19 Апреля, Пятница, 18:45, Воронеж

Воронежские специалисты назвали год вымирания кофе и рассказали, как зарядить смартфон от одежды

Восьмой выпуск устного научно-популярного журнала «Язык Эйнштейна» презентовали 27 февраля в одном из книжных клубов города. Эксперты рассказали о последних научных открытиях: топливо из пластика, вымирание кофе, выращивание растений на Луне и создание нанотканей, способных генерировать энергию.

Спикерами стали научный сотрудник лаборатории биотехнологии ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии» Екатерина ШАБАНОВА, аспирант кафедры ядерной физики физического факультета ВГУ Павел КОСТРЮКОВ и руководитель проекта «Занимательная Наука» Анна ЕЛИСЕЕВА.

Ведущая вечера, руководитель Информационного центра по атомной энергии в Воронеже Татьяна ВОРОНИНА рассказала, что компания «Tesla Motors» заряжает электромобили на своих станциях бесплатно в течение 20 минут. Полное же пополнение аккумулятора компания гарантирует за 40 минут.

— Машину на бензиновом двигателе мы заправляем за пять минут, так что для многих водителей 40 минут — это долго. Сейчас, правда, предлагается брать с собой на прокат второй, сменный аккумулятор. Стоит это «недорого» — всего каких-то 80 долларов, — говорит Татьяна.

Павел КОСТРЮКОВ продолжил тему:

— На электромобили ставят литий-ионные аккумуляторы, то есть перезаряжающиеся батареи. Учёные решили просветить аккумулятор рентгеновскими лучами, чтобы понять, где литий может оседать и каким образом ускорить его движение, соответственно, уменьшив время заряда. Оказалось, что большая часть лития оседает посередине. Теперь учёные задались вопросом, как заставить литий перебегать от одного электрода к другому без препятствий.

— А можно ли заряжать электромобили беспроводным способом, как телефон или наушники? — раздался вопрос из зала.

— Возможно, но это неэффективно. При таком способе машина будет заряжаться ещё дольше, ведь аккумуляторы телефонов гораздо меньше, чем аккумуляторы автомобилей, — говорит Павел.

Следующую январскую новость из области науки — о выращивании китайцами растений на Луне — прокомментировала Екатерина ШАБАНОВА. Суть в следующем: китайские учёные привезли на Луну контейнер с шестью видами живых организмов: семена хлопчатника, рапса, картофеля, резуховидки Таля, а также дрозофилы и дрожжи. У организмов была вода, воздух и солнечный свет. Через время семя хлопчатника проросло. Но эксперимент продлился недолго. 13 января наступила лунная ночь: температура на поверхности Луны достигала минус 150 — минус 170 градусов. Растения погибли. О том, что финал эксперимента будет именно таким, было известно заранее. Тогда зачем такой эксперимент?

— Во-первых, китайцы показали свой приоритет в биологических исследованиях на Луне. Во-вторых, как сообщили руководители эксперимента, это первый шаг на пути к созданию лунной базы и замкнутых систем жизнеобеспечения. В-третьих, чтобы вдохновить молодых и будущих учёных, — считает Екатерина.

Состав контейнера разрабатывали школьники и студенты, был объявлен грант. Каждая школа могла представить один список, далее учёные отбирали лучшие варианты и комбинировали их. Так, картофель и дрожжи можно использовать в пищу, из хлопчатника делать одежду, а рапсовое масло применяют для смазки деталей. Например, красноярские учёные предлагают включить в систему замкнутого жизнеобеспечения рыбу.

В Советском Союзе был проведён первый и один из самых успешных экспериментов по созданию таких систем. Он длился 180 дней в замкнутом помещении площадью 120-130 квадратных метров. В разное время там были 2-3 человека, они сами обеспечивали себе кислород, воду, питание на 50%. Они выращивали высшие растения, хлореллу (водоросль), за счёт которой можно получать 70% кислорода, также там была система переработки отходов человеческой жизнедеятельности в удобрение для растений. Эксперимент прошёл успешно.

В прошлом году китайские учёные повторили эксперимент. Площадь замкнутого помещения была немного больше — 160 квадратных метров. Опыт был схож с советским, некоторые российские учёные консультировали китайских, а руководитель проекта окончил МГУ имени Ломоносова. Но 15% животного рациона китайских учёных составляли мучные черви, которых включали в экосистему для переработки растительных отходов. По питанию они улучшили советские результаты.

Также гости «Языка Эйнштейна» узнали, что учёные научились создавать нефтепродукты путём воздействия на пластик температурой и прессом под высоким давлением. Правда, пока доля полученных нефтепродуктов, в отличие от количества образовавшихся газов, очень мала, но ведутся разработки по увеличению результативности. И очень кстати, потому что, по прогнозам учёных, к 2050 году объём пластика, лежащего на поверхности Земли и в воде, увеличится вдвое.

Ещё одно научное открытие последнего времени – одежда из наноткани, к которой можно подключить свой смартфон для подзарядки. Наноткань преобразует энергию, которую вырабатывает человек при движении, в электричество. Правда, вещи из такого материала всегда должны быть мокрыми из-за водно-соляного раствора, необходимого для работы изобретения.

Напоследок специалисты рассказали, что некоторым видам кофе, в том числе арабике, грозит вымирание. Это связано с повышением температуры в местах произрастания кофе на 1,6 градусов. Данный фактор снизит устойчивость кофе-деревьев к кофейному жучку и ржавчине. Учёные прогнозируют, что отдельные виды кофе прекратят существование к 2050 году.

Гости ток-шоу получили не только заряд новой научной информации, но и книги. Повезло так не всем, а лишь тем, кто активно участвовал в разговоре и задавал специалистам самые интересные вопросы.

— Я работаю в одном из вузов Воронежа на радио-техническом факультете, поэтому, конечно, мне близка тематика журнала. На «Язык Эйнштейна» пришёл впервые, очень понравилось. Узнал я о нём совершенно случайно – коллеги обсуждали: кто-то ходил, кто-то хотел пойти, ну, и я пришёл, — говорит один из счастливых обладателей книги Геннадий ПЕТРОВ.

Справка «P.S. — 5 сов»

Организатором ток-шоу «Язык Эйнштейна» выступает Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Воронежа. Формат устного журнала позволяет говорить о науке остроумно и интересно.

Татьяна ЛОЗЮК