26 Апреля, Пятница, 17:00, Воронеж

Искусственный интеллект. Стоит ли его бояться?

13 декабря в Воронежском Информационном центре по атомной энергетике (ИЦАЭ) состоялась открытая лекция «Искусственный интеллект: творец и творение», проходящая в рамках проекта «Большой университет – большому городу». Во время встречи Алла ШЕСТЕРИНА, профессор Высшей школы телевидении МГУ и кафедры общего языкознания и стилистики ВГУ, развеяла многие мифы и страхи относительно искусственного интеллекта (ИИ).


В последнее время люди стали очень часто упоминать словосочетание «искусственный интеллект», применяя его даже к тем механизмам, к которым оно не имеет никакого отношения. Население прошло через несколько стадий взаимодействия с ИИ.

— Сперва мы не понимали, что это такое. Потом мы поняли в общих чертах и начали его бояться. Рассказывать жуткие истории, что ИИ нас когда-нибудь вытеснит, поработит, — рассказывает профессор. – Зачем мы его создаем, если боимся? Почему бы просто не остановиться?

Но не смотря на небольшой испуг, человечество все же продолжает эксперименты по его созданию и совершенствованию. Люди думают, что ИИ не сможет заменить человека в творческих профессиях, приводя это в качестве аргумента, почему же он не сможет поработить человечество полностью. Этот подход Алла ШЕСТЕРИНА опровергла, проведя со слушателями небольшой эксперимент, но перед этим объяснив, что же такое искусственный интеллект.

Понятие Искусственного интеллекта

ИИ – это неспециальный апроксиматор функций.

— Человек, помимо того, что он личность, может рассматриваться как определенная функция. Все мы с вами что-то делаем. Выполняем функции: создаем презентации, снимаем видео и т.д. Вся наша жизнь состоит из набора этих функций, — рассказывает профессор. — ИИ – это апроксиматор. Апроксимация – это определенное подражание и копирование. В апроксимацию залажена одна интересная вещь. ИИ очень долго обучается, но потом выполняет это действие с огромной скоростью.

Научить ребенка рисовать картину довольно быстро. Ему не нужен большой объем информации, дать в руки краски, кисти и готово. ИИ так не может. В него надо заложить огромный объем информации. Человеку под силу нарисовать одну и две картины в день, но из-за этого он сильно устанет. А ИИ будет штамповать эти картины без остановки, в огромных количествах.

— Это первое, что пугает человека. Мы получаем машину, которая может обесценить творчество, — объясняет Анна ШЕСТЕРИНА. — Неспециальный, то есть воспроизводящий, что угодно. Какую информацию заложить, ту ИИ и приподнесет. Он не относится к этому эмоционально, не имеет выгорания и творческого кризиса. Ему не нужно вдохновение.

Музыкальный эксперимент

Профессор предложила послушать три музыкальных композиции и определить, какие из них были созданы человеком, а какие ИИ.

После проводила голосование. Каждый раз аудитория, состоящая из 12 слушателей, разделялась на два равных лагеря.

Удивительным фактом стало то, что все эти музыкальные произведения («No love left in heart», «The rebirgth of the dead», «I am Al») были написаны искусственным интеллектом.

Существуют произведения, которые не могут отличить даже профессиональные музыканты с высоким уровнем слуха. Это подтверждает факт того, что ИИ может создавать художественные произведения наравне с человеком.

ИИ достиг многих вершин в звуковой сфере. Он может переводит разговоры китов. Для человека эти звуки не слышны. Однако ИИ может перевести их на известный нам язык и обратно, позволяя иметь обратную связь с китами.

При продолжении этих экспериментов существует вероятность, что в ближайшем будущем люди смогут общаться с животными, а не дрессировать их.

Области креативного применения ИИ

— Синтез изображений

ИИ может стать помощником при творческом кризисе или получении определенного изображения без авторских прав.

— Пока что искусственный интеллект не имеет авторских прав, поэтому мы можем использовать его работы без cпроса. Существует такое приложение — Midjourney, которое позволяет генерировать изображения по запросу. Вам нужно лишь ввести несколько ключевых слов, и ИИ сам сгенерирует изображение под ваше описание, — рассказывает профессор.

Нужно понимать, что ИИ не фантазирует. Он ищет картинки в интернете с подобным запросом, сканирует интернет-пространство и математически высчитывает изображение.

— У меня есть студент, который рассказал, что эта программа помогает ему справляться с творческим кризисом. Он вбивает в запрос ключевые слова и вдохновляется различными необычными идеями. Конечно, он не копирует эти изображения, но берет какие-нибудь необычные элементы. И, честно сказать, картины у него получаются довольно интересные, — рассказывает Алла ШЕСТЕРИНА.

С помощью этого приложения был выбран цвет 2023 года: карминово-красный. Обычно этим занимались дизайнеры, однако в этом году его высчитывал ИИ.

— Создание компьютерных игр

Многие разработчики компьютерных игр для создания своих работ обращаются к ИИ. Например, довольно известная игра «Детройт», в которой искусственный интеллект учится быть человеком. Создатель этой игры Дэвид Кейдж постоянно советовался с разработчиками ИИ, чтобы робот в игре был более правдоподобным.

— Предпродакшн

— ИИ очень активно используется на стадии предродакшн, например, для прогнозирования успеха фильма. Применять его расчеты можно при прогнозировании любого проекта. ИИ с помощью алгоритмов высчитывает самые популярные запросы, тем самым анализируя, какая тема будет более привлекательной для публики, — рассказывает профессор.

ИИ может проводить кастинг с учетом зрительских предпочтений. Выбирать лицо, которое с наибольшей вероятностью будет привлекательно для аудитории. Он может оказать помощь при создании сценария, разработать за вас ключевые моменты в сюжете.

— В 2016 был снят первый фильм по сценарию ИИ – «Sunspring». Если бы вы посмотрели его, не зная об этом, то не поняли бы, что сценарий писал не человек. Вы бы сказали, что это обычный среднестатистический фильм, — рассказывает Алла ШЕСТЕРИНА. – ИИ пытается создать что-то усредненное, но иногда включает какие-то интересные элементы, чтобы все время удерживать внимание зрителя.

— Дипфейки

Во многих кинокомпаниях героев заменяют дипейками (дипфейк — это технология создания и замены элементов на существующих видео при помощи искусственного интеллекта и нейронных сетей), когда актер заболел, а сцену отснять надо. Отличить, где играет актер, а где его изображение подставлено нейросетью очень трудно.
Фильм «Форсаж 7» был снят с помощью дипфейка, так как Пол Уокер умер во время автокатастрофы.

— Создание цифровых клонов

С помощью ИИ мы можем обессмертить значимых личностей. Для исторических картин важно воссоздать то, как герои выглядели на самом деле. Существуют программы, которые из скульптур делают более-менее живого человека. ИИ анализирует данные и подбирает самый подходящий вариант внешности. Кроме того, можно создавать копии известных людей и общаться с ними.

— С помощью ИИ существует возможность создать копии умерших людей, — рассказывает профессор. – Но это очень спорный вопрос с точки зрения этики, психологии. Как это отразится на человеке, который пообщается с любимыми людьми, ушедшими из жизни? Рискую предположить, что некоторые люди могут уйти в виртуальную реальность навсегда.

В 2020 году южнокорейская компания MBC опубликовала документальный фильм «Встреча с тобой». В нем рассказывалось о девочке, умершей от лейкемии. Ученый воссоздали виртуальный образ девочки. Мать смогла с помощью VR-очков увидеть дочь, касаться ее, слышать голос.

— Область спецэффектов

ИИ может заменять работу операторов. Создавать кадры солнечных летних дней, когда на улице зима.

Еще одна возможность искусственного интеллекта – это расцвечивание старых кинофильмов. И если человек выполняет эту работу очень долгое время, отдельно работая над каждым кадром, то ИИ сделает это дело быстро.

С помощью искусственного интеллекта создавались виртуальные телеведущие и модели. Например, Лиа Миккела – известная виртуальная модель.

Юлия ШВАКОВА
фото автора

0 комментариев