19 Апреля, Пятница, 17:36, Воронеж

«Вертикальные пешеходы» снова в тренде

«Возможно в будущем когда-нибудь появятся летающие автомобили, а вертикальные пешеходы появились уже сейчас!» — говорил основатель паркур-движения Давид БЕЛЛЬ. Благодаря фильмам о паркуре и видеоиграм с его элементами искусство преодоления препятствий обрело множество последователей, мечтающих уметь «прыгать так же, как герои на экране». Чем так привлекает паркур? И кто сделал его модным видом спорта? Разбирается корреспондент «P.S. — 5 сов».


Истоки


История паркура берёт своё начало во Франции. Перед Первой мировой войной была разработана философия «натурального метода» — её создателем стал военно-морской офицер и инструктор физической культуры Жорж Эбер. Используя полученные ранее наблюдения за африканскими аборигенами, Эбер разработал методику обучения для своих солдат. Она включила в себя бег, прыжки, скалолазание, самооборону, поднятие и метание предметов, эквилибристику, плавание — дисциплины, направленные на развитие силы воли, моральных качеств и физической силы

«Натуральный метод» практиковал французский военнослужащий Раймонд Белль, который и считается одним из родоначальников паркура. Во время службы в полку военных пожарных Белль быстро приобрёл известность. Используя полученные благодаря «методу» навыки, пожарный часто совершал подвиги при спасении людей, за что его неоднократно награждали медалями.

Сын Раймонда — Давид Белль — старался во всём подражать отцу. С самого детства он занимался гимнастикой, лёгкой атлетикой и боевыми дисциплинами. А впоследствии собрал первую команду трейсеров (людей, занимающихся паркуром — прим. авт.) — «Yamakasi». Команда приобрела небывалую известность, однако вскоре из-за неё же и распалась. Причиной стал вопрос об участии во всемирно известном мюзикле «Notre Dame de Paris», в котором трейсерам предлагалось сыграть роли ловких воришек. Давид Белль и его друг Себастьян Фукан отказались, остальные же члены команды «Yamakasi» подписали контракт.



Российские улицы, паркура на вас нет!


Развитие паркура в России не было столь стремительным. Впервые он появился в нашей стране благодаря основателю московской команды «Tracers» Олегу Краснянскому. Олег познакомился с Давидом Беллем, посетив в 2003 году город Лисс, в котором жил основатель паркур-движения, и привёз в Россию знания «метода».

Но по-настоящему российский паркур стал развиваться только с 2004 года. Тогда на пресс-конференции, связанной с премьерой фильма «13 район», Давид Белль сделал заявление об основании PAWA — Всемирной Ассоциации Паркура. Её первое представительство открылось как раз в России.

И в Воронеже есть свои основатели…




Одним из первопроходцев паркур-движения в Воронеже стал тренер и трейсер Михаил Кустуров — его привлекла возможность взглянуть на окружающее пространство под другим углом, при этом поддерживая свою физическую форму на высшем уровне.

По словам Михаила, в Воронеже паркур начал развиваться с 2006 года. Среди желающих заниматься этим видом спорта ещё не было умельцев. Воронежские трейсеры-первопроходцы начали развивать паркур с нуля. Изучали движения по видео, пытались разобраться, как это работает. Методом проб и ошибок трейсеры-новички повторяли движения, чтобы проверить, насколько эффективен выявленный способ преодоления препятствий. Уже достигнув результатов, к 2009 году первопроходцы воронежского паркура основательно начали обучать и остальных желающих приобщиться к такому образу жизни.

Паркур или фриран?


Пожалуй, этот вопрос — первое, с чем приходится сталкиваться начинающему трейсеру. Эта борьба началась ещё с противостояния основателей — Давида Белля, для которого на первом месте был паркур, и Себастьяна Фукана, создавшего фриран. Однажды друзья не сошлись во мнении по поводу включения в паркур новой дисциплины. И тогда Себастьян Фукан самостоятельно занялся развитием фрирана, а Давид Белль продолжил совершенствовать паркур. Так какую философию выбрать начинающему трейсеру? И чем они вообще отличаются?

Паркур — это, прежде всего, способность передвигаться из точки А в точку Б, и цель состоит именно в эффективности и скорости достижения итоговой точки. В то время как цель фрирана — сделать трюки красиво и изящно, порой даже в ущерб эффективности и скорости. Для приверженцев фрирана не важно даже само существование точки Б.

Трейсеры нашего времени


В современном Воронеже многие занимаются или пробовали заниматься этим необычным видом спорта. Правда, не все делают это профессионально и долго — паркур сложен, таит в себе много рисков и требует способностей. Корреспондент «P.S. — 5 сов» расспросил трейсеров о появлении и значении паркура в их жизни.



Павел ХАУСТОВ, 18 лет, энтузиаст-любитель:

— Я с детства любил паркур. Моим вдохновителем стала серия игр Assassin's creed. С 10 класса начал заниматься на уровне хобби, старался в разные моменты забираться на крышу, пробовать прыжки и лазанье. Основательно же занимаюсь паркуром год, для меня главное — быстро преодолевать различные препятствия.

Первое и самое сложное, что приходится делать новичку-трейсеру — преодолевать свой страх. А потом уже начинаешь учиться делать элементы. Пока я не много умею. На самом деле сделать какой-то прыжок через пропасть или через препятствие бывает сложнее, чем разучить элемент. Например, с элементом «Манки» (опорный прыжок, при котором тело находится в вертикальном положении, опора идёт на две руки, ноги широко разведены в стороны — прим. авт.), когда я начинал, было трудно: я долго не мог себя перебороть. Хотя сам элемент совсем не сложный, я быстро его разучил. В будущем хочу улучшить прыжок, баланс, карабканье по стенам, а также разучить «Turn vault» (опорный прыжок с разворотом на 180 градусов и хватом за перила или парапет с другой стороны — прим. авт.) и больше видов сальто.



Дмитрий ПОМЫКИН, 25 лет, профессионал:

— Я занимаюсь паркуром около 10 лет. Увлечение им появилось отчасти благодаря потрясающему фильму «Ямакаси 2. Дети ветра», отчасти толчком послужило и место жительства — «весёлый» райончик, где часто приходилось бегать от кого-то.

Сейчас есть множество обучающих элементам паркура видеороликов и статей. С одной стороны, это ускоряет освоение многих вещей. Но с другой — пусть без интернета мы развивались и медленнее, зато это нас в своём роде закаляло, укреплялся организм. К тому же, это было весело. Большинство элементов мы высматривали из фильмов. «13 район», «Ямакаси», «Такси», фильмы с Джеки Чаном — вот наша кладезь информации. У меня на тот момент не было компьютера, и я просил друга, чтобы он мне распечатывал на бумаге названия основных элементов и пояснял, как их делать. Чуть позже я раздобыл диски с обучающими паркуру видео.

В паркуре всё зависит от первоначальной тренированности человека, способности учиться этому и умения перебороть страх. До конца 2011 года я тренировался целиком на улице. Опасные элементы из акробатики, как правило, делал сначала в снег или в воду, потом переносил на песок, а затем постепенно и на любую поверхность. Самым сложным в изучении для меня был элемент «Гейнер». Это сальто с вылетом вперёд. Вот его я дольше всего учил, долго переносил на твёрдую поверхность. На песке получалось, а отталкиваться с бетонного парапета долго боялся. Под конец 2011 года начал ходить в зал Института физической культуры, и прогресс пошёл в разы быстрее. В зале много матов и безопасные условия — уже не так страшно изучать технику элементов и проще переносить их на улицу.

Когда пошла волна популярности паркура, по всем городам было множество команд, тренирующихся вместе. Но позже многие ушли, остались только те, кому действительно нравилось. Сейчас мы, воронежские трейсеры, чаще всего тренируемся по выходным в центре, у Дворца творчества детей и молодёжи. Там множество парапетов на разных высотах, стенки. И оттуда не прогоняют, как порой бывает в других местах. А так — мы ищем места по всему городу: где можно дальше прыгнуть, выше залезть, сложнее зацепиться. Бывают тренировки и на крышах, но не на всех и не для всех.



Три совета трейсерам-новичкам от Дмитрия ПОМЫКИНА:

1. Не ждать слишком быстрых результатов;
2. Постоянно работать над собой;
3. Понимать, что ты делаешь и зачем.



Владислав КУДРЯВЦЕВ, 24 года, профессионал:

— В давнем детстве я видел по телевизору фильмы «13 район» и «Ямакаси». Меня всегда впечатляли трюки, которые главные герои там вытворяли. Я даже не знал, что это была такая отдельная дисциплина. Но однажды, уже в 2008 году, на прогулке друзья рассказали мне, что слышали в школе про так называемый паркур. Стало интересно. Мы начали пробовать прыгать через лавочки и перила. Мы не знали, как называются элементы, как они правильно делаются. Но мне так понравились эти прыжки! Я каждый день пробовал что-то новое. Вскоре у одного из нас появился интернет — и в этот день мы впервые посмотрели настоящие видео о паркуре. С тех пор всё и началось.

Я принимал участие в четырёх соревнованиях по фрирану в Воронеже и в двух соревнованиях по паркуру в Туле. Они сильно отличаются. На фриран-соревнованиях участникам даётся определённое время, за которое каждый показывает на одной локации максимум из того, что умеет. Подсчёты производят, ориентируясь на то, как поставлены элементы, на их скорость, сложность и креатив. В соревнованиях по паркуру ориентируются на скорость. Участникам дают трассу. Цель — пройти её максимально быстро. Побеждает тот, кто быстрее всех дошёл до конца трассы.

Несмотря на количество соревнований по фрирану, в которых я принимал участие, больше предпочитаю паркур. Во время тренировок паркура я свободен от всего. Тренируя же фриран, я очень долго нахожусь в напряжении. Здесь нужно и выполнять длинные связки разных вариаций, и воображать, и добавлять много креативных элементов. А во время тренировок паркура, ты паришь! Просто бежишь, и уже инстинктивно тело преодолевает препятствия разными элементами. Но, к сожалению, в Воронеже соревнования по паркуру не проводятся.

В будущем хочу, конечно же, изучить как можно больше новых элементов и продолжать совершенствоваться как трейсер. Ещё у меня есть мечта — открыть в Воронеже школу паркура. Но пока что на её воплощение нет средств, и, честно говоря, я не уверен, что подтянется достаточно много желающих в неё попасть.



Три совета трейсерам-новичкам от Владислава КУДРЯВЦЕВА:

1. Начинать заниматься нужно с хорошей физической подготовкой;
2. Обучаться всему постепенно: не перепрыгивать на сложный элемент, не умея делать простой;
3. Проверять все конструкции, на которых собираешься тренироваться, и всё вблизи них.



Оказывается, не так-то просто повторить трюки наших любимых героев из культовых фильмов и игр. Несмотря на популярность уличного вида спорта, у него до сих пор много противников — страхи, нерешительность, лень, всё ещё непонимание правоохранительных структур и даже гражданских лиц. Только единицы добиваются успеха, посвящая паркуру и фрирану всю свою жизнь.

Анастасия ЗОЛОТАРЕВА
Фото из личных архивов героев

0 комментариев