19 Апреля, Пятница, 11:13, Воронеж

Работать с душой: как университетские психологи помогают студентам

22 ноября в России отмечается День психолога. Представители этой профессии приходят на помощь, когда кажется, что тебя не понимает никто. Студенческие годы называют лучшим временем жизни, но не всегда молодость легка и беззаботна. Как быть, если освоиться во взрослой жизни сложнее, чем представлялось? Тот, кто выслушает, даст совет и поможет начать работать над собой, совсем рядом – в твоём университете. Как работают вузовские психологические службы и все ли знают об их существовании, разбирался корреспондент «P.S. – 5 сов».


Обязательно ли в высшем учебном заведении должен быть психолог? Как нам объяснили в департаменте образования, науки и молодёжной политики Воронежской области университеты и институты решают этот вопрос самостоятельно. Как правило, руководители вузов понимают, что организовывать учебный процесс лучше с учётом особенностей психологии студентов:

— Естественно, в студенческой среде могу быть разные проявления поведения, поэтому мы ещё лет 10 назад сочли, что психологическая служба нам нужна. Она успешно функционирует, у нас здесь целая система по воспитательной работе и психологической поддержке, — рассказывает проректор Воронежского государственного лесотехнического университета им. Г.Ф. Морозова по учебной и воспитательной работе Александр ЧЕРНЫХ.
В чём конкретно заключается эта психологическая поддержка, объяснила Наталия БОНДАРЕВА – ведущий психолог ВГЛТУ:

— Это консультации со студентами, работа с кураторами, преподавателями, административным корпусом. У нас активно работает «психологический кружок» — в него входят ребята, которые интересуются психологией. Организуем разные профилактические акции, участвуем во всероссийских олимпиадах и, кстати, выигрываем. Существует программа адаптации первокурсников. Мы проводим с ними тренинги, индивидуальные консультации, семинары. Работа ведётся очень обширная.

Психологи Воронежского государственного технического университета также проводят и акции, и индивидуальную работу со студентами. Даже ездят с лекциями в школы. В ректорате нас заверили, что студенты о работе психологической службы знают, информация находится в общем доступе – например, в социальных сетях и на стенде в самом вузе.

В управлении воспитательной работы Воронежского государственного педагогического университета нам рассказали, что за «душевной» помощью обращаться можно на психолого-педагогический факультет. А как обстоят дела в Воронежском государственном университете? На его сайте говорится о том, что психолого-консультационная служба в вузе есть, указаны даже контактные данные. Однако принадлежат они старой службе, которая закрылась около года назад. Как пояснил проректор ВГУ по воспитательной и социальной работе Олег ГРИШАЕВ, это произошло после корректировки штатного расписания. Теперь психологическая поддержка осуществляется на базе факультета философии и психологии. Только вот как эту информацию доносят до студентов, непонятно, ведь на сайте всё ещё приведены имена психологов, которые в ВГУ уже не работают.

Распространена в воронежских вузах и практика работы кураторов, которые следят за психологическим климатом в группах студентов и информируют их о способах получения психологической помощи. Во ВГАУ им. Петра I кураторы работают с 1 по 4 год обучения, на остальных курсах применяется форма наставничества. Похожая система в Воронежском государственном университете инженерных технологий. Здесь психологи помогают поступившим освоиться и сплотиться ещё до начала учёбы на адаптационных курсах, совместно с кураторами проводят тренинги для первокурсников и на протяжении всего обучения контролируют психологическую обстановку среди студентов.



Какие проблемы чаще всего заставляют студентов опускать руки, и что делать, когда кажется, что уже никто не поможет? С этими вопросами мы обратились к сотруднику службы практической психологии Воронежского государственного университета инженерных технологий Елене КОЖЕВНИКОВОЙ. Психолог первой категории отметила, что именно сейчас студентов, которые нуждаются в помощи, как никогда много:

— В этом году мы ездили с ребятами и на море, и на базу отдыха «Сосновый бор», где проходила школа актива. Психологи каждый день проводили мастер-классы, тренинги, игры. Было много профессиональной работы. Понятно, что, если психолог живёт рядом, ты думаешь: «Может быть, я схожу просто так, познакомлюсь?». И идёшь на приём. Наверное, благодаря этому в сентябре случился настоящий наплыв студентов. В психологическую службу на консультацию приходило по десять человек в неделю. Может быть, студенты стали осознавать, над чем хотят работать. Как это происходит? Человек уже прошёл какой-то путь, обозначилась проблема, сформировалось представление о том, что он хочет изменить. Начинает искать, понимает, что психология – это не пустой звук, что реально есть какие-то инструменты. Понимает, что того, что уже сделал сам, ему мало. Нужен кто-то, готовый хотя бы просто посмотреть со стороны. Поэтому и обращаются к нам. Иногда хватает нескольких сеансов, чтобы человека куда-то вывести, и он уходит довольный. А есть студенты, которые годами ходят. Это уже более серьёзные ситуации, когда быстро всё решить не получится.

Бывает, что человеку нужна помощь не психолога, а психотерапевта. В чём разница между этими специалистами, и как определить, к кому из них обращаться?

— Если беспокоят навязчивые состояния, нервные изменения физиологического характера, например, тремор конечностей (дрожание – прим. авт.), то это уже вопрос, который должен решаться с помощью медикаментов. Безусловно, мы никогда не отказываем в помощи. Здесь психолог также может работать, но это должно быть дополнением к медицинскому сопровождению. Здесь нужно лечение. А просто ходить к психологу в таком случае – это так же, как лечить нервные заболевания мятой. Можно, конечно, но если ты в какой-то момент не съешь нужную таблетку, то можешь просто не дожить до того момента, как мята подействует.

Одна из самых распространённых проблем, которая заставляет студентов обращаться за психологической помощью – сложность адаптации во взрослой жизни после поступления. Особенно, если ради учёбы приходится переехать в другой город. Что в первую очередь нужно осознать в такой ситуации, чтобы стало легче?

— Первый момент – это минимальный самоанализ. Надо внимательно относиться к тому, что ты делаешь, что из этого получается. Если тебе просто плохо, и ты не даёшь себе труда подумать, почему – ты не справишься с этой ситуацией. «Мне плохо, потому что мне тяжело учиться» – это одна ситуация. «Мне плохо, потому что не с кем поговорить» – другая. Выходы будут разные. Второй момент – вкладываться в то, чтобы найти себе друзей или хотя бы близких знакомых, с которыми можно было бы обсуждать происходящее. Пусть они не будут друзьями на всю жизнь, но рядом обязательно должны быть люди, с которыми можно поговорить. Когда здесь нет родителей, это особенно важно. И ещё по поводу учёбы, безусловно. Заставлять себя регулярно ходить на занятия, потому что если вы в первом семестре много пропустите, дальше придётся нагонять программу, а это уже другие объёмы. И получится, что ко всем проблемам, которые, может быть, были, возникнет ещё огромный «нервяк» по поводу того, как теперь всё это сдать. Отсюда остальные неприятности.

Бывает и такое, что проучившись год или два, человек понимает, что поступил не туда. Как здесь может помочь психолог?

— Об этом тоже можно поговорить. Что здесь можно осознать? Что в принципе вы можете хорошо доучиться и получить диплом, а в магистратуру пойти туда, куда теперь хочется. Но надо оценивать степень невыносимости. Когда уже терпеть нет возможности, тогда с психологом можно обсудить, куда идти. Потому что уходить в никуда – тоже не вариант. И ещё бывают моменты: «Я не хочу здесь учиться, потому что…». И дальше огромный блок причин, который связан не с учёбой или конкретной профессией, а с тем, что прессуют родители, молодой человек, не даётся какой-то предмет. Тогда уже надо разбираться с этими причинами. А может, уйти – единственно верное решение. Но это решение, безусловно, должно вызреть. Поэтому смысл в том, чтобы о нём поговорить, есть.

А вот с осенней депрессией, на которую так много жалуются в соцсетях, студенты приходят к психологу редко.

— С депрессией приходят в том случае, если она связана с тяжелыми снами или с тем, что уже просто нет сил, и энергия как будто высасывается. Человек сидит напротив тебя, а у него катятся слёзы. В такой ситуации депрессия не просто временем года продиктована. Осенний недостаток витаминов и уменьшение количества солнца – лишь дополнение к той проблеме, которая зрела всё лето, которую вы не решили в сентябре-октябре и которая в ноябре дала о себе знать. Можно прийти к психологу с тем, чтобы разобраться, что наверняка есть что-то более глубокое.

Один из главных страхов перед походом к психологу – боязнь того, что специалист тебя не поймёт и осудит. Как объяснила Елена КОЖЕВНИКОВА, вероятность этого равна нулю.

— Студент может прийти с любой неприятностью: от проблем с близкими, питанием или сном до проблем смысла жизни. Если чувствует себя способным об этом говорить и действительно хочет работать. Всё-таки сеанс – это не просто пойти поболтать, это не подруга. Тебе предложат какие-то методики, тебе будут задавать неудобные вопросы, ты должен это понимать. Но в этом ничего страшного нет. Потому что один из первых принципов, кроме гарантированной конфиденциальности, это принятие. Даже если я никогда бы так в жизни не поступила, я понимаю, что конкретно этому человеку было нужно поступить так. И я его для себя самой оправдаю. Это похоже на материнскую любовь.

Если вы чувствуете, что нуждаетесь в поддержке и готовы «лечить» душевную боль, можно смело обращаться в университетскую психологическую службу. Это не просто структура «для галочки», здесь вас встретят люди, которые действительно могут помочь. Но если в открытом доступе нет информации о том, есть ли именно в вашем вузе психолог и в каком режиме он работает, её всегда предоставят в управлении по воспитательной и социальной работе.

Виктория МОРОЗОВА
Фото из открытых интернет-источников

0 комментариев