17 Августа, Четверг, 20:21, Воронеж

Алтайские хороводы и казацкое хлебосольство

«P.S.-5 сов» продолжает цикл путевых записок участницы этнографической экспедиции «Тёплая Сибирь», организованной Федеральным агентством по делам молодёжи, выпускницы Школы межэтнической журналистики Анастасии Картавцевой.

Из истории Сибирского казачества

С древних времен казаки охраняли российские рубежи. Немало подвигов совершили они в Поволжье и Запорожье, на Дону и Кубани. Однако не стоит забывать о тех, кто надежно защищал Россию и в Южной Сибири. Сейчас казачество переживает здесь свое второе рождение. Это народ с самобытной культурой и крепкими традициями.

Сибирские казаки имеют очень богатую историю. Их войско отвечало за обширную территорию от Тобола до Монгольского Алтая, поэтому служба на ней была опасной и трудной. Главное отличие сибирского казачества от всех остальных заключается в том, что оно было создано государством и с самого начала своего существования служило стране.



"Первые казаки на территории Сибири появились во время знаменитого похода Ермака. На тот момент их было всего около 90 человек. Основная история становления Сибирского казачества началась позже, в 1808 году. Именно тогда в Сибири сформировалось большое войско. Просуществовало оно до образования Советского Союза. В наши дни потомки казаков пытаются возродить исконные традиции, подчеркнуть свою самобытность"


Первая встреча

Для участников этноэкспедиции, 25 молодых блогеров, журналистов, специалистов в сфере туризма и межэтнических отношений из разных уголков России, встреча с казаками стала сюрпризом. Автобус остановился на опушке леса прямо на границе Хакасии и Кемеровской области. Зелень, яркое солнце и весёлые песни казаков из ансамбля «Чаровница». Этот коллектив образован в 2004 году в клубе Парка культуры и отдыха Тяжинский. Художественный руководитель Сергей Каплунов.



По-традиции казаки встретили нас, как дорогих гостей, хлебом-солью, вкусным чаем и пирожками. Артистка ансамбля Валентина Михайлова объяснила, что хлеб не случайно подают именно с солью:

— Нужно обязательно желать гостям, чтобы после соленого хлеба у них в жизни все было сладко.

Казачки в ярких национальных костюмах пели народные песни так зажигательно, что мы пустились в пляс.



Лицом друг к другу

На границе Республики Алтай нас ждала ещё одна встреча с казаками и алтайцами, гостеприимство которых одна из самых важных традиций.



«Алтайцы – тюркоязычный коренной народ Алтая, включающий в себя множество этнических групп: телеуты, теленгиты, кумандинцы и тубалары. Большинство алтайцев остаются приверженцами своей национальной религии – бурханизма»


Вновь хлеб-соль. Вновь чай с пирожками и лепешки с медом, а ещё вкусный квас.



Познакомили нас и ещё с одной алтайской традицией — обмениваться песнями. Алтайцы исполняли песни на своем родном языке, а мы отвечали им своими народными песнями. Здесь я впервые услышала, как звучит национальный алтайский музыкальный инструмент – варган.



Не обошлось и без традиционных хороводов. Но не простых, а с изюминкой. Два круга, в которые мы встали, оказались один внутри другого, а мы — лицом друг к другу. Под музыку мы двигались в противоположные стороны. Как только музыка затихала, два человека, остановившиеся в этот момент напротив друг друга, должны были обняться.

Под казацкую песню о большой семье с разными традициями мы встали в ещё один необычный хоровод. Нужно было не только двигаться по кругу, но и, следуя тексту, то брать своих соседей справа и слева за голову, за плечи, за талию, за колени и даже за пятки – последнее оказалось самым сложным. Это ещё одна традиционная алтайская забава.

Встречи на границах регионов стали одними из самых запоминающихся событий этнографической экспедиции по территории Южной Сибири. Где, как не во время игр и чаепитий, можно узнать много нового о традициях коренных народов и прочувствовать народную культуру.

Анастасия КАРТАВЦЕВА
Фото автора

0 комментариев