24 Апреля, Среда, 07:32, Воронеж

Живопись без кистей: создать идею в чужой голове

«У нас молодых» впереди не только годы, но и множество возможностей реализовывать даже самые смелые свои идеи. Главное – постоянный поиск и желание. Илья СОМПРЕМУЛА – начинающий художник, который создаёт свои картины не карандашами, не кистями, а другим своеобразным способом…


Техника моего письма заключается в следующем: картины я пишу пальцами. Перчатки не использую, потому что считаю самым важным в создании работы — сохранение «живого» контакта. Единственное, что я делаю кисточкой – очень тонкая маленькая подпись. Трафареты помогают мне задать четкий образ, символ. В итоге получается нужный объем и резкость форм. Назвал такой метод «трафаретизмом» – аналогов не нашёл. Не знаю почему, но художники не совмещают трафареты и масло. А как по мне, они дают очень интересный синтез.



Краски я не разбавляю ни сиккативами (высушивающими средствами), ни лаком. Получается, что масло сохнет очень долго и равномерно. В зависимости от красок высыхание верхнего слоя занимает от недели до двух. К работе я не подхожу как к штамповке; создание одной картины занимает около года.



Картины рельефны и видоизменяются под разным освещением. Высота каждого слоя варьируется от одного до семи миллиметров. Многие элементы скрыты глазу, пока не установлен свет под определенным углом. Объем в живописи, как и в фотографии, играет очень важную роль: так можно точнее прочувствовать композицию.





Перед написанием картин я долгое время занимался фотографией. В одиннадцать лет я впервые взял в руки цифровой фотоаппарат. Тогда наша компания увлекалась активным спортом, нужна была камера для записи видео. Цифровик был бракованный и выдавал отвратительный результат. Альтернативы не было – да и что нужно в таком возрасте? Но после года съемки не выдержал – такая техника отбила у меня желание брать в руки фотоаппарат. В семнадцать увидел у друга простенькую зеркальную камеру с портретным объективом. Очень впечатлила! Цифровик ни в какое сравнение не шёл. На следующий же день я купил себе подобную камеру. Началось серьезное увлечение.

Все фотографии сделаны на плёночный фотоаппарат:


Фотография универсальна. Можно сохранить важный момент истории, показать красоту объекта, заставить задуматься, показать мелкие детали. В мире не существует ничего, на чем можно поставить клеймо «нефотогенично». Абсолютно все можно снять красиво, если подобрать ракурс.



Спустя время появилась идея создавать что-то свое в искусстве: увидел на стене у друга абстракцию. Меня давно привлекала масляная живопись, но не приступал я к ней потому, что не знал, чего именно хочу от нее. Да и, честно говоря, я никогда не брал в руки масло и не имел ни малейшего представления, как им пользоваться. Всё благодаря интернету. Художественная база, конечно, очень важна. У меня нет специального образования, но, думаю, если есть идея, крепко засевшая в голове, и желание, – даже при полном отсутствии финансов и опыта можно реализовать её любым способом.



После первой работы я задался вопросом, а существует ли подобный стиль исполнения? Знаю, метод написания картин пальцами есть. Но а такое же совмещение? Сейчас все стараются максимально сокращать затраты на производство, творчества это тоже касается. Используется огромное количество растворителей и минимум красок. А на один слой моей работы может уйти и тюбик, и четыре, но, как бы пафосно не звучало, деньги здесь не играют никакой роли: главная задача не только реализовать идею так, как было задумано, так, чтобы она удовлетворила эстетическую потребность. Важно, чтобы творчество находило свое место в чужой голове. Любой создатель имеет возможность натолкнуть людей на новые мысли, не важно, будут ли его любить или ненавидеть. И то, и другое, — мощные эмоции, они и запускают работу мысли.



Всегда вкладываю смысл в работу. Только формирование этого смысла редко происходит до самого написания картины. Всё приходит в процессе. Лейтмотив первых работ – саморазвитие человека в течение жизни.


Краски для меня — эмоции, фактура и образы – время. Я стремлюсь к созданию в своих произведениях впечатления молниеносного развития событий, буйства контрастных красок. Стиль меняется от работы к работе, но то, что остается неизменным – объем. Это мой характер, образ жизни — «здесь и сейчас». Мне близок экспрессионизм, с каждым слоем я накладываю и эмоциональный окрас. Передаю идею не только через формы и образы, но и через цвета. Так, например, я писал картину по просьбе троюродного брата. Хороший он человек, умный. Придерживается такой точки зрения: мир поделён только на черное и белое, другого не дано. На заказ не пишу, но здесь меня заинтересовала идея: квадратная черно-белая работа, этакий инь-янь для «моралиста на стороне добра». Я приступил, но с другим взглядом: использовал совокупность этих двух заданных противоположных цветов, добавил 5 разных чёрных, и весь этот синтез дал еще не меньше сотни разных оттенков. Условие сохранил, но показал, что всё не так однозначно, как может казаться.



Искусство всегда привлекало меня тем, что в нем нет объективных критериев оценки, никаких границ и рамок. Ты ничего никому не должен, делай, что душа пожелает. Человек может больше, чем ему кажется. Из одного наброска можно сформировать огромное количество совершенно новых идей, единственное, что может ограничивать — желание.

Больше работ и фотографий можно посмотреть на сайте Sompremula.com

Наталья МОКРОУСОВА
Фото героя публикации

0 комментариев