29 Марта, Пятница, 10:59, Воронеж

Торговая площадка или рай для мошенников?

Продать онлайн что-нибудь бесполезное и купить на эти деньги что-нибудь полезное – разве это не мечта студента? Вот только онлайн-продажи могут обернуться для вас серьезной проблемой. О том, как это происходит рассказываем на «P.S. – 5 сов»


Валерия Власова решила продать на Авито фотоаппарат, но вместо порядочных покупателей девушке попались мошенники. Успешная сделка превратилась в обнуление счета. Валерия обратилась в правоохранительные органы, расследование пока не закончилось. Почему на всем известной торговой площадке происходят такие случаи и как себя от этого обезопасить?

Милая девушка из «WhatsApp»

– Сайт Авито никогда не вызывал у меня никаких опасений. Слышала, конечно, много историй про мошенников, но думала, что это происходит чаще всего с доверчивыми пожилыми людьми или наивными детьми, – начала свой рассказ Валерия. – В начале сентября я выставила на продажу фотоаппарат мгновенной печати. У меня дома он пылился уже долгое время, да и для студента деньги никогда не бывают лишними. Спустя неделю мне написала в «WhatsApp» Марина. Милая светловолосая девушка (на аватарке). Она интересовалась внешним видом фотоаппарата и просила прислать несколько фото.

Валерия призналась, что ничуть не удивилась тому, что покупатель пишет не в самом приложении Авито, а использует для этого мессенджер. Летом она продавала школьную выпускную форму, и с ней также связывались через «WhatsApp».

– По итогу фотоаппарат Марине понравился, и она захотела его купить. Правда, сказала, что живет на левом берегу и ей будет удобнее воспользоваться Авито доставкой. Я до этого момента никогда не пользовалась этой услугой. Покупательница сказала, что поможет все оформить.
Сейчас девушка оценивает свои действия как крайне безрассудные:

– Наверно, мне стоило понять, что это мошенница еще во время переписки в мессенджере. Ведь зачем пользоваться сторонним приложением, когда в Авито для этого есть все возможности. И об оформлении доставки стоило почитать заранее. На сайте в разделе «Безопасность» написано, что все происходит в рамках Авито, и нигде больше.

– После согласования цены Марина скинула мне ссылку «доставки», где она уже заполнила свои данные. После всех манипуляций деньги должны были через приложение поступить на мою карту. Я перешла по ссылке, чтобы назначить время, когда курьер заберет у меня фотоаппарат. Там ничего не загрузилось, а через пару минут мне пришло уведомление о списании с карты денег, — рассказала девушка о факте мошенничества. – Паники не было, я сразу написала покупательнице о том, что что-то пошло не так и почему-то у меня списали деньги. Она посоветовала перейти по ссылке еще раз и обратиться в поддержку. Когда снова ничего не получилось, я написала ей. Но Марина начала злиться и говорить, что это не ее проблемы. Здесь и пришло понимание: меня обманули.
Валерия не растерялась и сразу написала о случившемся на сайт МВД России, откуда обращение направили в «Управление МВД России по г. Воронежу». Пострадавшая была настроена серьезно.

«Где искать виновных?»

– Вскоре мне позвонили из прокуратуры. Собеседница представилась старшим лейтенантом дознавателем Яной Лазуренко. Женщина выслушала мою историю и пригласила для дачи показаний. Но приехать в участок я не могла, болела. Мы договорились, что она отправит мне шаблон заявления по почте, а после выздоровления встретимся лично. Так и получилось, — объясняет Валерия.

По словам Яны Лазуренко, около 7% всех обращений в прокуратуру касаются интернет-мошенничества, а «Авито» — самый распространенный для этого сервис.

– И это только известные нам случаи. Многие потерпевшие не обращаются за помощью в соответствующие органы, потому что сразу теряют надежду на разрешение ситуации и возврат средств. Где искать виновных, если номер куплен в базе, по ссылке человек перешел сам, а списание с карты производится банком, да и происходит все в Интернете. Это частые отговорки среди пострадавших. Да, найти виновных непросто, а вернуть деньги еще сложнее, но мы стараемся бороться до конца и восстанавливать справедливость всегда, – комментирует ситуацию старший лейтенант.

В дальнейшем с Валерией связался следователь и пригласил в отделение прокуратуры:

– Спустя пару дней после разговора с Яной Лазуренко мне позвонил следователь Андрей Земцов и сообщил, что по результатам моего заявления возбудили уголовное дело, необходимо встретиться для дачи показаний и уточнения деталей.

– Я приехала буквально на следующий день, предоставила скриншоты переписки и все необходимые данные, хотелось как можно скорее разобраться с этим и добиться справедливости. Очень неприятная ситуация, – признается девушка.

Но разобраться так быстро не получилось. По словам Андрея Земцова случаи интернет-мошенничества осложнены тем, что нарушители используют поддельные номера, общественные сети для подключения и другие средства, которые делают их почти анонимными.

– В случае Валерии мы знаем номер, так как связывались они через «WhatsApp», но скорее всего он не принадлежит никакой Марине, да и по ту сторону экрана сидела совсем не Марина. Списание произошло «Юнистрим Банком» по системе быстрых платежей. Для банка здесь все предельно прозрачно, никаких мошеннических схем нет, обычный перевод. То, что он сделан не по воли клиента, уже другой вопрос. Потребуется время, чтобы собрать документы, предоставить банку необходимую информацию и вернуть деньги потерпевшей, – рассказывает следователь. – Еще года два назад такое мошенничество было скорее исключением, чем частым случаем, сейчас все совсем иначе. Поэтому осуществляя сделки на маркетплейсах, люди должны проявлять осторожность и помнить о правилах безопасности, — уточнил Андрей Земцов.

Следователь обещал держать девушку в курсе всех событий. Сейчас, по словам Валерии, разбирательство идет полным ходом и она надеется, что в скором времени деньги вернутся ей на счет.

Один из тысячи случаев

К сожалению, мошенники попадаются всем: не только доверчивым пенсионерам, наивным подросткам, но и неосмотрительным взрослым; продавцам и покупателям. По данным с«Forbes.ru» за последний год методом обмана с клиентов маркетплейсов незаконно удалось получить до 1 млрд рублей. Мошенничество в этой сфере сейчас на втором месте после банковского. Чаще всего людей обманывают на «Авито» (62% от общего количества случаев), на втором месте «Юла» (22% от общего количества). И ситуаций с каждым годом все больше. Помимо Валерии нам удалось поговорить с еще несколькими жертвами мошенников:

– Я продавала на «Авито» шведскую стенку. На объявление откликнулась женщина. Она сообщила, что уже оплатила доставку курьером и для подтверждения мне нужно перейти по ссылке. В открывшемся окне я увидела сумму две тысячи, покупательница предупредила, что так и должно быть, курьер скоро приедет. Тут я заметила списание с карты, но на мои вопросы женщина не ответила и посоветовала обратиться в поддержку. Там консультант заявил о необходимости повторить операцию. После этого у меня снова списались деньги. Разбираться сил не было, – рассказала студентка факультета журналистики ВГУ Ольга Мельникова.

С такой же проблемой столкнулся учащийся Краснодарского государственного института культуры Дмитрий Киселев:

– Меня обманули при покупке электрогитары. Диалог с продавцом я вел «WhatsApp». Мужчина показался мне вежливым, даже скидку сделал. Предложил оформить не «Авито доставку», а «Яндекс», так как у него там были баллы, и доставка получилась бы дешевле. Обо всей процедуре я прочитал заранее: все безопасно, деньги лежат на сайте до момента получения товара.Перейдя по ссылке для оформления, я ввел данные своей карты. Деньги списались, но я получил статус «ошибка». Ровно в этот момент я понял, что в ссылке на сайт есть одна лишняя буква (фишинговый сайт). В итоге я потерял 12.000 рублей. На этом мошенник не остановился, он отправил данные еще раз, якобы для возврата средств. Перейдя по ним, увидел, что мне пришло сообщение с кодом для списания той же суммы. На этот раз вводить не стал, понял. Обратился в полицию, но это ни к чему не привело, – поделился своей историей Дмитрий.

«Потраченные минуты сохранят в будущем ваши деньги»

Во многих сервисах есть предупреждение при переходе в сторонние приложения. Нейросети анализируют поведение пользователей и выявляют подозрительные схемы, блокируют номера. В приложении «Авито» часто выплывают баннеры о том, как защититься от обмана. Но все это не мешает нарушителям. По словам оператора «Авито» Юлии, клиенты часто ведут себя невнимательно и не замечают очевидных признаков обмана, поэтому число обращений в поддержку из-за мошенничества не уменьшается. А как себя обезопасить?

– Приучитесь фотографировать заказ перед отправкой, встречались случаи, когда покупатели возвращали товар обратно, но вместо него покупатель получал пустую коробку. Никогда не переходите ни по каким ссылкам от покупателей, продавцов, а уж тем более не вводите личные сведения, данные карты, не диктуйте их по звонку (в случае, когда мошенники звонят от имени поддержки сайта). Вся нужная информация уже есть в приложении. Каждому пользователю полезно знать инструкцию оформления «Авито доставки», поэтому не надо лениться ее читать. Потраченные минуты сохранят в будущем ваши деньги. Оплата осуществляется тоже только в рамках приложения, где и хранятся средства до получения товара. При оформлении заказа у продавца всегда есть кнопка «Подтвердить», соответственно при ее отсутствии товар никто не покупал, – поясняет Юлия.

Валерия Власова, как и многие пострадавшие, признается, что пренебрегла советами в приложении, на что-то не обратила внимания и спокойно перешла в сторонний мессенджер. Полученный опыт запомнит надолго. Смогла уяснить, что «безопасность человека в его собственных руках».

Яна РЯЗАНОВА

0 комментариев