19 Марта, Вторник, 05:25, Воронеж

Актёр Борис АЛЕКСЕЕВ: Когда вы на сцене, царите!

9 октября состоялся запуск проекта «Чтобы что?». Проект представляет собой серию творческих встреч. Какими первостепенными вопросами должен задаваться актёр и чем нужно работать на сцене, рассказал режиссёр, актёр, создатель и художественный руководитель театрального центра «Никитинский» Борис АЛЕКСЕЕВ.


— Мне 33, но иногда мне не продают алкоголь без проверки паспорта. Всю жизнь я провёл на сцене и многое прошёл параллельно с ней. С пяти лет мои родители поняли, что я тот ещё актёришка. Все дети играли на площадке, и только маленький Боря высаживал всех на лавочку и начинал своё выступление — я начинал им петь. Отдали меня тут же в хор мальчиков. Без музыкальной школы, конечно же, не обошлось. Там увидели мои актерские способности, с этого момента началась моя сценическая жизнь. Я стал актёром в Камерном театре, — знакомится со зрителями Борис.



Беседу начали с вопроса о предназначении артиста. Он ведь не книга, он не учит.

— Важно, чтобы было интересно выходить на сцену и проживать чужую жизнь, в которой можно умереть понарошку или влюбиться понарошку, говорить чужими словами о том, что тебя волнует.

Правила есть не только у актёра по отношению к зрителю, но и наоборот. Самое главное — внимательно смотреть представление и уважительно относиться к артистам. Самый неблагодарный критерий оценки после увиденного спектакля — это банальные «мне понравилось» или «мне не понравилось».

Понимайте, к чему вы готовитесь

Перед актером всегда должны стоять самые главные вопросы — О чем? что? зачем? кому? где?
Негласное правило, почти как у журналистов.
— Если вы вникнете в эти вопросы, то вам проще будет понять, что от вас требуется.

Встреча проходила не только в форме монолога. Актёр долго пытался выяснить у аудитории, что же является основой выступления на сцене.

— Действие! — выкрикнул, наконец, один из самых активных участников диалога.


Чем нужно работать на сцене

Головой? Ногами? Руками?
Нет. Борис акцентирует внимание — вы должны работать всем телом.

— Вы должны смотреть на всю аудиторию. Ни в конец зала, ни на одного человека, а на всех.

Актёр вызвал на сцену пять человек. Это было очень забавно — все боялись и неуверенно «отнекивались» (а ведь отсутствие стеснения и готовность выступить для артиста необходима, чему же пришли учиться зрители?) Всё-таки вышли. Борис проверял, как участник сможет произнести одну и ту же фразу по-разному. Причем произношение не должно зависеть от интонации, оно должно выходить из ситуации.


Прозвучало множество вопросов, например, всегда ли качество выступления зависит от технической подготовленности актёра. Но одним из самых интересных стал вопрос про импровизацию. Многие говорят, что импровизация на сцене — неотъемлемая часть творческого процесса. Борис однозначно отвечает:

— Нет. Спектакль делается по тексту. Артист не может забыть слов, он не может импровизировать.

Про девизы

Настоящий артист, по мнению Бориса АЛЕКСЕЕВА должен владеть аудиторией, вести её за собой. А для этого на сцене нужно действовать, выражать впечатления, развиваться.

— Когда вы на сцене, царите!

Нельзя забывать про список основных вопросов, но акцентировать внимание нужно на одном.
— Нужно задаться вопросом — не как сделать, а что! Это девиз. Актёр, творческий человек, всегда должен держать его в голове.



По мнению Бориса, подготовка к любому выступлению необходима. Даже если вы считаете, что у вас подвешен язык или вы обладаете природным талантом.

— Научитесь разговаривать сами с собой, попробуйте выстроить простую и понятную логику, и вам будет гораздо проще разговаривать со зрителем.

Екатерина СТУПНИКОВА
Фото автора

1 комментарий

kolmakovvb@mail.ru
Хорошо, что актер просвещает публику. Она должна быть благодарна ему за то, что он популярно пересказал некоторые идеи из учебника сценического искусства. См.: Галендеев В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. Учебное пособие. Л., 1990