28 Марта, Четверг, 21:54, Воронеж

Студенты журфака поставили шах и мат пропускам по физкультуре

7 декабря на факультете журналистики студенты проявили себя на шахматном турнире. По его итогам определили троих победителей, которые получили награды. Корреспонденты «P.S. — 5 сов» не только побывали на месте, но и сыграли в шахматы, поставив несколько матов.


Месяцем ранее в общей беседе второго курса журфака появляется сообщение от Алины Горловой, председателя студсовета.

— Если наберутся люди, у нас будет турнир по шахматам. Всем участникам Валентина Ивановна закроет пропуски по физкультуре.

Беседа моментально оживилась.

— Не умею, но пойду.

— Если это правда, то я научусь для этого даже.

— А приз победителю будет?

Мы не остались в стороне и решили сразу: надо идти на турнир! Умеем ли мы играть в шахматы? Нет. Но разве это остановит студента журфака? Настроились мы с девочками весьма серьезно, хоть и шутили иногда между собой. Мол, как это возможно, чтобы мы с шахматами пересеклись…

Спортивный интерес ради закрытия пропусков по физкультуре быстро перерос в настоящее увлечение. Играли везде: друг у друга в гостях за чашкой чая, в коридорах на факультете, на лекциях… И пока другие смотрели на нас и посмеивались, прогресс нарастал. Понять, как играть и как ходят фигуры получилось после первой партии. А поставить мат удалось уже к третьей игре.

Приближается день X. Корреспондент Полина привлекла к шахматам всю семью, а Соня просмотрела всевозможные обучающие видео по игре. Однако нас резко прерывают. Алина Горлова пишет в беседу курса, что турнир перенесен и состоится через неделю. Мы расстроились, ведь так ждали и готовились к этому дню.
Через неделю корреспонденты встречаются на факультете. Игроков ждала молодая девушка, как оказалось позже, организатор турнира. Она заранее нас обрадовала, сказав, что нам дадут грамоты и призы. Ребята начали приходить, нам раздали шахматные доски. Редкость для журфака, но парней оказалось больше, чем девушек.

— Я учусь на журфаке с 2016 года. И заметила, что у нас ни разу не было шахматного турнира. А зимой будут межфакультетские соревнования. И я бы хотела обратить внимание на тех, у кого хорошо получается играть, чтобы отобрать команду, — рассказала опытная шахматистка и организатор турнира Ирина ВОЙНОВА.

После вступления Ирина объяснила, что у нас будет 5 игр. Кто с кем окажется в паре, распределит компьютер. Во время игры можно произносить только «шах», «мат» и «поправляю». Перед началом и в конце партии важно пожать друг другу руки. Таков этикет шахматиста. Играть мы будем без часов, поэтому в случае трудных случаев Ирину можно позвать на помощь.

Нас распределили по парам, первая игра началась. Сначала все, действительно соблюдали тишину, но спустя минут 15 кто-то уже поставил мат. Ребята оживились, некоторые начали разговаривать с напарниками.
От девчонок было слышно: «Я здесь только ради того, чтобы закрыть пропуски по физ-ре». А наше оправдание в случае проигрыша звучало так: «Мы здесь только ради репортажа». И не так уж важно, что мы месяц усердно готовились к турниру.

В первой игре я делала ходы неуверенно, но в итоге победила.
— Почему ты так робко ходила, я в шахматы играла пару раз в жизни, — посмеялась моя напарница.
На второй и третьей партии я уже взяла себя в руки. И гордо проиграла. Мне попались сильные противники, с которыми партии продлились достаточно долго. С одним из них мы играли дольше всех. Ирина Войнова подошла к нам и предложила «ничью». Я обрадовалась, но, как оказалось, рано. Мой соперник твердо отрезал: «Нет, мы доиграем».

На третьей игре в кабинете стало очень душно, мы с Соней вышли подышать на улицу. Пока мы стояли, было ощущение, что от наших мозгов пар идет. Соображали уже туго, думать замучились.

А впереди еще две партии. Мы с Соней сидели и думали: «Лишь бы мы попали в пару с одногруппницей». Так и случилось! Мы с Соней в паре! Наконец-то можно немного отдохнуть. И я настолько расслабилась, что продула Соне в 5 ходов. Но, конечно, это не так обидно, как проигрывать незнакомым соперникам. Эту партию мы закончили быстрее всех и пошли отдыхать в холл журфака.

Осталась последняя партия, последний рывок. За моей спиной одна победа из трех, за Соней — две победы, одна ничья, один проигрыш.

Я снова в паре с незнакомым игроком. Мы оба оказались тугодумами. Где-то в середине игры у меня уже настолько не варил котелок, что я хотела сдаться. Турнир длился третий час. Вот, ход за ходом, я понимаю, что, возможно, не все потеряно. Мои фигуры всë ближе и ближе к его королю… Ирина говорит, что осталась последняя пара, которая доигрывает. И это мы. Неожиданно для себя, но спустя несколько ходов я ставлю мат! Организатор присваивает балл за победу мне, а я до сих пор не осознаю как это случилось. Конечно, две победы из пяти — это не так много, но я была очень довольна собой.

Как игры прошли у Сони Полухиной


Наконец-то настал день Х. Мощные подготовки позади, и я готова ставить “маты” направо и налево.

Нас делят на пары с помощью специальной программы, и моим первым противником становится Ульяна Гаврилина с первого курса. Сразу стараюсь прощупать почву:

— Я играю с 11 ноября, а ты?

— Ну, я знаю, как фигуры ходят…

Немного расслабляюсь, думая, что передо мной игрок, которому легко поставить детский мат. Но Ульяна очень поскромничала: столько шахов за короткое время мне ставил только компьютер. В голове одна мысль: “И вот так просто я сейчас продую?”

Но опасность миновала, уроки и постоянные игры прошли не зря. Первокурсница, несмотря на хорошие ходы, впервые узнала про рокировку (прим. — одновременный ход королем и ладьей, при котором ладья придвигается к королю, а король ставится рядом по другую ее сторону) от меня. Ставлю шах и мат, и выхожу из игры с победой. Решаю узнать, зачем Ульяна пришла на турнир:

— Честно сказать? — хихикает студентка. — Чтобы по физкультуре пропуски засчитали. У меня их 4 штуки, а после турнира всего два останется.
Нахожу в Ульяне родственную душу, и мы расходимся на дружеской ноте.

Вторая игра — спойлер — полный провал. Первокурсник Владислав Малюга на мой вопрос, который я задавала Ульяне, отвечает:

— Я вообще не готовился. Но играю с отцом где-то с 5 лет. Когда маленький был, на шахматы ходил.
Опыт опытом, но у Владислава это первый турнир. “Не то чтобы у меня был шанс, но мы в равных условиях”, — пытаюсь успокоить себя.

Но мантра “У меня все получится” не срабатывает против хорошего соперника. Я сдаюсь, понимая, что мой проигрыш — это вопрос времени. Мы пожимаем друг другу руки и расходимся.

Третью и четвертую партии я сыграла со знакомыми мне второкурсниками: с Артемом Богуславским из 2Ж и Полиной Зайцевой из моей группы.

С Артемом игра была очень долгой. Мы с ним из тех людей, которые думают над каждым ходом по несколько минут. Поэтому разошлись на ничье, так и не поняв, кто из нас сильнее.

Полине ставлю мат в 5 ходов. Но мы с ней готовились к турниру вместе, поэтому списываю все на обычную усталость. Я уверена, что если бы это был не третий час турнира, она могла бы победить в этой партии. Но дело сделано: за моими плечами две победы, ничья и проигрыш. По логике, если я сейчас выиграю в последней игре, то могу занять какое-нибудь место и получить приз.

Ко мне за стол садится Егор Миронов — еще одно знакомое лицо из второй группы журналистики. Он совсем не выглядит уставшим. Улыбается, шутит.

Начинаем играть. Смотрю на доску и ничего не понимаю. Хожу ладьей, как конем, а слоном, как пешкой. Путаюсь каждый раз, благо Егор понимает и дает исправиться.

Переломный и очень обидный момент в игре — отдаю просто так ферзя. Совсем не вижу, что на следующем ходу у меня заберут самую сильную фигуру на доске. Это и предопределяет мой проигрыш.

В итоге, мы остаемся с королями, тремя и четырьмя пешками у меня и у него соответственно. Все фигуры у меня заблокированы, а его пешки идут ко мне на поле, чтобы превратиться в ферзей. С горечью, грустью, тяжкой обидой сдаюсь. А потом еще с небольшой завистью смотрю на Егора, который занимает четвертое место и получает книгу Кройчика.

Но я быстро возвращаюсь в хорошее расположение духа. Ведь я играю чуть меньше месяца. Меня никто не учил. Я самостоятельно смотрела видеоуроки и осваивала полученные знания. И мой результат (2,5 балла из 5) на первом турнире в моей жизни — превосходен!

— В следующем году я займу призовое место, обещаю! — заявляю Але, Насте и Полине после награждения, совсем забыв о первоначальной цели моего участия — о закрытии пропусков по физ-ре…

Результаты турнира


Всего 6 мест, каждое из которых заняли только мальчики. Ребята получили в награду книгу Льва Кройчика «Смешное и грустное» и грамоты.

По результатам турнира победителями стали: 1 место — Михаил Пелых, 2 место — Данила Корольков, 3 место — Артём Иванов.


Михаил Пелых рассказал корреспонденту «P.S.- 5 сов» о своем пути в шахматах.

— Я учусь на 3 курсе на направлении «Телевидение». Начал играть в шахматы лет в 5. При этом на постоянной основе я не играю уже с 10 класса. Если вдруг появляется желание, то делаю это по сети. В жизни играть не с кем.

К турниру я не готовился, обленился что-то. Когда я пришел сюда, то очень удивился, что тут так много ребят. Однако за всю свою практику я заметил, что многие умеют играть в шахматы, но не все делают это хорошо. Редко можно встретить человека со вторым или первым разрядом.

Мне понравилась атмосфера на турнире, прям кайфово. Но, по правде говоря, сильных соперников я здесь не нашел.

Несмотря на то что призовые места заняли только парни, я считаю, что в шахматах нет сексизма. И все играют одинаково. И сегодня я заметил пару девушек, которые очень неплохо проявили себя.


Текст Полина Зайцева, Софья Полухина
Фото Полина Зайцева, Алевтина Солопова

0 комментариев