24 Апреля, Среда, 16:52, Воронеж

«Стоп, это не мое!»

Все больше и больше молодых людей отчисляются из вузов по собственному желанию.


Министерство образования и науки Российской Федерации раскрыло статистику по отчислению студентов из вузов в 2019 году. Оказалось, отчисленных студентов, по сравнению с 2018 годом, стало меньше: 429 тысяч человек против 465 тысяч соответственно. Однако число студентов, которые бросают вуз по собственному желанию возросло. В 2019 году 97 тысяч молодых людей добровольно покинули стены своих университетов.

По статистике всё того же Минобра, 21% студентов российских университетов «не дотягивает» до получения диплома и прерывает обучение. В 7% случаев инициируют отчисление сами обучающиеся. Обычно официальной причиной называют тяжёлые семейные обстоятельства или финансовые трудности, но на самом деле мотивов бросить вуз гораздо больше, и они куда разнообразнее: начиная от банального «это не мое» и заканчивая «заработать на жизнь я смогу и без вышки».



Еще в 2008 году Немецкий центр исследований в сфере науки и высшего образования обнародовал исследования, связанные с изучением причин отчисления студентов по собственному желанию. Руководитель проведенного исследования Ульрих Хойбляйн выделил три основных аспекта:

  1. Перегрузка
  2. Отсутствие мотивации к учебе
  3. Финансовый вопрос

Перегрузка

По статистике каждый пятый студент покидает вуз, потому что не справляется с той нагрузкой, которую дает высшее учебное заведение. Это приводит к стрессу и повышенной тревожности, переутомлению и проблемам, как с физическим, так и с ментальным здоровьем. Многие молодые люди не выдерживают этого и подают заявление на отчисление.

НАСТЯ УЛЬЕВА, 20 лет, училась в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

Я изначально хотела поступать в медицинский. У меня вообще не было представлений о том, что существуют другие интересные профессии. Об этом я начала задумываться в 11 классе, когда уже было поздно менять свое решение.

Когда я поняла, что дело пахнет жаренным? Я думала, что на втором курсе, но нет, это случилось чуть раньше: первый курс, второй семестр, летняя сессия, экзамен по биологии. Это был первый экзамен, который я купила, и меня это очень беспокоило. Совесть замучила. Хотя это был первый и последний экзамен, за который я заплатила. Но сам факт очень сильно подкосил мою уверенность в себе и в своем выборе. Смогу ли я лечить людей и быть ответственной за жизни других?

Дистанционное обучение сильно снизило мотивацию действительно учить, а не списывать. Меня тревожило, что я опять иду по пути наименьшего сопротивления. Однажды нам задали заполнить историю болезни, я поняла, что не знаю как это сделать… И это стало последней каплей.

В октябре я серьезно задумалась об отчислении. 7 декабря написала заявление по собственному желанию. У меня было время взвесить все «за» и «против». Я не могла справляться с нагрузкой, которую дает медицинский вуз, не готова была заключать сделку с совестью и списывать задания, не усваивая материал.

Родители видели меня в профессии. Они уговаривали отучиться хотя бы три курса, чтобы я смогла пойти работать медсестрой. Говорили, что я просто слабая и нагнала на себя тоску. Теперь для своей семьи я разочарование, хотя ни у мамы, ни у папы нет высшего образования. К тому же папа сам бросил вуз в свое время.

Что будет дальше? Я не знаю. Я забила себе голову тем, что отлично буду смотреться в белом халате. Есть вариант пойти в медицинский колледж. Программа там менее насыщенная и немного легче. На втором курсе уже есть вариант практиковаться в профессии, это кажется мне привлекательным и интересным. В этом году я не собираюсь сдавать ЕГЭ, так что пока у меня есть время подумать и разобраться в себе и своих желаниях. А потом сдать экзамены и пойти туда, откуда мне не захочется убегать.

Отсутствие мотивации к учебе

Это происходит по двум причинам: либо вуз обманул ожидания студента, и его не устраивает качество образования или методы преподавания; либо изначально человек выбрал университет, в котором ему не хотелось бы обучаться, и сделал он это скорее всего из-за внешнего давления со стороны общества. Оставив университет, представители этой категории часто переводятся в средние специальные учебные заведения, либо идут работать

ПОЛИНА ЧАВИНА, 19 лет, училась на факультете журналистики ВГУ

В 2019-м я поступила на первый курс факультета журналистики. В сентябре 2020-го написала заявление на отчисление по собственному желанию. Я никогда не хотела быть журналистом. С 16 лет мечтала пойти учиться на режиссера. И я до сих пор хочу связать свою жизнь с кино.

Во всей этой истории большую роль сыграли мои родители. Не было такого, что мы сели с ними и вместе решили, куда я буду поступать. Поэтому в своих мечтах я уже училась во ВГИКе. Перед ЕГЭ мне обломали крылья. Родители сказали, что ни в какой ВГИК и ни в какую Москву я поступать не буду, платку мы не потянем, а на бюджет я не пройду. Поэтому к ЕГЭ я особо не готовилась, мне уже было плевать.

Задумалась лишь над выбором города. Я из Белоярского, это Ханты-Мансийский автономный округ, жить с родителями не хотелось. Решила, что Воронеж — самый оптимальный вариант. Начала выбирать вуз. С ЕГЭ по русскому и литературе список потенциальных профессий был очень маленьким. Так я подала документы на журфак и в итоге поступила.

Началась учеба. У всех вокруг горели глаза, потому что они находятся там, куда мечтали попасть. Мне было неприятно находиться в этом обществе, потому что, я в какой-то степени, им завидовала. Я была чужой на этом празднике жизни. И так было полгода очной учебы. Журфак — неплохое место, но это, просто, не для меня. Я ушла, потому что не видела в этом смысла. Когда преподаватели говорили: «Вы будущие журналисты!», — меня всегда коробило. Мне было неприятно думать, что родители платят деньги только за бумажку [диплом].

Идею отчислиться я вынашивала почти с самого поступления. Но боялась ее озвучить даже для себя. Летом я решила, что точно брошу. Мысль об отчисление делала меня счастливой, но она расстраивала моих родителей. И это сильно ударило по моей нервной системе. Я едва просыпалась, и у меня начинало болеть сердце. Мне было страшно. Родители, в конце концов, смирились, поняли меня и приняли.

Я не жалею о том, что отчислилась. Пока я живу в Воронеже, работаю. У меня большие планы на следующий год. Хочу переехать в другой крупный город (пока не хочу говорить в какой). Насчет образования еще не знаю, но если поступать и буду, то однозначно на заочку.

Финансовый вопрос

Иногда этот аспект связывают с семейными проблемами. Из-за каких-нибудь обстоятельств, студент оказывается в положение, когда средств на оплату коммерческого места просто нет, и приходится покидать университет. Но чаще в эту категорию попадают молодые люди, которые параллельно обучению начинают работать. И нередко совмещать эти два занятия становится очень сложно, учеба безнадежно запускается, и из вуза приходится уходить.

ЕВГЕНИЙ ЛУНГУ, 31 год, учился на факультете компьютерных наук ВГУ

Я бросил ВГУ в 2011 году потому, что уже третий год подряд оставался на третьем курсе. Мне надоела эта ситуация, я решил оставить университет и начал работать, чтобы понять, что же мне вообще нужно и интересно.

План был такой: пробовать работать, чтобы понять, что ценится работодателями, какие вокруг люди и какие навыки требуются на самом деле. Работу искать было не трудно. Я устраивался через знакомых. И это хуже, чем кажется. Как правило, ты делаешь все и сразу, нет развития профессиональных навыков, и это утомляет. Я работал инструктором в спортивном клубе по стрельбе, затем работал в компании, которая торгует фурнитурой и всякими строительными материалами, в отделе по продажам алюминиевых конструкций. Еще работал в отеле системным администратором и куратором конференций (расставлял столы, проводил мероприятия, настраивал различные системы). Сейчас я системный администратор Linux в хорошей IT-компании, которая занимается разработкой системы контроля и управления доставками. Наподобие Яндекс.Еды. Живу в Москве и в целом у меня хорошая зарплата.

Родители настаивали на том, что нужна корочка. Ну, и приходилось заниматься самообманом. Говорить, что буду стараться и в итоге все делать наоборот. В 2009-м мы конфликтовали на этой почве. Меня вынуждали всячески получить образование. В целом было сплошное недопонимание. Но родители, в конце концов, смирились, что я не оправдал их надежды.

Я не жалею, что учился в ВГУ и о том, что не закончил вуз, тоже не жалею. Было крайне полезно получить представление о различных предметах и направлениях. Думаю, нужно было сразу бросать, еще когда был первый раз на третьем курсе, чтобы не тратить время и начать вливаться в сферу IT.

Взгляд психолога

Психолог Наталья Дашкова считает, что для подростков самый главный профессиональный опыт — это опыт родителей и ближайших родственников. Не менее важным являются предпочтения и предрасположенности детей:

– Скорее всего, ребята смотрят на то, какие предметы даются легче, и на то, в каких вузах эти предметы востребованы, – утверждает психолог.

Для определения предрасположенностей детей в школах часто проводят тесты на профориентацию. Их эффективность спорна и доверять им на сто процентов нельзя. Наталья считает, что такие тесты показывают лишь склонности, но выбор, в любом случае, остаётся за ребенком. Свобода выбора важна и тогда, когда студент собирается покинуть вуз по собственному желанию. Часто основным барьером и препятствием для принятия этого решения является мнение родителей. Большинство из них настаивают на получения высшего образования любой ценой:

– Родителям следует принять выбор ребенка. Если они хотят, чтобы их дети стали взрослыми, самостоятельными, думающими людьми им нужно дать свободу выбора. Никто на эту свободу посягать не может. Если у вас с сыном или дочкой хорошие отношения, то есть надежда, что они вас услышат и послушают и без лишнего давления, скандалов и ссор, – советует Наталья ДАШКОВА.

Конечно, такой серьезный шаг как отчисление из университета, должен быть хорошо обдуман. Не стоит идти на это, не взвесив все «за» и «против». Но если это осознанное и аргументированное решение, то оставаться там, где вы не чувствуете себя комфортно опрометчиво. «Насильно мил не будешь» – из людей, которые учатся «добровольно-принудительно» по специальности, которая им противна, не получаются хорошие специалисты.

– Нет ничего страшного в том, что человек уходит с факультета, и здорово, что он говорит себе: «Стоп, это не мое!», – заключает психолог.

Александра ТАРАРЫКОВА
Фото автора

0 комментариев