22 Ноября, Среда, 04:31, Воронеж

На «Джазовой провинции» воронежцы узнали о битбокс сакс и спели колыбельную с американцем

6 ноября в зале Воронежской филармонии завершился международный фестиваль «Джазовая провинция». Звуки саксофона, контрабаса, рояля и барабанов погрузили зрителей в атмосферу безграничной музыки и невероятной энергетики.


В зал филармонии подтягивалась очень разноплановая публика. Люди всех возрастов собрались здесь, чтобы насладиться джазовой музыкой. Зрителей было много. Никогда бы не подумала, что в нашем городе столько любителей современного джаза.



На сцене появился бессменный ведущий «Джазовой провинции», главный редактор журнала «Jazz.ru» Кирилл МОШКОВ и по-традиции рассказал о том, что ожидает этим вечером публику:

— «Джазовая провинция» каждый год представляет обширную и насыщенную программу. Благодаря фестивалю мы имеем возможность очень подробно изучать современное состояние джазовой сцены. Сегодня такой вечер, когда мы будем слушать, в основном, новое поколение музыкантов. Так скажем, передовые рубежи.

Право открыть программу завершающего дня фестиваля получило фортепианное трио «VEIN» из Швейцарии. В состав «VEIN Trio» входят Мишель АРБЕНЦ (Michael Arbenz) — рояль, Томас ЛАНЦ (Thomas Lähns) — контрабас, Флориан АРБЕНЦ (Florian Arbenz) — ударные.



Трио работает в стилистике современного джаза и пост-бопа. Музыканты производят деконструкцию классического джаза, вычленяют новую красоту, выходя за рамки принятых стандартов.



По ходу выступления Мишель АРБЕНЦ несколько раз подходил к микрофону и по-английски рассказывал, чему посвящена их музыка. Но тут не обошлось без конфуза. Создалось ощущение, что переводчик, который доносил до аудитории слова Мишеля, начал заниматься изучением иностранного языка неделю назад. Он никак не мог перевести то, что говорил музыкант. Речь ставила переводчика в тупик, из его уст доносилось лишь тихое и неразборчивое бормотание, в котором сложно было понять хоть одно слово. В зале поднялся смех, даже сам музыкант понял, что что-то пошло не так, и тогда зрители начали поддерживать выступающего аплодисментами.



Пока на сцене происходила техническая перестановка для выступления следующих музыкантов, Кирилл МОШКОВ виртуозно рассказывал про барабанные установки:

— Барабанные установки — это продукт джаза. В самом начале джазовой истории они были совершенно другими, а вот то, как они стали выглядеть сейчас, — заслуга джазовых музыкантов. Так что можно с полным правом говорить, что единственный полноправный и на сто процентов джазовый инструмент — это вовсе не саксофон, не труба, а именно барабанные установки.

Ведущий также успел поделиться своим восхищением пианистами:

— Как с четырьмя струнами контрабаса управляться, я более-менее знаю, а вот как играть на 88 клавишах десятью пальцами, я не понимаю. Этому учатся годами, это дети, лишенные детства. Каждый день по нескольку часов они должны уделять игре на инструменте. Пока их ровесники бегают во дворе и гоняют кошек, они играют гаммы. Хороший пианист занимается четыре часа в день, очень хороший — восемь. Тот, который уже всё превзошёл, занимается один час в день, но зато всю свою жизнь.

После небольшого перерыва на сцене появились представители российской джазовой сцены.

— Сейчас вы услышите один из самых разнообразных джазовых ансамблей Москвы, — говорит ведущий. — Когда-то его лидер, пианист Дмитрий ИЛУГДИН, дебютировал на большой джазовой сцене в составе ансамбля «Арсенал». Сейчас там играют другие музыканты, а Дмитрий, проработав в ансамбле десять лет, будучи совсем молодым музыкантом с классическим образованием, создал собственное джазовое акустическое «Дмитрий Илугдин Трио». В состав коллектива входят Дмитрий ИЛУГДИН — фортепиано, Виктор ШЕСТАК — контрабас, Петр ИВШИН — ударные. Компанию трио сегодня составит талантливая вокалистка Алина РОСТОЦКАЯ.



— Пока я стоял за сценой, подумал, как было бы хорошо, если бы все музыканты так мастерски играли, как Кирилл ведёт концерт, — с улыбкой произносит Дмитрий ИЛУГДИН. — Мы сегодня представим вам нашу авторскую музыку. Сначала сыграем композицию «Непостоянство», а после, вместе с Алиной, мы сыграем её музыку и завершим блок нашей пьесой «Аура».



Музыканты поразили зал своей энергетикой, особенно бурные эмоции вызвало соло на ударной установке Петра ИВШИНА, а также нежный и мелодичный вокал Алины РОСТОЦКОЙ.



После двухчасового первого отделения зрители отправились в фойе, чтобы размяться, выпить кофе, обсудить увиденное и услышанное. Сделать фотосессию с музыкантами, приобрести диски с музыкой участников фестиваля и книги Кирилла МОШКОВА.



— Я просто улетела от первой пьесы швейцарских музыкантов, у меня такие эмоции, аж мурашки побежали по коже. Очень люблю джаз, уже третий год хожу на «Джазовую провинцию» и точно не последний. В одном месте увидеть столько талантливых людей, насладиться их творчеством — это потрясающе, — делится своими эмоциями гостья фестиваля Наталья.

Как ни странно, после антракта зрителей стало ещё больше. Зал был заполнен до отказа.

— Спасибо за проявленный высокий индекс слушательской верности. Количество пустых мест в зале после перерыва уменьшилось, это фантастика, так не бывает, — с улыбкой говорит Кирилл МОШКОВ. — Сейчас хочется пригласить на эту сцену уникума, который придумал себе новую нишу в джазовой истории. Это саксофонист из США Дерек БРАУН (Derek Brown). Он известен своим проектом с говорящим названием BEATBOX SAX. Кажется, что он одновременно играет на саксофоне и поёт, но это невозможно, поэтому это выглядит очень специфично и уникально.

Дерек БРАУН удивил всех необычным появлением. Звуки саксофона постепенно стали распространяться по зрительному залу, но невозможно было понять, откуда идёт мелодия. Молодого музыканта увидели в самом конце зала, он прошёл между рядами и поднялся на сцену, непрерывно играя на своём инструменте. Сказать, что Дерек вызвал неописуемый восторг у публики — ничего не сказать. Своей энергетикой, искренней и лучезарной улыбкой, уникальной игрой на саксофоне он поразил всех.



Дерек совмещал в своей музыке игру на саксофоне, пение и битбокс. Именно использование саксофона отличает музыканта от других битбоксеров. Многие звуковые эффекты, которые он создавал, просто невозможны для человеческого горла. В репертуаре БРАУНА были как классические джазовые произведения, хиты рок- и поп-музыки, так и авторские пьесы.



Музыкант оригинальным способом познакомил зрителей со своим папой. Публика услышала песню, исполняемую отцом Дерека, в записи на телефоне. Выступающий поместил его внутрь саксофона и стал играть. Создавалось ощущение, что мужчина поёт здесь и сейчас, а звуки саксофона отлично дополняли его голос.

Под конец своего выступления Дерек окончательно всех покорил.

— Эту песню вы знаете точно! Подпевайте мне, пожалуйста, — попросил музыкант.

Дерек начал играть и исполнять на русском языке с приятным акцентом песню «Спят усталые игрушки». Зал растаял, на лицах застыли улыбки, и все дружно стали ему подпевать. После такого выступления очень сложно было переключиться на следующий музыкальный коллектив.



Заключительным на фестивале «Джазовая провинция» стало выступление «BALTIC ALL STARS» (ДАНИЯ – ФИНЛЯНДИЯ – ЭСТОНИЯ) в сопровождении удивительной датской певицы Сине Эг (Sinne EEG), которая считается одной из лучших вокалисток в Скандинавии, Японии, Китае, США и Европе. В состав «BALTIC ALL STARS» входят Микко Гуну КАРЬЯЛАЙНЕН (Mikko Gunu Karjalainen) – труба, Николай СИЗОВ – рояль, Максим МЕДВЕДЕВ – саксофон, Хейкко РЕММЕЛЬ (Heikko Remmel) – бас, Алекси ХЕЙНОЛА (Aleksi Heinola) – барабаны.





Под звуки продолжительных аплодисментов и восторженных криков «Браво!» завершился международный фестиваль «Джазовая провинция».

Евгения ГРИНБЕРГ
Фото и видео автора

0 комментариев