7 Октября, Понедельник, 22:36, Воронеж

Искусство захватить мир в движении: что вам нужно знать о создании таймлапса

25 мая в Центре Креативных Индустрий «Матрешка» в рамках проекта «Года воронежской фотографии 2024» гости пообщались с пейзажным и Таймлапс фотографом Романом ЛЮБИМСКИМ. На лекции «Таймлапс. Пейзаж в движении» спикер рассказал, как создавалась история фотографии, какие приложения упростят монтаж и съемку, и помог разобраться в специальном оборудовании.


— Время — одно из самых ценных ресурсов, которыми мы с вами обладаем. Уже не один десяток лет человечество мечтает изобрести машину времени. Люди хотят подчинить себе время, иметь возможность не только менять его ход, но и менять события, возвращаясь в прошлое. У фотографов и видеографов есть тот инструмент, который позволяет им распоряжаться, — рассказал спикер.

Он также отметил, что фотографы не могут полностью контролировать время, но в их силах его остановить или ускорить:

— Наши дети и правнуки будут смотреть на остановленный миг, который мы зафиксируем в фотографии, и вспоминать, как это было давно, — рассуждает лектор. — Мы можем ускорить время рассвета, заката или роста цветка, тем самым изменить обычный ход для человека, которому мы продемонстрируем нашу работу. Речь идёт не о какой-то космической технологии, а об изобретении, к которому приложили руку Нисефор Ньепс, Жозеф Плато, Эдвард Мейбридж и еще много других известных людей. Именно они изобрели фотографию. Кроме нее существует анимация. Объединив их вместе, мы получим новый вид съемки — TimeLapse.

История

Роман Любимский обратился к истории и рассказал, что ранними попытками изобразить движение были наскальные рисунки сцен охоты и танцев. А первым человеком, кто приложил руку к созданию не только таймлапсов, но и видео был монах ордена иезуитов Афанасий Кирхер. Он не только описал принцип действия волшебного фонаря (проекционного аппарата для демонстрации изображений – прим. ред.), но и использовал его для привлечения людей в веру:

— С помощью дыма и волшебного фонаря, на котором была изображена нечисть, специально создавали страшную картину. Это зрелище пугало людей, и они соглашались присоединяться к религиозному сообществу.

Лектор отметил, что Жозеф Плато считается изобретателем фенакистископа — прибора оптического обмана для демонстрации движущихся рисунков. Ученый доказал, что когда мозг воспринимает повторяющиеся картинки, то промежуточные этапы он соединяет. Нам же кажется, что действие происходит непрерывно. Это один из основных принципов таймлапс технологии.

Нисефор Ньепс и Луи Дагер сотрудничали для совершенствования метода гелиографии, изобретенного Ньепсом. Дагер воплотил фотографию в жизнь на основе опытов и открытий Ньепса и сделал ее популярной.

Эдвард Мейбридж впервые в истории фотографии начал применять несколько фотокамер одновременно. Он поспорил на деньги с губернатором Калифорнии по поводу того, «отрывает ли лошадь ноги во время галопа или нет». Узнать это можно было, лишь проведя эксперимент. Для получения изображения бегущей лошади использовали камеру-обскуру, установив 12 фотоаппаратов вдоль дорожки. Затворы на камерах были закреплены веревками, которые разрывала лошадь во время галопа. Таким образом, были получены последовательные фотографии движения. На них было видно, что во время галопа ноги лошади оторваны от земли.



Современность

Возвращаясь к современности, фотограф дал определение видам съемок, которые часто путают с таймлапсом:

1) Замедленная киносъёмка — съёмка с частотой, меньшей стандартной частоты съёмки, составляющей в кинематографе 24 кадра в секунду.
2) Покадровая съемка —разновидность замедленной киносъемки, при которой часть времени механизм киносъемочного аппарата остановлен. А съёмка осуществляется покадрово, с произвольными интервалами между отдельными кадрами. Покадровая съёмка применяется при изготовлении мультипликации и некоторых спецэффектов.
3) Цейтраферная киносъёмка — разновидность покадровой замедленной съёмки. Когда интервалы между съёмкой кадров строго равны между собой и задаются автоматически при помощи таймера. Этот интервал может составлять несколько секунд, минут или часов, обеспечивая многократное ускорение видимого на экране движения.

Лектор выделил пять преимуществ таймлапса перед видео:

Съемка медленнотекущих процессов: движение звезд, восход солнца
Съемка сверх медленнотекущих процессов: строительство дома, рост цветка
Качественная ночная съемка
Высокое разрешением
Возможность усиленной цветокоррекции

Оборудование

слайд из презентации Романа Любимского

Роман представил два комплекта оборудования: для любителя и для профессионала. Например, при съемке таймлапса часто приходится менять аккумулятор, что сбивает картинку, тогда на помощь придет программируемый пульт. Он позволяет выставлять любую длительность выдержки, задержку перед спуском затвора, производить запись, настраивая любой интервал между спуском затвора и количеством отснятых кадров.
Фотоаппарат со сменной оптикой обычно меньше по весу и размеру, чем зеркальные, причем речь идет не только о габаритах корпуса, но и о самой оптике. Соответственно, сопутствующее оборудование выглядит менее внушительно. Это идеальные характеристики для фотографов таймлапсов, которые много двигаются. Также сменная оптика позволяет подобрать объектив под каждую задачу.

— Из оборудования для съемки таймлапсов самым главным является штатив. Нам надо, чтобы камера находилась все время неподвижно. Обратить особое внимание стоит на «ноги» и «голову» фотоштатива. Пластик и перекладина — признаки некачественного штатива, — объяснил Роман Любимский.

Фотограф рассказал, что карандаш для чистки оптики необходим, чтобы избежать попадания загрязнений на фото. Убрать какие-то дефекты на фотографии не займет много времени, но когда снимаешь в таймлапсе, то получается минимум триста фото, и это становится проблемой.

Ещё один девайс, как грелка поможет предотвратить запотевание объективов фотокамер от холода и конденсата, — добавил спикер.

Лектор порекомендовал приобрести карты памяти на 64 Гб, так как они, в отличие от батарейных блоков, не утяжеляют камеру. Покупая небольшие карты, мы знаем, что если какая-то из них сломается, то хотя бы часть материала сохранится.



Подготовка к съемки и монтаж

Спикер поделился чек-листом перед съемкой. Вот несколько пунктов, которые помогут при создании таймлапс видео:

1) Надежно установить фотоаппарат
2) Проверить наличие свободного места на карте памяти
3) Проверить заряд аккумулятора
4) Убедиться, что съемка будет в RAW-формате
5) Сфокусироваться и отключить автофокус
6) Отключить стабилизатор в объективе
7) Создать новую папку перед запуском съемки

Роман рассказал зрителям про наиболее удачные интервалы для съёмок:

Закат / Рассвет
1) На широкоугольной оптике: 4 — 6 секунд
2) На телеобъектив 100 мм: 3 — 4 секунды
3) На телеобъектив 200 мм: 1 — 2 секунда

1) Движение облаков: 4 — 7 секунд
2) Город (трафик/люди): 2 — 4 секунды
3) Ночной таймлапс: 1 секунда
Переход дня в ночь: 15 — 18 секунд

— Снимая любой таймлапс, у вас должна быть идея ролика. Например, я участвовал в создании фильма «Крым — Другой Мир», для которого снимал таймлапсы ночного неба. Не стоит забывать и про композиционное построение кадра, — напомнил лектор.

В конце лекции спикер порекомендовал приложения, которые станут помощниками в создании фотографий или видео. Ведь планирование — это важная часть любой съемки, особенно таймлапса. Чтобы найти хорошее место для фотосъемки звезд, можно воспользоваться Stellarium. А для удачного кадра солнца или луны помогут Photoephemeris.com и Suncalc.net. Если хотите облегчить монтаж, то обращайтесь к таким приложениям, как LRTimelapse, Vegas Pro, Final Cut Pro, Premiere Pro, Lightroom.

Елена ЛОЩИЛОВА
Фото автора и слайды из презентации Романа ЛЮЬИМСКОГО

0 комментариев