19 Апреля, Пятница, 08:20, Воронеж

Двойной диплом, или Тяжела и неказиста жизнь французского магистра

Плох тот бакалавр, который не задается вопросом: а стоит ли идти учиться в магистратуру? И если стоит, то оставаться в России или поискать учебного счастья на стороне. Корреспондент «P.S.-5 Сов» решила собрать впечатления магистров, отправившихся в Европу. Сегодняшнее место действия – университет Пари-Эст Марн-ля-Валле, Франция и две героини — выпускницы факультета РГФ ВГУ – Татьяна Сухова и Екатерина Богданова.


В последние несколько лет среди студентов наиболее востребованной становится программа двойного диплома, когда обучение в магистратуре продолжается в двух странах, двух вузах и на двух языках. Тем более, что университеты создают, по мере сил и возможностей, такие варианты. ВГУ по количеству образовательных и научных программ зарубежного сотрудничества – лидер региона. Совместные проекты осуществляются как с вузами, так и с научными организациями Азии, Европы и даже Соединенных Штатов Америки.

Татьяна в данный момент продолжает учёбу в городе влюблённых. Екатерина закончила парижскую магистратуру год назад, успела поработать во Франции, но предпочла вернуться на Родину.

А помнишь, как всё начиналось

Татьяна СУХОВА:
— Я изучала французский язык на факультете РГФ и поездки заграницу всегда служили для меня языковой практикой. Когда настало время выбора магистратуры, решила сменить специальность. ВГУ предоставил возможность остаться студенткой вуза, но уехать во Францию. Разве можно было упустить такой шанс? Подобный опыт в нашем городе точно не получить! Париж, язык, общение с его носителями, тонкости и само понимание, как устроена жизнь во Франции – я загорелась идеей ехать!

Екатерина БОГДАНОВА:
— Попала на учебу в магистратуру Пари-Эст Марн-ля-Валле я случайно. Исключительно для себя занималась французским с репетитором. И на одном из занятий она рассказала о существовании двойного диплома. Я к тому моменту уже работала и училась в аспирантуре, но все это было совершенно неинтересно. Моей мечтой всегда был Париж! Проблема заключалась в том, что во время моего обучения программа двойного диплома в ВГУ действовала только на магистратуру по специальности туризм. Но мне было все равно. Я была готова поступать на факультет ядерной физики, лишь бы он был в Париже!
И поскольку только начинала учить язык, потянулись месяцы подготовки, которые не прекращались ни дома, ни на работе, ни на учебе. Моей мечтой было учиться в Париже. Город света, влюбленных, маленьких машин и нескончаемого потока туристов. Город сказочный и невероятно красивый.

Первое свидание

Татьяна СУХОВА:
— Если спросить, что запомнилось первым и ярче всего, то это не покидающее ощущение того, как же французы любят бумажки. Для самых простых действий было необходимо подписать очень много документов. Общение со всеми учреждениями – банками, университетом проходило через бланки и почту. Но стоит отметить, что эта система развита, а к иностранцам относятся с пониманием и стараются помочь с оформлением.

Екатерина БОГДАНОВА:
— Студенческая виза и штамп в паспорте в январе 2012 года стали официальным подтверждением того, что моим новым местом жительства будет Париж. Разница между двумя странами и помощь, оказываемая студентам, оказались впечатляющими. Французы позаботилась не только о необходимом минимуме – жилье и учебной программе, но также и о досуге, проезде, повсеместных скидках в музеях по всей Европе.

Татьяна Сухова

Из любви к науке

Татьяна СУХОВА:
— У меня процесс обучения во Франции строился немного по-другому, чем в России. К тому же он очень сильно отличается на разных факультетах. Некоторые студенты проводят большую часть учебы в библиотеках, программа основана на самообразовании. А проверяются знания на итоговых тестах.

У нас на переводоведении были пары – семинары, лекции, но в большинстве случаев они были в первой половине дня, оставшаяся часть была теоретически свободной, но на самом деле мы сидели за домашними заданиями. При этом Международный офис университета регулярно организовывал экскурсии, устраивал курсы. Для тех, кто проходил обучение на английском, предлагали изучать французский с нуля. А если кто-то хотел учить третий иностранный язык, то мог приходить на курсы по обмену и общаться, изучая язык и культуру с носителем языка, таким же студентом. Мы могли быть учителями друг для друга.

Екатерина БОГДАНОВА:
— Учеба в магистратуре во Франции кардинально отличалась от моей воронежской. Полгода студенты ходят на пары, а второй семестр проходят производственную практику, которая оплачивается предприятием и считается профессиональным опытом.

Занятия проходили в форме лекций и семинаров, где значительное время, уделялось разработке проектов и работе в группах. Что было немаловажно в общении, так как моя группа, например, состояла из 30 человек, большая часть — французы, китайцы и трое русских. С нашей стороны требовалось продумать проект до самых мелочей – от концепции и бюджета до организации и открытия. Производственная практика играла важную роль в учебном процессе, от нее зависели оценки в дипломе. Своей первой практикой, которую я проходила в легендарном отеле-паласе на Елисейских полях – Фукетс Барьер, до сих пор горжусь.

Екатерина Богданова

strong>Условия совместной жизни

Татьяна СУХОВА:
— Жила я в общежитии, которое предоставил французский вуз. Как и сам Пари-Эст Марн-ля-Валле общежитие находилось не в самом Париже, а в 20 минутах езды от него. Как раз рядом с учебными корпусами. Поскольку учеба направлена на развитие языка, то в комнаты селили студентов из разных стран. Сначала моей соседкой была француженка, а затем девушка из Марокко. Проблем в общении ни с кем не возникало. Да и каждая из нас весь день проводила в университете или поездках, мы пересекались на несколько минут вечером, на общей кухне. Общежитие квартирного типа, на двух соседок одна кухня, у каждой своя комната и своя ванная. Скидки и на транспорт, и на экскурсии мне оформили сразу.

Екатерина БОГДАНОВА:
— Я тоже жила в общежитие, которое устроено иначе, чем в России. У меня была студия с собственной мини-кухней, душем и туалетом. Простая, но новая мебель, чистота в общих коридорах, ощущение уюта под камерами видеонаблюдения, которые заботились о нашей безопасности.

Что немаловажно, программа обмена была бесплатной, а во Франции я даже получала стипендию. Многие студенты были стипендиатами, а на старших курсах можно было получить оплачиваемые стажировки и работать на выходных.

Екатерина Богданова

Их нравы

Татьяна СУХОВА:
— Только во Франции я увидела и поучаствовала в вечеринках, которые проходят в самих корпусах и на территории университета для всех факультетов одновременно. Учебные кластеры занимают большую территорию и собирают ребят разных специальностей, которые могут свободно общаться и знакомиться.

Конечно мне хотелось увидеть всё, всю Францию, но при этом не туристические места. Ведь ты уже вроде не турист, но все равно еще пока не свой человек. Старалась посмотреть страну такой, какая она для местных жителей. Поэтому помимо экскурсий, вечером мы с друзьями поступали как французы — шли в бары и кафе. Но не как ходят в России потанцевать или выпить, а именно пообщаться друг с другом и завести новые знакомства. Ведь люди там очень открытые. Если возникали какие-то трудности, сразу же старались объяснить и помочь.

Екатерина Богданова:
— Разница в менталитете, при всей толерантности и сглаживании углов, все равно остается. Французы удивляют. Эта нация может ходить по дому, трясясь от холода, но ни за что не добавит отопление, а их экономия на коммунальных услугах поражает. При этом в общении и совместных планах они коммуникабельны, готовы поддержать идею поездки или вечеринки, открыты миру и любят поболтать.

Что дальше?

Татьяна СУХОВА:
— Иногда конечно тянет домой, в Россию. Ведь в Воронеже прошла большая часть моей жизни — это школа, университет, родные и друзья! Но на данный момент хочется вернуться во Францию, так как там каждый день что-то новое и интересное, есть возможность все попробовать, а дома тем и хорошо, что всегда можно вернуться!

Диплом европейского образца, повысит мои возможности при трудоустройстве. Если получится, то останусь во Франции, меня по большей части все устраивает там. Но даже в России диплом французского университета не будет лишним, с ним будет проще устроиться на работу не только в Воронеже, но и в столице. Пока же для начала надо закончить магистратуру, в России остался один год, во Франции – два.

Екатерина БОГДАНОВА:
— Практики и стажировки начали мою карьеру во Франции, потом последовала другая работа, и еще одна. Появлялась перспектива новой жизни в Париже. Вся поездка в целом оказалась просто потрясающим опытом. Даже не могу выделить самое яркое воспоминание или впечатление. Я встретила огромное количество интересных людей, начала совершенно по-другому смотреть на вещи и мир. Но жить не осталась, хотя Париж люблю безумно.

Для себя я решила, в России больше возможностей реализовать себя, хотя многие мои знакомые остались и хотят получить французское гражданство. Они довольны жизнью в этой стране. Мне предлагали работать в европейской компании, но я просто не захотела и вернулась в Россию. Теперь работаю в Москве, но французский язык использую каждый день. Ни сколько не жалею о зарубежной магистратуре. Это – замечательный опыт!

Анна ЗАХАРОВА
Фото героев материала

0 комментариев