фестиваль успешно прошёл при любом раскладе. То есть мы всегда работаем с факультетами через обсуждение, а не диктатуру.



— Сейчас в Воронеже средний уровень заболеваемости. По прошествии всех выступлений, как думаете, насколько было оправдано решение проведения фестиваля в онлайн-формате?

— Лично мне очень нравится такой формат, но я не говорю, что и в дальнейшем у нас «Первокурсник» будет так проходить. Из минусов могу отметить то, что ребята, которые поступили на 1 курс, до «Студенческой весны» не побывают на сцене. Соответственно, у них нет опыта, потом им тяжело даётся выступление. Но из плюсов онлайн-формата стоит выделить совершенствование ребят в жанре видео. Они начинают разносторонне развиваться, чтобы качественно отразить свои концертные номера. Если какой-то из них не очень удачный, то хорошей съёмкой номер можно красиво показать на экране и тем самым улучшить.

— Одним из проблемных моментов для некоторых участников является хронометраж концерта. С чем связано ограничение по времени в 45 минут? И почему нельзя сделать длительность концерта как на «Студвесне» — 1,5 часа?

— Этот вопрос напрямую связан с региональным и областным этапами «Студенческой весны». На региональном этапе стоит хронометраж концерта в 45 минут. И очень важно научить факультеты в сжатые сроки показывать номера и весь сюжет концерта, чтобы им потом было легче. На всероссийской «Стуенческой весне» вообще хронометраж 35 минут. Поэтому длительность концертов «Первокурсника» намеренно ограничена до 45 минут, чтобы подготовить ребят к дальнейшим соревнованиям.

— Концерты многих факультетов поражают масштабностью и затратами на их реализацию. Спонсирует ли ВГУ концерты различных факультетов и оказывает ли вообще какую-либо поддержку?

— ВГУ только обеспечивает запись музыкальных номеров на студии звукозаписи. Остальные затраты на костюмы, реквизит, локации, оборудование факультеты покрывают самостоятельно. В первый год, когда мы делали фестиваль в онлайн-формате, исторический факультет обратился к нам за помощью. Тогда мы договаривались с Домом актёра, чтобы истфак смог использовать эту локацию. В итоге это решение стало нецелесообразным расходованием средств. Площадка была очень дорогая, а визуально она себя не оправдывала. Также исходя из бюджета, который мне выделяют на фестиваль, помочь всем факультетам невозможно. Ресурсы, которые имеются у факультетов, должны быть соразмерны их видению концерта. Если вдруг факультету что-то нужно, и лично у меня есть ресурс, чтобы договориться с какой-то площадкой или добыть оборудование, реквизит, я никогда не откажу. Но на практике крайне редко факультеты обращаются за помощью.

— Насколько нам известно, в этом году произошли небольшие изменения в составе жюри. Каково вам работать с новыми коллегами и почему выбор пал именно на этих людей?

— Новые члены жюри — это люди, с которыми мне уже доводилось работать. Сложностей нет, тем более Александр Козлов и Герман Полозов — наши выпускники. Они были в активах своих факультетов во время учебы. Собственно, выбор пал на этих людей, потому что они знают, что такое «студенческое творчество» и работают много лет по своим направлениям. Александр – жюри танцевального направления, у него 13-летний опыт в постановках. А Герман оценивает на этом фестивале режиссуру и сценаристику. Однако на фестиваль «Студенческая весна» у нас, скорее всего, в составе снова будут замены, поскольку некоторые члены жюри находятся не в Воронеже или работают во время показа концертов.


— Жюри уже просмотрело все работы, а участники с нетерпением ждут гала-концерта, дабы узнать долгожданные результаты. А лично у вас есть список фаворитов этого фестиваля?

— В фаворитах у меня МБФ, юрфак и физфак. У МБФ могу отметить хорошее оформление, тщательный подбор костюмов и реквизита. В конферансах у ребят отличный текст и посыл. В целом концерт смотрится целостно. Юрфак поразил тем, что изобрел машину времени и отправил нас в досуг наших родителей. Надеюсь, что мои зажигали на рэп-баттлах. Ну а у физфака очень смешной и добрый концерт, мне такие по душе. Также хочу отметить факультет, который открылся для меня с новой стороны на этом фестивале. У ФиПси — прорыв в работе актива. Видно, что налажен рабочий процесс, учтены все комментарии жюри прошлых фестивалей. Неожиданно было увидеть первокурсников, которые так хорошо играют свои роли.

— А вообще за сколько дней до гала-концерта жюри принимает окончательное решение? И как это происходит: вы созваниваетесь или лично встречаетесь?

— На протяжении всего фестиваля «Первокурсник» мы ведем таблицу с баллами концертов всех факультетов, после трансляции последнего концерта уже видно номинантов и победителей в направлениях. Если у двух номеров одинаковые баллы, то мы советуемся с жюри по конкретному направлению, решаем, какой номер больше достоин, либо награждаем оба факультета. После подсчета дополнительных баллов за номинации становится ясно, какие места заняли факультеты. Всё это занимает 1-2 дня и, как правило, нам достаточно созвона.

— Что такое «Первак» для вас?

— Я это поняла буквально недавно в коридоре главного корпуса ВГУ. «Первокурсник» в онлайне — это когда при встрече узнаешь студентов, на которых смотрела в трансляции, а они тебя нет. А ещё смотришь на номера из концертов и думаешь, что участники фестиваля параллельно учатся на двух специальностях. Ведь будучи воспитанниками непрофильного вуза, они создают и показывают такие номера, которые уже совершенно не похожи на студенческое творчество.

Ксения КИЦУЛЬ
Фото из архива Натальи Бухваловой

0 комментариев