26 Апреля, Пятница, 02:22, Воронеж

Алексей Волин, замминистра связи и массовых коммуникаций РФ: «Работодатель – циничное существо, но он всегда прав»

Зачем открывают новые факультеты журналистики? Какой специалист востребован на медиарынке? Почему важна практика? Эти и другие вопросы затронул заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин на встрече со студентами ВГУ. Корреспонденты «P.S. – 5 Сов» сделали подборку самых важных советов от Алексея Волина специально для тех, кто хочет построить карьеру в СМИ.

О знаниях и связях

Хороший вуз дает журналисту не только знания, но и связи. Иметь свою сеть информаторов – это очень важно. Формировать базу спикеров нужно в годы учебы. Ни один работодатель не ожидает получить готового специалиста со студенческой скамьи. В первую очередь он обращается внимание на образование, кругозор и социализацию. Обрастёте связями – будете ценными специалистами.

О практике

Теория – это хорошо, но практика важнее. Примерно половина учебных дисциплин должны быть практического характера. Только тогда будет толк. Ищите СМИ, которые готовы сотрудничать со студентами. Не бойтесь прийти в редакцию и начать общение с вопроса: «У меня есть две руки, две ноги и одна голова. Чем я могу быть полезен для вас?» Сразу будьте готовы к тому, что на вас свалят самые скучные и рутинные задания. Причём ваш труд оплачивать никто не будет. Поймите, практика нужна вам, а не работодателю. Журналистский опыт – это инвестиция в ваше будущее.

О конкуренции, работодателях и трудоустройстве

Не секрет, что на рынке труда журналистов в избытке. Так зачем же продолжают открывать новые журфаки? Ответ прост: хренова туча людей хочет туда поступить. Конкуренция серьезная. Поэтому после обучения не все работают по специальности. Кто-то идёт в ресторан, кто-то в автосалон.

Часто на работу в медиа приглашают студентов, которые хорошо себя проявили во время практики. Бывшие практиканты уже знакомы с форматом СМИ, наладили контакт с коллективом редакции. Если же вы с работодателем не знакомы, то постарайтесь произвести хорошее впечатление. Это несложно. Помните, работодатель всегда прав. Он заказчик. Ему не интересно, как вы себя чувствуете. Работодатель – циничное существо, которое заботится о бизнесе. А вы – элемент бизнеса. Ещё будьте позитивными. Никто за свои деньги не хочет иметь рядом с собой депрессивных людей. Также работодатели не любят сотрудников с завышенными ожиданиями. Продемонстрируйте своё трудолюбие, серьезность намерений, а не список запросов и недовольств.


О цензуре

Цензура была давно, еще в СССР. К тому же не такая жесткая, как её описывают. Сейчас же в роли цензуры выступает редакционная политика. Часто учредитель поступает по принципу: «Моя корова. Что хочу, то и делаю». И это его право. Журналист должен либо принимать позицию редакции в том, как и что писать, либо находить издание, редакционная политика которого соответствует его взглядам на жизнь.

Об информационных технологиях и образовании

Журналисту стоит стремиться к знаниям во всех сферах. Ведь чем больше он умеет, тем больше ценится на рынке труда. Журналист в наше время должен быть не только гуманитарием, но и айтишником.
Москва, Питер и Казань открыли курсы журналистики, в том числе и online. Смогут они заменить обучение в университете? Нет, они хороши как пособия, подготовительные курсы, но живого общения преподавателя и студентов они не заменят.

О кризисе в СМИ

Во время кризиса работодатели, чтобы уменьшить расходы, сокращают сотрудников, что сказывается и на СМИ. Если закроется тысяча редакций с коллективом в три человека, то ничего серьезного для индустрии СМИ не случится, но если закроются четыре редакции с коллективом в двадцать тысяч человек, то это будет серьезным ударом по рынку труда.

По поводу перехода СМИ в электронный формат и потери газетными СМИ своей востребованности. Вот вам в пример кинотеатры. Как только фильмы стало возможным смотреть дома, заговорили о том, что кинотеатры совсем скоро канут в лету. Но появился новый взгляд на сам поход в кино, и ситуация приобрела совершенно другое направление: кинотеатры нашли свое место в индустрии развлечений. Так же стоит поступить и с газетно-журнальной продукцией. Не потеряют своей значимости глянцевые журналы, журналы для детей и серьезные газеты. А что касается умирающих печатных СМИ, то мы считаем, что незачем тратить деньги налогоплательщиков на то, что все равно скоро погибнет. Зачем продлевать их мучения? Мы гуманисты.

Топ-5 навыков хорошего журналиста, по мнению Алексея Волина:

1) быстро «погружаться» в любую тему, пропускать её через себя;
2) не только писать, но и снимать, верстать и монтировать;
3) «упаковывать» информацию в интересную и доступную форму;
4) во всем ориентироваться на читателя/зрителя; делать продукт, удобный для потребления;
5) задавать вопросы.



Алина БЕЛОКОПЫТОВА, Анна ЗУБАРЕВА

Фото Яны ЛЕСНЫХ

0 комментариев