25 Апреля, Четверг, 08:19, Воронеж

Журналисты Большого стиля рассказали о временах, друзьях и любимой "Комсомолке"

20 марта на факультете журналистики высадился десант журналистов «Комсомольской правды» разных лет. Их творчество называли и до сих пор называют Журналистикой большого стиля. О чем вспоминали золотые перья КП конца прошлого века, когда газета гремела «нетленными» публикациями и удивляла весь мир грандиозными тиражами? Что думают мэтры о сегодняшней журналистике и журналистах? Обо всем по порядку расскажет корреспондент «P. S. — 5 сов».


Елена Степановна Яковлева – руководитель отдела «Общество» в «Российской газете», собкор «КП» в Воронеже в 1980-1990-е годы:

«Лучшее дело должно побеждать»


— Мне кажется, сейчас такое время на журфаке – время счастливых студентов и не совсем счастливых преподавателей. Журфак — то место, где прививается профессиональная культура, это важнее всех идеологических и политических измерений жизни. Это место, где можно не только «зубрить», но и думать, а это страшно полезное занятие.

А для преподавателей это ответственное время. Они понимают, что отпускают студентов в нелегкие времена, в нелегкую жизнь, поэтому больше задаются вопросами «Куда они пойдут? С чем?» Рынок-то схлопывается.

Но, несмотря на это, у ребят сейчас много возможностей, они могут создать новые сайты, начать своё дело. С другой стороны – все эти сайты, если они наберут популярность и смогут прокормить их создателей, как правило, связаны с прагматикой. Самое главное, чего нужно сейчас бояться, это квази-профессионализма. Надо учить отличать хорошую профессиональную работу от плохой, умных журналистов — от глупых, продажных — от не продажных. Нам повезло, многие из нас жили в те времена, когда приходила настоящая минута славы. Сейчас — другие. Достанется нам слава в ближайшие 10-20 лет, не достанется, не важно. Важно не стать этим квази-профессионалом.

Сейчас самое главное, в профессиональном смысле, это опасность отрицательной селекции. Во второй половине двадцатого века шло некое соревнование интеллигенции, и, лучших людей, профессионалов: биологов, строителей, журналистов. Шло соревнование культурного общества вот с этой административно-командной системой, с «блатом», с непрофессионализмом. И оно было выиграно этой частью лучших людей.
Вам, журналистам, нельзя не быть на стороне этой селекции. Лучшее дело должно побеждать.

Александр Дмитриевич Сабов – зав. отделом рабочей молодежи «КП» в 1960-1970-е годы, собкор «Комсомолки» и «Литературной газеты» во Франции:

«Сегодняшней журналистике не хватает «часа письма».



— В наше время да, было чувство какой-то очень большой любви к газете, к тому, что мы делаем, были товарищеские отношения, но были и разломы. Никогда не чувствовали, что мы в «Комсомолке» какие-то избранные, нет. Что было замечательного в нашей газете? В ней существовал культ письма. Вот как сегодня культ интернета, всякие «лайки", тогда каждую неделю в редакции проходила планерка под названием «час письма». Все отделы приходили с письмами, зачитывали самые интересные, это было восхитительно. Журналисты разбирали письма и отправлялись в командировки. И каждая командировка — оборачивалась помощью конкретному человеку. Сегодня такого, увы, уже нет, да и самих отделов писем нет в редакциях… Смотрю на вас, на вашу аудиторию и думаю: мало парней, много девушек. Радоваться этому или нет? Когда-то мы с моим товарищем Юрием Макарцевым написали статью о том, женская ли профессия журналистика? Мы не хотели задеть прекрасный пол, но пришли к выводу, что тогда в ней было то, что мы называли… ну… в общем что-то нас в ней раздражало. Да, слюнявостью это, наверное, можно назвать. Даже иногда сейчас замечаю. Тогда нашего замечательного обозревателя Инну Павловну Руденко рассматривали как феномен женской журналистики. Ее аналитика украшала и сильно укрепляла газету…

Елена Степановна Яковлева в ответ на реплику о женской журналистике:

«Надо быть мужчинами по уму».



— Девочки, не бойтесь! На самом деле женщина до сих пор остается не допущенной к сфере влияния. Кто из нас есть в политике? В бизнесе? Гораздо меньше, чем мужчин. Я в последнее время тоже замечаю, что стараюсь сменить женский состав своего отдела на мужской, и себя спрашиваю, в чем дело? Понимаю, что есть некая мужская личность, профессиональность, институциональность. Дело не в поле, мужчина или женщина. Я вспоминаю о Святой пятого века Синклитикии. Она была необыкновенно умной женщиной. Ей как-то говорят: «Ты, вообще, что о себе думаешь? Ты женщина»… А она им отвечает: «Я только по одежде женщина, по уму я – мужчина». Так что надо быть мужчинами по уму.

Людмила Матвеевна Семина – зав. отделом студенческой молодежи и науки «Комсомолки» в 1970-е годы, руководитель Клуба журналистов «КП»:

«Когда в голове каша, то и в остальном тоже».



— Все эти гендерные вещи совершенно не имеют никакого отношения к профессии. Конечно, заниматься этой рутинной работой возле компьютера предпочтительнее женщине. Она более аккуратна, терпелива, внимательна. Мужчины идут в программисты, туда, где можно осуществлять какие-то прорывы. В общем, везде побеждают умные. Если у тебя голова хорошо работает, соответствует неким стандартам, так сказать, культурного IQ, то все получается независимо от того, в юбке ты или в штанах, а когда в голове каша, то и в остальном тоже.



Евгений Александрович Черных – обозреватель «КП», друг Василия Пескова:

«… Поэтому занимаюсь конспирологией».


— Современная журналистика совсем другая. Тогда можно было полететь в Сибирь, спасать какого-то мальчика, и письма я сам подписывал, направлял в разные инстанции с просьбой принять меры в течение тридцати дней. Сейчас пишите, сколько хотите о человеке, защищайте, никто вам не ответит. Никто не обязан этого делать. У нас исчез этот жанр «командировка по тревожным письмам». Тогда была свобода, можно было писать. А сейчас… Эх, все я вам сказать не могу, поэтому занимаюсь конспирологией.

Осталось несколько газет, которые сами могут себя окупать. Для этого мы и сайт создаем, и радио. Деваться некуда. Надо как-то зарабатывать на жизнь. Зарплату журналистам надо платить.

Юрий Николаевич Феклистов – фотокор «КП» в 1980-2000-е годы, в настоящее время фотокорреспондент издания «7 дней»"

«Самое главное, чтобы вам было интересно, тогда и читателю будет интересно».



Прежде всего хочу выразить благодарность «Комсомольской правде». Я в 18 лет пришел с улицы в редакцию, показал фотографии. Через какое-то время мои работы опубликовали, очень был рад. Меня отправляли в разные командировки. Я фотографировал таких людей, как Булат Окуджава, королева Великобритании Елизавета Вторая, принцесса Диана, Борис Ельцин, Владимир Путин. Для журналистов большой плюс владеть фотоаппаратом. Можно самому сфотографировать, самому написать. И иногда такая техника дает возможность попасть в те места, в которые простого человека не пустят. В общем, задач невыполнимых нет. Самое главное, чтобы вам было интересно, тогда и читателю будет интересно.

Софья НОВИКОВА
Фото Михаила ВЯЗОВОГО

P.S. ИЗ РАССКАЗА ЕВГЕНИЯ ЧЕРНЫХ: Май 2005 года, юбилей «Комсомолки». На нём присутствует Владимир Путин. Узкий круг журналистов. Задают вопросы, он отвечает, поговорили. А рядом сидит Песков. Берет взволнованно под руку президента и говорит: «Вы знаете, что при царе лес охраняли, при Сталине… а теперь? Что вы делаете? Вырубаете, губите!" И продолжает крепко держать президента под руку. Путин отшучивается, организаторы уже дают знак пресс-секретарю, что время подошло к концу, мол «гаси старика». А Песков все держит президента тревожно и снова: «Давайте спасать природу, я вам объясню, раз вы не понимаете, как важен русский лес». Президент в шутку: «Мне что дзюдо применить, прием показать?» Тот не отпускает, понимает, что это его последний шанс донести до власти голос заповедников. И только когда Путин сказал: «Ладно, Василий Михайлович, я вам обещаю, что встречусь с вами. Обязательно», — дал обещание перед всей публикой, Песков руку отпустил. После этого действительно президент сдержал слово, а Василий Михайлович одержал свою очередную победу.

P.P.S. ОТ РЕДАКЦИИ. Журналисты приехали в Воронеж, чтобы поучаствовать в днях, как раз посвященных своему товарищу Василию Пескову. Пару дней были в заповеднике, с недавних пор носящем имя прославленного журналиста. Там, уже вечером, к ним пришел известный зоолог, погоревал о том, что не позволяют запустить очень нужную и важную программу исследований. На следующее утро журналисты первым делом пошли искать начальство, чтобы защитить программы зоолога. Защитить профессионала и человека.

Журналистика Большого стиля.

0 комментариев