7 Февраля, Вторник, 14:28, Воронеж

Студенты ВГУ опробовали себя в роли основателей собственной стартап команды

Уже месяц в Воронежском государственном университете работает проект «Тренинги предпринимательских компетенций», организованный с участием Минобрнауки РФ и Московского физико-технического университета. На очередном тренинге побывали корреспонденты «P.S. — 5 сов», дабы выяснить, как все-таки строится собственный бизнес.



В настоящее время много говорится о предпринимательстве и развитии стартапов — это направление популяризируется, вызывает большой интерес и поддержку как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов, которые готовы вкладываться в эти процессы.

Экспертами очередной встречи, прошедшей 19 ноября, выступили IT-предприниматель, трекер корпоративных акселераторов Александр Сапрыкин и модератор и разработчик учебных программ, консультант по профессиональному развитию и карьерному менеджменту Екатерина Тараскова.

Студенты ВГУ — участники тренинга познакомились с базовыми принципами и инструментами создания технологического стартапа, методами разработки стратегии проекта и способами проведения оценки инвестиционной привлекательности проекта. Узнали, что значит понятие минимально жизнеспособного продукта (MVP). Кроме того, во время игры команды прорабатывали бизнес-модель своего стартапа и выступали с ней перед «инвесторами», привлекая средства на развитие.



— На тренинге мы даём базовые знания и предлагаем ребятам погрузиться в совершенно новую для них среду. Позволяем понять, что такое предпринимательская деятельность, и сделать выводы, насколько они к ней предрасположены. По статистике, бизнесом продолжает заниматься не более 15-20% из тех, кто начинал своё дело, потому что для успеха в предпринимательстве необходим определённый склад личности. В то же время, формат стартапа предполагает, что не все члены команды должны являться предпринимателями, при этом они могут успешно выполнять различные роли и функции. Важно понимать, что в бизнесе, как и в творчестве, достигают успеха те, кто просто не может жить иначе, – отметила Екатерина ТАРАСКОВА.

В самом начале тренинга всех участников разделили на команды по 6-7 человек. Студенты-участники, собрались с самых разных направлений: РГФ, физмат, журфак, эконом, фармацевтика. Даже были ребята, которые специально приехали из Ельца! Одна из них, Настя, оказалась в нашей команде. На тренинг приехала специально «прокачаться в сфере предпринимательства». Девушка поделилась собственными идеями инновации гостиничного бизнеса: роботы, 3D системы, аудио оснащение номеров и другие технологии. Студентка была настроена серьёзно на участие и в будущем действительно хотела бы попробовать реализовать разработанный проект в городе Тула. Еще в нашу команду попала Кристина с факультета романо-германской филологии. Её задумка — создать языковую школу «без книг и учебников». Еще одной участницей нашей команды оказалась студентка направления рекламы среднего профессионального образования журфака Рима. У нее не было конкретных ожиданий от тренинга, участница пришла с целью получения новых знаний. К слову, после первого же перерыва Рима ушла. Вместо неё позже к нам в команду попал Тимур с 5 курса РГФ.



На тренинг пришло большое количество студентов, всего получилось 16 команд. Это и стало главным минусом собрания. Первый этап тренинга начался с знакомства. Спикеры объяснили, насколько важно иметь связи, знакомства и разных людей в своем окружении. На 10 минут участников отправили гулять по залу, собирать контакты. Далее, каждой команде нужно было определить свою «суперсилу» и распределить роли в команде. Начался второй этап – игра. Актовый зал стал рынком, где разыгрывалась модель ведения бизнеса начинающей стартап команды. Всего команда проживала три года, на каждый из которых отводилось 10 минут реального времени, в ходе которых она производила, покупала и продавала роботов. Между каждым годом у нас были так называемые «планерки», где обсуждались стратегия на следующий год, некоторые ошибки ведения бизнеса, анализ успеха лидирующих команд. Главная задача – не выйти в минус. В плюсе наша команда, правда, так и не оказалась! Зато было крайней увлекательно ходить по рядам с роботами-змеями, -хирургами, -амфибиями, пытаясь продать их подороже. Как показала практика, в этом деле главными критериями стали – скорость и креативность. Ведь справились лучше всех команды, которые вели нестандартную стратегию и не тратили лишнее время на производство. Например, некоторые ребята придумали свой товарный знак, беря проценты с конкурентов за перепродажу, или скупали у соперников все ресурсы (листы бумаги).

Проголодавшись, участники с настроением подкрепились вкусным обедом. Кормили макаронами с котлетой, сладкими булочками и булочками с капустой. Уставшие, голодные мы уплетали свой обед, которого, признались многие, ждали с самого начала тренинга. Мы пили чай, кофе, обсуждали игру, ближе знакомились.



После перерыва спикеры затронули тему инвестиций и объяснили, как грамотно привлечь инвесторов именно в свой проект. Бизнес-игра позволяет участникам «прокачать» лидерские качества, учит правильно работать в команде. Александр САПРЫКИН пошутил, что финансируют проект на уровне идеи только «три f»: family, friends, fools. Так, на первом этапе помочь могут люди, которые просто хотят поддержать. Но чтобы привлечь инвесторов, команда должна обладать множеством критериев. У нее должен быть прописан финансовый план, анализ целевой аудитории (товар должен решить её «актуальные проблемы», также смотрится отрасль, размер рынка и подтвержденный спрос и компетенции команды. Инвестор должен точно понимать, что вложения в проект смогут принести доход.

— Очень важна и сама команда. Инвестор должен понимать, что она сможет реализовать идею. Сильная команда с плохими идеями – это лучше, чем слабая команда с сильной идеей. Для хорошей команды можно поменять идею, а для плохой – ничего не получится, — рассказал Александр САПРЫКИН.

Также спикеры уточнили, что бизнес-модель отличается от бизнес-плана. Первое – это простое, понятное, простое описание того, что команда будет делать, она может уместиться в один лист. В бизнес-плане же всё чётче и подробнее расписано, по словам Сапрыкина.

Во время следующей игры команды прорабатывали бизнес-модель своего стартапа и выступали с ней перед «инвесторами», привлекая средства на развитие. Это была забавная часть. Интересными были и проекты, и презентации. Участники придумали проекты, связанные с кормом для котов, доставкой еды, приложением для студентов. В общем, креативили, как могли. От нашей же команды выступила Настя из Ельца со своей идеей инновационных гостиниц.



— У меня много идей и планов, я действительно хочу развиваться в сфере предпринимательства. Я думаю, что тренинг был очень и очень полезен. Мы продумывали стратегии представления проекта, ребятам из моей команды удалось проявить креативность и реализовать себя на постах дизайнера, ответственного за финансы компании, криэйтора, аналитика. А еще мне понравилось выступать перед другими командами и экспертами, отстаивая свою бизнес-идею,- поделилась с нами Настя.

В финале спикер Екатерина ТАРАСКОВА познакомила участников с «фишками» успешности. Первое: в команде должен быть человек, который хорошо говорит и тот, кто является экспертом в этом вопросе. Второе: говорить нужно о преимуществах, приводя доказательства. То есть ваше ценностное предложение должно проявляться в течение 2-5 минут выступления. Также вы должны говорить простым языком, чётко и ясно доносить мысль. Александр САПРЫКИН добавил, что «питч» готовится заранее и должен был отрепетирован. По словам спикера, крайне важно объяснить, почему именно вы можете сделать этот проект, продукт, в чем его сила.

В конце тренинга всех наградили сертификатами участников.

Анастасия НЕСТЕРЕНКО, Анна БЕЗРЯДИНА
Фото Елены КАЗАРЦЕВОЙ

0 комментариев