29 Марта, Пятница, 13:47, Воронеж

Воронежские музыканты митингуют и не подозревают об этом?

Они — одни из тех, кто создает атмосферу города. Те, кто исполняют для прохожих знакомые песни. Им, наверное, каждый из нас хотя бы раз кидал монетку в шляпу или в гитарный чехол. Они — уличные музыканты. Как живут (или выживают?) музыканты-энтузиасты на улицах Воронежа?


Многие считают, что уличные музыканты играют лишь ради денег, но это не так. Большинство из них выходят на публику, чтобы совершенствоваться, ведь это неплохой опыт. А деньги — дело второе. А возможно ли вообще много заработать на улице?

Два дня мы провели в компании воронежского уличного музыканта Дмитрия БЕВЬЕВА (по просьбе героя была изменена фамилия — прим. автора). Чтобы почувствовать весь контраст этой «работы», были выбраны самый прибыльный и самый «пустой» дни — пятница и вторник. Место же было одно и то же — проспект Революции, недалеко от ЦУМа. Кстати, точка весьма людная — рядом находятся два ночных клуба и несколько известных кафе. Выходили с акустической гитарой мы около шести-семи вечера и стояли почти до полуночи.

Вечер. Улица. Фонарь. И не аптека


Вторник. Проспект Революции. Семь вечера. Дмитрий достает из чехла гитару и начинает играть песню группы «Сплин» «Орбит без сахара». В чехол не попадает ни рубля. А вот через полчаса копилка начинает потихоньку заполняться — в это время заканчиваются занятия в одном из колледжей, который находится недалеко. Студенты кидают мелочь. За два часы игры Дмитрий «наиграл» 327 рублей. По словам музыканта, это мало. Обычно в час можно собрать около 400-600 рублей. Следовательно, за два — 800-1200. К полуночи в чехле оказалось 570 рублей. Дима объяснил это тем, что сегодня немногие люди приходят в ночные клубы поблизости, а значит — мало нетрезвых людей, которые щедро дают деньги.

Пятница. Проспект Революции. Шесть вечера. Принцип тот же — мы в сторонке, только Дима начал не со «Сплина». Прохожих много: около 400 человек в час. Люди обычно по пятницам чуть счастливее, чем по вторникам, а тем более по понедельникам, поэтому многие из них вовсе не против прицелиться в чехол и закинуть туда рублей 30, а то и 50. Но эта пятница вскоре испортится для музыканта.

Митинговать вздумал?


Около 9 вечера к нам подошли два полицейских, не представились. Попросили лицензию. Конечно же, у Дмитрия ее не было. А она и не нужна (законодательство не требует лицензии у уличных музыкантов, исключения — митинги, собрания). Полицейские мотивировали свой приход статьей 20 ч. 2 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Требовали разобраться на месте. Согласно кодексу штраф за несанкционированный митинг составляет минимум 10 000 рублей для физических лиц. А «договориться» можно было за три тысячи. Как говорит наш герой-музыкант, это первый случай, когда полицейские как-то мешали игре, требовали денег. Стражи порядка буквально за уши подтягивали статью к музыканту — Дмитрий якобы мешает проходу граждан.

На самом деле любого прохожего, который стоит на месте, при желании можно тоже «привлечь» по какой-нибудь статье. Например, «Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения)». Штраф только побольше будет — от 30 000 рублей. Ясно было, что требуют взятку. Дмитрий решил отделаться побыстрее — отдать эти три тысячи. Хотя было ли право у полицейских задерживать музыканта?

На данный момент в законодательстве РФ не существует нормативного регулирования для уличных музыкантов. Нигде не прописано, где и что они должны играть. Еще с 2011 года Мосгордума пытается разработать законопроект и легализовать игру музыкантов на улицах, но пока дело далеко не ушло. Департамент культуры ограничился лишь принятием стандартных норм шума.

Если обратиться к международному опыту, то, например, в Праге такое регулирование существует. Музыкант на одном месте может играть не более 15 минут. А в Лондоне обязательно нужна лицензия. В Нью-Йорке даже утверждается репертуар. Во многих странах определены места, где может играть музыкант. А что у нас? Арбат в Москве давно «зачищают». Музыкантов в том количестве, которое было несколько лет назад, не осталось. Полицейские пугают. Но ведь явных оснований нет.

Кому закон не писан?


Могут ли правоохранительные органы привлечь уличного исполнителя на том основании, что играя, он, якобы организует митинг? Дмитрий, как и многие другие музыканты, которых задерживали, не использовал мегафоны, микрофоны и другое звукоусиливающее оборудование, он исполнял песни на обычной акустической гитаре и пел без микрофона. Музыкант стоял один, рядом не толпились люди и не обсуждали общественно значимые проблемы. Следовательно, никакого митинга или публичного собрания здесь нет и быть не может.

В 2012 году губернатор Алексей Гордеев подписал постановление, в котором были определены места гайд-парков (мест для публичных мероприятиях, на проведение которых не нужно согласование с мэрией). Хотя эти узаконенные места не совсем удовлетворяли активистов, теперь они используются по назначению. Так закон защитил воронежских активистов. А музыкантов?




Татьяна КОЛЕСНИКОВА

0 комментариев