История 83-летнего преподавателя вокала и полуфиналиста шоу «Голос 60+» из Воронежа
В наше время, где молодость часто считается главным козырем в шоу-бизнесе, появляются люди, доказывающие обратное. Проект «Голос 60+» открыл для широкой публики множество талантливых исполнителей старшего поколения, чьи голоса и артистизм поражают зрителей и профессиональных музыкантов. Среди них – воронежец Николай Дятчин, чья история служит ярким примером того, как талант и преданность искусству не имеют возрастных границ.
Уроженец села Верхний Калмык Воронежской области, Николай Дятчин большую часть жизни посвятил работе во дворце культуры Коминтерна. Здесь он создал легендарный ансамбль «Фантазия», с которым завоевал победы на четырех всесоюзных конкурсах.
В свои 83 года Николай Дятчин продолжает удивлять публику. Заслуженный работник культуры РФ, педагог по вокалу, участник музыкальной паузы шоу «Привет, Андрей!» и полуфиналист «Голос 60+» своим примером показывает – для настоящего таланта возраст не помеха. В его глазах до сих пор горит тот же огонь, что и в молодости, когда он только начинал свой путь в музыке.
«Весь клуб танцевал под мой баян»
Его знакомство с музыкой началось в послевоенные годы, когда каждый инструмент был на вес золота.
— Мое детство и юность были тесно связаны с музыкой. В клубе я играл на баяне, исполнял вальсы, польки, танго — весь клуб танцевал, – вспоминает Николай Васильевич, и его лицо озаряется теплой улыбкой.
В те времена баян был настоящей редкостью.
— Его нельзя было просто купить. Это был специальный заказ концертных объединений, – рассказывает музыкант.
История получения его первого инструмента похожа на детективный роман:
— Мой друг, который учился курсом раньше, познакомился с мастером на фабрике. Они буквально везли контрабандой детали с завода, чтобы собирать инструменты дома.
С юных лет Николай мечтал о музыкальном училище. По совету отца он отправился поступать в Архангельск – решение, которое впоследствии изменило всю его жизнь.
— В этом я вижу особый знак, – говорит Николай Васиьевич. – Бог вел меня по жизни, посылая видения и подсказки. Именно благодаря этим сверхъестественным вмешательствам я смог выйти за рамки судьбы обычного аккордеониста и добиться того, что имею сейчас.
«Бог вёл меня по жизни, используя видения и подсказки»
Жизнь не раз испытывала Николая на прочность. Одно из самых драматичных событий произошло во время учебы в десятом классе – пожар уничтожил родительский дом.
— Мы с отцом делали ремонт крыши в деревне, и внезапно случился пожар. Сгорели все постройки — дом, сарай. Остался только обгоревший остов, – вспоминает он, и в его голосе до сих пор слышится боль от той потери.
Удивительно, но в этой трагедии Николай Дятчин сумел увидеть промысел судьбы.
— Я говорил маме, что наш старый дом не зря сгорел, – вспоминает он. – В те времена построить дом получше мы бы никак не смогли – ничего не продавалось. А так у нас появилась возможность начать с чистого листа.
Эта трагедия показала, насколько важна поддержка общества. На собрании председатель сельсовета предложил помочь строительными материалами. В 1961 году, когда купить что-либо было практически невозможно, такая помощь была поистине бесценной.
— Начальник управления культурой Евгений Иванович Поворин даже предложил привезти лес для строительства. Совхоз также поддержал, – с благодарностью вспоминает Николай Васильевич.
Профессиональное становление
В музыкальном училище талант Николая Дятчина раскрылся в полной мере.
— Я настолько хорошо играл, что когда приехал в музыкальное училище, меня сразу заметили. Когда девушки-студентки услышали мою игру и пение, они были в восторге. Я моментально мог играть их песни, – рассказывает он.
Уже на втором курсе произошел случай, определивший его дальнейшую карьеру.
— Когда кто-то попытался пожаловаться заместителю директора, что я работаю, она ответила: «Ему не надо разрешать — он уже наш концертмейстер и прекрасно все делает», – с улыбкой вспоминает музыкант.
Эта работа открыла новые возможности.
— Я играл в танцевальных коллективах, давал концерты на праздники. В то время все предприятия были обязаны заниматься самодеятельностью, и найти баяниста, который сразу играет любую песню, было непросто, – объясняет он.
Признание его таланта пришло довольно рано — в 1972 году он стал победителем Всесоюзного телевизионного конкурса талантов.
Красные «Жигули» для руководителя «Фантазии»
Успех ансамбля «Фантазия» принёс не только творческое признание, но и интересные жизненные повороты. После удачного выступления коллектива на заседании министерства тяжёлого машиностроения Николаю Васильевичу предложили выбор: получить звание заслуженного артиста СССР или автомобиль «Жигули». Профком обещал быстро решить вопрос с машиной, но обещание осталось невыполненным.
Однако судьба снова вмешалась необычным образом.
— Через год на турбазе «Берёзка» в Рамони произошла удивительная встреча, – рассказывает Николай Васильевич. — Председатель профкома машиностроения, помня историю с невыполненным обещанием, поставил коминтерновцам ультиматум: либо они выдают Николаю обещанные «Жигули», либо «Фантазия» больше не выступит у них.
— Мне даже посоветовали взять красную машину – как руководителю «Фантазии», – с улыбкой вспоминает он.

Покорение телевидения
История участия Николая Дятчина в телепроектах началась в 2019 году с кастинга на шоу «Голос 60+». Первая попытка оказалась непростой.
— Мой знакомый пианист из ансамбля «Фантазия» должен был аккомпанировать мне, но не смог. Пришлось самому сесть за рояль, – вспоминает артист.
Тогда он исполнил «Я позабыл твоё лицо» и «Благодарю тебя» Муслима Магомаева.
— Сцена была освещена так, что зрительный зал выглядел черной стеной. Звук был объемным, как квадро, – делится он впечатлениями.
Несмотря на то, что Николай был пятым в списках проходящих участников, его имя неожиданно исчезло из финального перечня.
В 2021 году Николай решил попытать счастья снова. На этот раз в студии, где проходило шоу «Голос», он планировал выступить а капелла, но судьба распорядилась иначе.
— Спонтанно удалось договориться с пианистом кавказского происхождения, который оказался там, – рассказывает музыкант.
Его исполнение песни «Я люблю тебя до слёз» Александра Серова покорило всех членов жюри:
— Ты нас убил этой песней! А теперь добивай английской!" – воскликнули они. И Николай не подвел, исполнив а капелла «My Father's Son» Джо Кокера.
Работа в команде Валерия Леонтьева, признанной «глыбы» и авторитета эстрады, оказалась непростой.
— Жена посоветовала мне идти к женщине-наставнику, говорила, что с ними у меня лучше получается найти общий язык, – признается Николай.
На этапе «нокаутов» после исполнения песни «Я позабыл твоё лицо» Олег Газманов внес свою «ложку дегтя», заявив, что «кое-кому» не стоило браться за эту композицию.
— Я понимал, что шоу-бизнес жесток. Газманов явно протежировал другого участника – 97-летнего Михаила Серебрякова из своей команды, который в итоге и победил в четвертом сезоне. Меня пытались убрать как профессионального конкурента, – делится своими наблюдениями Николай Дятчин.

«Настоящий музыкант должен быть универсальным»
За годы преподавания Николай Васильевич выработал уникальный подход к вокальному искусству.
— Эстрадное пение — это совершенно особое искусство. Оно должно использовать достижения из джаза, народного пения, где приемы звукоизвлечения принципиально отличаются от академической школы, – делится он своим опытом.
За свою долгую педагогическую карьеру Николай Дятчин воспитал немало талантливых учеников. Среди них — известная в 1990-х годах певица Марина Журавлева, которая прославилась хитами «Черемуха белая» и «На сердце рана у меня».

Его метод основан на глубоком понимании физиологии голоса.
— Чтобы правильно петь, нужно задействовать четыре точки звукоизвлечения: грудь, гортань, купол рта и купол носа. Это дает невероятную динамику тембровой окраски, – объясняет педагог, демонстрируя каждый прием на практике.
— Музыка — это не просто техника, это душа. Настоящий музыкант должен быть универсальным. Уметь петь в разных стилях, владеть различными техниками звукоизвлечения. Важно не только попадать в ноты, но и создавать особую эмоциональную атмосферу, – размышляет Николай Васильевич.
Его жизненное кредо остается неизменным на протяжении всей карьеры:
— Я всегда стремился быть честным — и в музыке, и в жизни. Создавал ансамбли, воспитывал учеников, которые становились профессионалами. Моя задача была не просто научить петь, а передать любовь к музыке.
И по сей день Николай продолжает делиться своими знаниями и опытом с новыми поколениями музыкантов. Он преподает вокал, игру на гитаре, фортепиано и аккордеоне во дворце культуры железнодорожников по адресу Никитинская, 1 в городе Воронеж.

Когда душа не стареет
Сегодня, в свои 83 года, Николай Дятчин продолжает активную творческую деятельность. Его история – это не просто биография одного человека, это летопись целой эпохи в музыкальном искусстве. От послевоенных танцев под баян до современных телевизионных шоу – он прошел долгий путь, сохранив главное: любовь к музыке и верность своим принципам.
— На моем пути было много необъяснимых событий, которые я воспринимаю как знаки свыше, – говорит Николай Васильевич.
Его жизнь – яркое свидетельство того, как талант, трудолюбие и честность могут привести к успеху, несмотря на любые препятствия.
— Оглядываясь назад, я вижу, как высшие силы направляли меня, – размышляет Николай Дятчин. – От переезда из Архангельска в Воронеж до каждого значимого события в моей жизни – всё складывалось словно по особому плану. И я благодарен за этот путь.
Личная жизнь Николая Васильевича тоже служит примером того, что возраст — не помеха счастью. У него красавица-жена, которая моложе на 38 лет, и маленький сын, которому сейчас 9 лет. С будущей супругой они познакомились на занятиях, когда она ходила к нему на вокал. Эта история еще раз подтверждает, что настоящая любовь не знает возрастных границ.
Для молодых музыкантов Николай Дятчин – живой пример того, что в искусстве нет предела совершенству и возрастных ограничений. Его история вдохновляет и доказывает: когда человек посвящает себя любимому делу, возраст становится лишь цифрой в паспорте.
Давид САЛОВ
Фото с архивов сайта «Первый канал», архива группы в Яндекс Дзене «День за днём» и Александра ЗИНЧЕНКО
0 комментариев