2 Мая, Четверг, 16:47, Воронеж

Героиня по ту сторону литературы

Юлия Лысякова – преподаватель зарубежной литературы на факультете журналистики, но за стенами вуза Юлия Александровна многогранная личность, которая не боится нового: бросает вызов современной музыке и доказывает, что нет ничего невозможного…

«Картина мира»
Самый важный период в жизни каждого человека – детство. Именно в детстве формируется личность и закладываются основы характера человека выстраивается наша неповторимая картина мира.

— Детство мое проходило в приполярной зоне — я родилась и выросла в Мурманске. При этом каждое лето я видела юг — отпуск родители предпочитали проводить на Черном море, а, когда летом у них отпуска не случалось, меня отправляли туда же в пионерлагеря. Так и складывалась моя картина мира — между льдами и колючими снегами севера и светом над морем, между вечной мерзлотой и пьянящими ароматами южных берегов. Поэтому то вспоминается, как купаешься в снегу, пока не превратишься в живой снежный мячик, (пару раз я отмораживала лицо так, что кожа слезала, до того увлекательно было на санках в сопках кататься!), то как накрывает с головой морская волна.
Стать я много кем хотела: актрисой и врачом, путешественницей и гонщицей, швеей и учительницей. Зависело от прочитанного или увиденного, например, в кино. А читала я всегда много. Кресло, набитое мягкими игрушками, чай, домашние вафли — и очередная добыча из библиотеки! Особенно хорошо после прогулки среди снегов.

Есть такая нация – студенты
Юлия с теплотой вспоминает свои студенческие годы:

— Когда я только заселилась в общежитие №7, народ несколько дней приходил посмотреть на абитуриентку из Мурманска. Опекали коллективно, как могли – моя соседка по комнате Галя с подружкой Аней Поротиковой водили на экзамены, рассказывали об особенностях жизни в общежитии и обучения на журфаке, а когда я, не справившись с акклиматизацией и объевшись мороженного, слегла с температурой – пришел их однокурсник Артур Акопян с рецептом от простуды из своего детства и лекарством в виде стакана водки. Водку смешали по его указанию с черным перцем, а обмазанную этим снадобьем больную завернули, как селедку, в газету и накрыли одеялом – утром проснулась, как новенькая!

Вспоминается мне, как в летнюю сессию на третьем курсе я и две мои подруги по общежитию, решившие поддержать старинную традицию подготовки в ночь накануне экзамена по истории отечественной журналистики, обнаружили, что в читальном зале нашего корпуса кто-то до нас поживился трудами Короленко и Гиляровского… Выход был – отправиться в Красный корпус, а время близилось к вечеру. По дороге к заветной цели мы встретили троих своих друзей-однокурсников (это были Алексеи – Андреев, Лысяков и Рясков), которые как-то хитро улыбались, здороваясь с нами. В чем подвох, мы поняли, когда библиотекарша сообщила: нужные нам книги унесли только что наши товарищи по журфаку. Нам было нетрудно понять, кто именно унес наши книги, как и нетрудно было сообразить, как нам действовать: уединение троих друзей, решивших засесть за книгами в комнате одного из них (фамилию которого, кстати, я ношу уже больше двадцати лет!) было нарушено самым беспардонным образом: «Ребята, с народом надо делиться добычей!». В общем, летняя ночь в компании молодых людей прошла без сна – до рассвета мы под чай коллективно изучали результаты расследования Мултанского дела, представленные Короленко, вникали в подробности трущобной жизни, изложенные Гиляровским и переносились на далекий Сахалин вместе с Чеховым… А потом пошли и сдали экзамен – почти все на пятерки! Так что официально заявляю: сила не в максимальной доступности учебных материалов или чего-то еще, а в единстве и сотрудничестве!

Традиции – основа семьи
Безусловно, традиции являются основой крепкой семьи. Они помогают сохранять связь, передавать знания и опыт из поколения в поколение. И не всегда бывают такими скучными как мы привыкли.

— Отдых — вещь редкая, а потому — особо ценная! Тут важно точно знать, чего больше хочется — хватнуть экстрима на карельском сплаве, чего давно уже не случалось, но это часть семейной истории: опыт прохождения порогов на байдарках есть и у меня, мужа, и у сына — дочь равнодушна к таким забавам, хоть и любит приключения. Или же, натянув шерстяные носки и накрывшись пледом, коротать время с книгой или кино — это у нас все любят, а для сына оно еще и профессией стало: вот, 12 января привезут «Анжелюс», фестивальный фильм с ним.

Традиции в семье особенно были сильны, пока росли дети — кино по воскресеньям, семейное посещение храма в Страстную субботу, и, конечно, все, что про Новый год.
Думаю, я возобновлю в этом году былой ритуал привоза елки! Годами это выглядело так: я сажусь в свой Матиз, еду на рынок, выбираю самое огромное дерево, что влезет в мой крохотный автомобиль — ствол на плече, салон заполнен ветками, еду по зеркалам и приборам! А потом мужская часть семьи вытаскивает это добро через багажную дверь машины, распекая меня за максимализм в выборе новогоднего дерева. Года три я так не поступала; пожалуй, верну традицию!

«Времени на все не хватает»
Увлечения — отличный способ открыть для себя что-то новое или хорошо забытое старое. Каждый сможет найти себе занятие по душе и не одно.

— Все мои увлечения как-то плавно перетекали одно в другое, по принципу «До чего руки дошли». Собралась как-то в водный поход в Северную Карелию — подошла к делу основательно и поучилась на туринструктора; там встретила людей, что и в поисковых отрядах не прочь поучаствовать — походила и сама по окрестным лесам в поисках «потеряшек»; заодно и со скалодромом познакомилась. Отвела сына-подростка в клуб исторической реконструкции — увлеклась и сама: и истореские наряды шила, и пояс с очельем ткала, и в доспехах дралась на ристалище. От всего этого остались лишь доспехи на стойке и исторические самосшитые наряды в шкафу, но это было, как еще одна юность. Сейчас я отошла от реконструкции, но не факт, что не вернусь Поучаствовала в околоклубной самодеятельности — создала в итоге сою музыкальную группу. Понадобилось экипировать эту группу — начала создавать костюмы: то из джинсов создам дикую мешанину росписи по ткани, аппликации и художественной штопки (а задолго до этого разгуливала в саморасписных сапогах — просто так, из любви к художествам). Захотела добавить в выступления немного пластики — пришла в культуру трайбла ( современный стиль танца, основанный на сочетании элементов фольклорных танцев прим. ред.), танца сильных женщин. Купила квартиру на первом этаже – в добавок получила палисадник, где растут дикие розы и виноград, лаванда и душица, ежевика и ирисы, тюльпаны и облепиха — что-то досталось в наследство от прежних хозяев, но большая часть уже результат моих трудов.
Времени на все не хватает, поэтому про таймменеджмент говорить не могу. Но как-то что-то делается и получается!

«Я пою тем голосом, что дан именно мне»
Хазарский словарЬ — самое долгое из увлечений. Появилась группа в 2019 году, как дочернее образование от Los Hooliguns United, панк-группы мужа – Алексея Лысякова, основанной в 2017 году.

— К моменту образования моих Хазар выяснилось: создаваемый мной контент шире и серьезней тематики панк-рока, нужно новое наполнение группы, новое название. «Хазарский словарь» — название романа М. Павича, в котором пересекаются прошлое и настоящее, Запад и Восток, фантазия и реальность, явь и сон. Это — классика постмодернизма, а мое творчество схоже с его целями и задачами: я собираю яркие образы и рассказываю о них сквозь призму собственного взгляда -взгляда человека, что ходит за сюжетами и героями по ту сторону литературы, снов, фантазий… Так пишутся мои песни, которые я пою тем голосом, что дан именно мне.
Про все взлеты и приземления говорить можно много: состав менялся часто, музыканты приходили и уходили. Но идея группы жива, процесс идет. В этом году выпустили альбом песен, в пространстве которого герои истории, литературы и мифологии получают право голоса. Вдохновить на песню может и древний сюжет, и жизненная ситуация, и очередная драма взросления — иногда предсказуемо, иногда — нет.
Коллаборации с другими группами неизбежны — совместный концерт гарантирует больше публики, а интерес к тематическим постановкам делает поиск товарищей по сцене неизбежным. Поэтому мы открыты к сотрудничеству — с другими музыкантами, поэтами, танцорами.

«Передача знаний — это почти священнодейство»

— Первый день в качестве преподавателя помню довольно смутно — в аудиторию вошла в начале второго курса аспирантуры; хорошо, что был опыт учительства в школе. Издержек периода освоения профессии было много — все оказалось преодолимым благодаря любви к литературе и процессу передачи знаний — это почти священнодейство пополам со сценической игрой, где и зритель вовлечен в происходящее.
Насчет студентов, что все еще дети… То ли мне везет на случаи встречи с великовозрастными детьми, то ли тут дело в предназначении, то ли участились эти самые случаи застревания в детстве – в общем, я довольно часто имею дело и великовозрастными детьми, что теряют ориентиры при малейших издержках встреч с реалиями жизни. И разговоры на темы «плохо-хорошо» возобновляются. И никуда не денешься — я ж литературу преподаю!

Анастасия МОРОЗОВА
Фото Юлии ЛЫСЯКОВОЙ

0 комментариев