24 Апреля, Среда, 20:57, Воронеж

Норвегия - холодная и одновременно уютная

Непреодолимое желание исследовать новые места у одной из наших «сов» в крови. После путешествий по России она решила разнообразить свой досуг и отправилась в горы Норвегии. Правда, перед этим устроив очередной продолжительный евротур и заскочив в Испанию и Данию.

День 1. В страну фьордов, троллей и викингов я отправилась попутчиком замечательной пары (девушка из Британии и парень из Франции). Копенгаген остался позади, и вот мы уже пересекаем мост, ведущий прямиком в Швецию. Начинаются поля, деревянные домики и Северное море, в котором виднеется затонувшая лодка. Сено вдоль полей аккуратно сложено и завернуто, словно адыгейский сыр на прилавке. Через пару часов останавливаемся в небольшом шведском городке и устраиваем пикник на обочине. А уже через несколько часов навигатор показал, что мы в столице Норвегии.

Ребята продолжили свой путь, а я пошла бродить по Осло. Встреча с группой запланирована на завтрашнее утро, поэтому времени у меня полно. Первым делом направиляюсь к Осло-фьорду. В это время колокола на главной площади мелодично известили жителей о том, что день близится к своему завершению. Солнце постепенно опускалось за скалы, и я решила забраться повыше, на холм замка Акерсхус. В арке послышался стук копыт, и через минуту… Рыцари в доспехах скакали вдоль озера, в котором стояли лучники и целились в пленников со связанными руками и мешками на головах. Камер вокруг не было, так что, скорее всего, это была историческая реконструкция. По крайней мере, я надеюсь на это…

Полежав немного на холме и налюбовавшись первым фьордом, отправляюсь к зданию оперы. Оно имеет очень нестандартный дизайн и похоже на гигантские льдины посреди морского залива. Сегодня здесь проходит какой-то песенный конкурс. Огромная толпа зрителей восторженно наблюдает за происходящим и аплодирует. Когда совсем стемнело, я отправилась на вокзал дожидаться утра. Там познакомилась с полячкой, которая за ночь поведала мне, наверное, всю историю своей жизни.

День 2. Подошел автобус до г. Лом, откуда и начнется наш поход. По пути собралась группа. У нас оказалась интересная компания, состоящая из русских, украинцев и белорусов. Видимо, политические разговоры по вечерам у костра нам обеспечены. За окном настоящие норвежские пейзажи: горы, озера, водопады. Солнце иногда выглядывает из-за туч, чтобы показать, что оно существует в этих краях. Во дворах некоторых домов стоят… вертолеты. Ох, уж эта самая богатая страна Европы.

Только к вечеру мы прибыли к лагерю, откуда начнется восхождение к самой высокой точке Норвегии — Галлхёпигген (2469 м). Разбили палатки недалеко от этого лагеря, окруженного заснеженными горами. Однако нас попросили передвинуться еще дальше. Пришлось переходить через горную речушку и переносить палатки за пару холмов. Один наш попутчик упал в бурлящий поток, его быстро подхватили остальные. Температура тут совсем не столичная. Ветер пробирает до костей.

День 3. Сквозь желтую палатку кажется, что наконец-то светит солнце. Но когда открываешь её, понимаешь, что ты в облаке. Не видно практически ничего. Правда, распогодилось быстро. После завтрака мы все-таки отправились на вершину Скандинавии. Я была уверена, что восхождение будет продолжаться весь поход, но не тут-то было, это была радиалка.

Когда прошло 5 часов, а гора все не кончалась, в голове мелькнула мысль, что пора бы отдохнуть или вернуться, пока не поздно. Но надо было достичь цели. Огромные валуны сменялись снегом и льдами. Растений уже не было, только голые камни. Довольно странно слышать скрип снега под ногами в августе. Иногда накрапывал дождик, но в ливень не превращался, хоть и делал подъем еще более опасным, увлажняя тропу.

Иногда по пути нам встречались другие смельчаки, один даже был с собакой. Конечно же, белоснежный пес по кличке Акки стал нашем главным объектом для фото.

После очередного перевала надежды добраться до вершины не осталось. И именно тут на ближайшей горе точкой мелькнул маленький каменный домик — ориентир нашей цели. Справа распростерся огромный ледник, трещина которого уходила на несколько сотен метров вниз. Под ногами встречались гранитные и мраморные камни. Последние десятки метров. Мы сделали это. Добрались до самого верха. Даже не верится. Температура воздуха на вершине +7. Когда эйфория прошла, стало жутко от мысли о предстоящем спуске.

Конечно, спускаться гораздо легче, что бы не говорили. Но и опаснее. Через несколько часов уже хотелось просто лечь и никуда больше не идти. Впереди был очередной снежник, по которому пришлось ехать, как на лыжах. Камни все не кончались. Постепенно природа стала меняться, появились кустарники. Значит, мы уже близко. Откуда-то прибежали овцы и пошли за нами, наверное, подумав, что у нас есть еда. Только ночью мы в буквальном смысле доползли до лагеря.
День 4. До ближайшего населенного пункта — 3 дня пути. Радует то, что тяжелых подъемов больше не будет. По дороге нам встречаются северные олени, водопады, горные реки, которые приходилось переходить вброд. В голове со вчерашнего дня крутится «Перевал». К вечеру доходим до озера у подножия заснеженных гор. Там и останавливаемся.

День 5. Начали с загара на снежнике. Пожалуй, единственное место, где ветер не продувает насквозь и солнце по-настоящему греет. Сегодня у нас на пути – озера, расположенные на разных уровнях, кемпинг, стилизованный под настоящий средневековый трактир, мокрые камни, опасные спуски и черничные ковры. Воздух продолжает поражать своей чистотой, а вода – кристальной свежестью ледника.

День 6. Черника чередуется с голубикой и морошкой. На привале – ягодная пригоршня здоровья. Виды словами не передать! Смотреть на это безмолвие, поражаться близостью облаков и цветом воды в реках можно вечно. Сегодня решили развести костер, несмотря на слухи об их запрете.

День 7.Утро началось с сыроежек, запеченных на костре. А продолжилось путешествием к высочайшему водопаду Норвегии – Веттисфоссен. Сначала мы оценили его масштаб сверху, затем прошли длинный путь и спустились к его подножию. Сквозь грохот падающей воды сложно различать посторонние звуки. Зрелище впечатляющее. Дальше дорога стала ровнее. Она петляла по живописному ущелью, заползала в долины, направляла к очередным водопадам. Мы почти дошли до города, но решили остановиться близ него, в зарослях у бурлящей реки.

День 8.Долгожданный Согне-фьорд! Изначально нашим маршрутом он запланирован не был. Но как же быть в Норвегии и не увидеть фьорды? Отправились к нему мы из маленького провинциального городка Овре Ордаль. Но поставить палатки там оказалось невозможно, и пришлось добираться к самому началу фьорда, в еще более маленький городок, который словно из книги сказок. Идешь по нему и ощущаешь себя героем этих сказок. Перепрыгиваешь на следующую страницу, и тебя встречает целая семья троллей, живущих в яблоневом саду очаровательных норвежцев.

День 9. Автобус до очередного населенного пункта. Судя по тому, как водитель швыряет стопки газет к порогам магазинов, он, видимо, подрабатывает почтальоном. Проезжаем огромное количество туннелей. Кажется, что внутри они ненастоящие, как на каком-то аттракционе. Передвигаясь по очередному ущелью, не сразу замечаем призрачную деревушку. На крышах деревянных домов растет трава, благодаря которой строения почти сливаются с фоном. Здесь небо вновь встречается с землей. Облако отделилось от большой тучи и поплыло по деревне, обволакивая все вокруг. Между двух ручьев мы сварганили обед. Вода шумит так громко, что не слышно друг друга с расстояния в метр. Затем отправляемся выше по дороге и вновь разбиваем палатки.

День 10. Утром, как и в первый раз, проснулись в облаке. Автобус в Осло. За окном в последний раз проносятся волшебные пейзажи, температура воздуха повышается на глазах. Ну а в столице совсем тепло, +18. Я попала на последние дни джазового фестиваля. Познакомилась с русским норвежцем, от которого узнала, как сильно отличаются жители Норвегии от русских.

— Ты не представляешь, как меня тянет обратно на родину! — признался мне мой новый знакомый.

День 11. Отправляюсь в аэропорт. Как-то не хочется уезжать из этой уютной и одновременно холодной страны. Но уже через несколько часов я иду по ночной Москве, удивляюсь девушкам, прогуливающимся на лошадях вдоль дороги, и представляю, как когда-нибудь вернусь в Норвегию, прекрасную и так сильно запавшую в душу.