19 Марта, Вторник, 05:46, Воронеж

В музее ВГУ представили книгу об утерянном гении

24 мая музей истории Воронежского государственного университета собрал тех, кто помнит — самых близких и родных. В этом кругу и состоялась презентация книги человека, что шёл по жизни с улыбкой и неиссякаемым запасом смеха. Хотя презентацией это назвать сложно, это скорее прощание со старым другом.


День презентации оказался выбран не случайно: 24 мая – всенародный «день славянской письменности и культуры». В небольшой аудитории собралось около 30 человек. Сидящие здесь — это коллеги, сокурсники, товарищи и, конечно же, семья Льва Ефремовича Кройчика. За столом сидят те, кому есть что вспомнить. Около стола стоит портрет, а на нём книга, над которой Кройчик трудился много лет и в которую вложил свою душу.

Его спутница жизни Маргарита Николаевна вспоминала:

— В феврале мы купили билеты на платоновский фестиваль и выпили рюмочку вина за то, чтобы дожить до него. И он сказал: «Да, хорошо бы». Потом пришёл Володя Тулупов и рассказал, как студенты готовятся к 85-летнему юбилею, который будет 26 мая. Лёва воодушевился: «Как я хочу дожить! Наверное, всё-таки доживу». Но шло время и он понимал неотвратимость смерти, и тогда начал повторять: «Хочу увидеть книгу». Он очень любил и уважал родителей, своих родственников, и, узнав, что книга скоро выйдет, он понял что всё в порядке: «Ну, теперь можно и уходить».

Декан журфака ВГУ Владимир Тулупов рассказал, что на факультете развернули выставку, собранную из архивных материалов, а 27 мая будет проведён вечер памяти, посвящённый Льву Ефремовичу Кройчику. На этом вечере в 110-ой аудитории корпуса Льву Кройчику будет торжественно присвоено имя ушедшей легенды.

Несмотря на цель, с которой были собраны все эти люди, о книге присутствующим говорить не хотелось – все говорили о человеке. Люди делились своими воспоминаниями, показывали остальным Льва Ефремовича с разных сторон. Ведь человек постоянно меняется – от влияния времени, места, окружения или обстоятельств. Дмитрий Дьяков рассказал, как, беседуя с Кройчиком, сказал ему, что эти мемуары особенные: в отличие от других, где меняется всё, кроме самого человека, в этих меняется сам автор. На что профессор произнёс: «Мне было очень важно донести до читателя, что я меняюсь».

Кто-то поделился историей о задержанном на 6 часов поезде и Льве Ефремовиче, который достал продукты, купленные в Москве для семьи и по своей «безоглядной доброте и задушевности» накормил голодных попутчиков.

Первой же студентке профессора, Алле Тереховой, Лев Ефремович запомнился как «шустрик». Ей тоже было чем поделиться:

— Будь он здесь в это мгновение, он бы улыбался. Сказал бы: «Вы что, с ума сошли? Чего это вы так обо мне?!». Когда я работала в университете, случился небольшой конфликт. Тогда я пошла в редакцию писать заявление об увольнении. Первым, что там сделали, был звонок Льву Ефремовичу, и он примчался минут через 20 со словами: «Ты что, с ума сошла что ли? Просто исправь пару слов!». После этого директор пришёл ко мне с извинениями.

Так же Алла вспоминает своё опоздание на поезд и Кройчика, стоящего в вагоне того поезда. Тогда он сказал ей: «Ты же журналист, как ты могла не опоздать?».

На встрече студентов-первокурсников Кройчик как-то сказал: «Кто любит Асадова, сразу выйдите из зала». К зрителям в театре миниатюр он обратился: «Бойцы и бойцицы!». Один из вечерних звонков Льва Кройчика Владимиру Тулупову начинался так: «Я вас увольняю, потому что «Спартак» опять проиграл!». А при выборе обложки для книги он изрёк: «Нет, нельзя ставить эту фотографию. Счастливый, сволочь!». Прозвучало ещё много историй за столом памяти. А последняя просьба Кройчика, с которой он обратился к Дмитрию Дьякову, звучала так: «Сходи к ректору и скажи, что я за Тулупова – лучшего декана журфака всех времён и народов!».



Дмитрий ДЬЯКОВ, директор издательского дома ВГУ, закончил презентацию, подведя итоги:

— Лев Ефремович – один из ведущих в стране специалистов по теории жанров, поэтому вслед за этой книгой выйдет книга о теории жанров, рукопись которой уже находится на факультете. Кроме того, есть уникальная рукопись: 70 страниц текста, посвящённых одному спектаклю «Дядя Ваня в камерном театре Бычкова». Она так же принадлежит руке Кройчика и выйдет в этом году обязательно.

После этого Дьяков раздал всем памятные открытки. С одной стороны открытки титул книги, на котором рукой Льва Ефремовича написано: «В печать. 14 марта 2019 года. Город Воронеж». Это, видимо, последнее, что его рука успела написать: меньше чем через два дня она онемела. С другой стороны его специфическим почерком написан текст, сочиненный за несколько месяцев до этого. Называется он «Гимн университета».



Экземпляры книги, что парой стопок лежали на столе, с позволения Маргариты отдали пришедшим в память. На том и закончилась презентация.

Маргарита Николаевна рассказала, что Кройчик задумал эту книгу очень давно. Сначала были наброски. Каждый год они отправлялись в свою деревню и два месяца там жили. Он вставал рано утром, что-то вспоминал и записывал, собирая по крупицам воспоминания и фотографии.

— Лёва ездил и собирал там что-то, пока помогал своему отцу выпустить книгу. Его целью было не просто поделиться своей жизнью, ему было интересно узнать больше о своём роде – роде Кройчик из Украины и роде Парташниковых из Житомира, — говорит она. — В 70-х годах мы ездили знакомиться с ними, и он делал некоторые наброски. А когда его любимая учительница Алла Ботникова выпустила две книги, посвящённых своей жизни и семье, это его подтолкнуло и даже в неком смысле помогло.

Род Льва Кройчика по маминой линии был плодовит на творческих людей в сфере литературы и театра. Когда к сыну приезжала мама, она за столом читала стихотворения экспромтом. А двоюродный брат Кройчика был известным московским поэтом, но профессор никому не рассказывал о нём – не хотел чужой славы. По словам Маргариты Николавены, Кройчик был прежде всего артистом, и к этому уже прибавлялись литературная основа и писательский талант. Он осознавал, что жизнь интересная, и складывалось так именно потому, что ему самому хотелось попробовать себя в разных областях.

Все знали про искреннюю любовь Льва Кройчика к людям. Он писал о других, с интересом раскрывая читателю страницы жизни своих героев. А теперь выходит книга о его жизни — словно последняя точка. Но точкой она не заканчивается. Труд этого жизнерадостного человека останавливается на трогательных словах: «До свидания».

Наташа ПИРЯЗЕВА
Фото автора

0 комментариев