26 Июля, Среда, 21:30, Воронеж

"Я такая всякая. Я Лариса Дьякова..."

Где бы она ни появилась, это место начинает жить по-особому, «по-дьяковски». Её мягкий и звонкий голос слышен издалека, его не перепутаешь с другим: в нём столько жизни, задора, энергии, что все вокруг заражаются этим позитивом и меняются на глазах. Именно такая она — кандидат филологических наук, преподаватель кафедры телевизионной и радиожурналистики факультета журналистики ВГУ Лариса Дьякова.



Наше знакомство состоялось в далёком 2003 году. Поводом к нему стали мои стихи. Лариса Николаевна к тому моменту уже десять лет издавала студенческую газету «Зеркало» Воронежского юридического техникума, который я закончила в 1993 году. Но связь с ВЮТом все эти годы поддерживала. А потому с большой радостью посвятила стихи альма-матер. И Дьякова захотела познакомиться с автором лично.

Надо ли говорить, как я волновалась перед этой встречей? Ведь на тот момент Лариса Дьякова для меня — это очень известная телеведущая, автор программ на телевидении и радио, а ещё президент фестиваля авторской песни «Парус надежды». И такой человек у меня в гостях! Но волнения были напрасны. Она вошла в дом с улыбкой. Никакой звёздности, никакого пафоса. Казалось, мы знакомы сотни лет. Финалом встречи была фраза: «Приедешь на фестиваль, и мы тебя там замуж выдадим!» Я долго смеялась над ней, но она оказалась пророческой. Теперь я прислушиваюсь к словам Дьяковой гораздо внимательнее. Мало ли что?

Первокурсница Лариса Дьякова

Поступить на журфак Лариса Дьякова мечтала с шестого класса. Видимо, неспроста родилась она в посёлке Липецкой области с литературным названием Лев Толстой. По дороге к мечте маленькая Лариса писала заметки в «Пионерскую правду». Мечта сбылась в 1983 году. Лариса стала студенткой журфака ВГУ. По окончании вуза она работала в калужской областной газете «Знамя», многотиражке «За коммунизм» Воронежского завода радиодеталей, газете «Воронежский курьер». С 1991 года – редактор Воронежской государственной теле-радиокомпании.

Самая первая передача Дьяковой на телевидении – «Вечерний Воронеж».

— Первый сюжет я сняла о старом немце, бывшем военнопленном, который приехал в Воронеж из Франкфурта-на-Майне, чтобы побродить по улицам Воронежа, найти свой бывший лагерь (территория завода им. Калинина), найти бывшего коменданта лагеря, а также врача, которые относились к нему по-доброму и спасли от смерти, – вспоминает Лариса Николаевна.

О преподавательской карьере тогда и речи не шло.

– Но в 2000 году я пришла по какому-то делу к профессору Тулупову. А он мне предложил поработать на журфаке.

В 2007 году Лариса Дьякова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Русская авторская песня в лингвистическом и коммуникативном аспектах». Сегодня она участник проекта «Русский язык в Воронеже», активный консультант Службы русского языка при филфаке ВГУ. С 2001 года Лариса Николаевна ведёт передачу «Территория слова» на воронежском телевидении, является автором постоянной рубрики «Русское слово» в областной газете «Коммуна», многочисленных публикаций в различных СМИ. Редактор и составитель книги «Территория слова». А ещё лауреат городских и областных премий по журналистике, телевизионных фестивалей.

Л. Н. Дьякова на записи передачи "Территория слова"

– Я работаю не только на журфаке, но и в Управлении по довузовской работе. Управление занимается коммуникацией со школьниками, абитуриентами. Это и приёмная комиссия, и всевозможные проекты. Например, «Человек читающий» и «Большой университет – большому городу» – это проекты, которые я веду в «Амитале». Публичные лекции ведущих учёных перед горожанами. Бесплатно, интересно, полезно. Школьники приходят целыми классами, студенты группами… А «Человек читающий» – это презентации воронежских авторов.

Очередная презентация книги в "Амитале"

Параллельно со всем этим Дьякова пела и поёт. Гитара вошла в её жизнь в 9 классе в качестве подарка на день рождения. С тех пор она не расстаётся с ней никогда. Пишет стихи, сочиняет музыку. Лариса Николаевна автор около 30 песен. Из под её гитары вышли магнитоальбом «Я вам пою» (Воронеж, 1997) и компакт-диск авторских песен (Воронеж, 2001).



Лауреат Всероссийского фестиваля авторской песни памяти В. Высоцкого (Волгоград, 2003), обладательница Гран-при первого Всероссийского фестиваля журналистской песни «Медиатр» (Тверь, 2003), Дьякова ещё и автор многих научных работ, посвящённых проблемам бардовского движения.



Под «Парус Надежды» Дьякову поставил директор фестиваля, выпускник геологического факультета ВГУ, бард Александр Демиденко. Собственно «Парус» и придумавший.

– Демиденко предложил мне составить ему в этом деле компанию. И сразу же назначил президентом! Первые два или три фестиваля проходили на Кожевенном кордоне, потом мы перешли в Рамонь, на самое красивое и удобное место (и самое безопасное в плане пожаров, близости к населённым пунктам) – Шиловский лес. Здесь мы никому не мешаем, от нас никаких неудобств местным жителям. И место красивейшее, — вспоминает Лариса Николаевна.

Президент фестиваля авторской песни "Парус надежды"

Сам фестиваль – это вообще отдельная история. В некоторых местах даже сказочная. Он заряжен духом самой Дьяковой. На каждое открытие Лариса Николаевна придумывает новый костюм. И он всегда тематический. Дьякова появляется то в платье в народном стиле, то в стиле Кармен, то в наряде, словно сшитом из старых газет. Всё-то у неё с юмором, фантазией, изюминкой и загадкой.

А ещё она коллекционирует крокодилов.

Любимые крокодилы!

И как всегда по-дьяковски отвечает на вопросы в стиле Марселя Пруста.

– Если не журфак, то что?
– Литературоведение или музыковедение.

– Была бы президентом, то бы…
– А я итак президент. Мне достаточно (с улыбкой и иронией).

– Жалею о…?
– Не жалею, не зову, не плачу…

– Изменила бы в жизни ...?
– Распорядок дня.

– Счастлива тем что…
– Имею.

– Я ещё покажу…
– Где раки зимуют.

– Никогда не буду…
– Я буду долго гнать велосипед.

– Больше всего люблю…
– Тишину и одиночество.

Вот такая она Лариса Дьякова: ироничная, мудрая, весёлая, задумчивая, талантливая, умная и красивая женщина. «Я такая всякая. Я Лариса Дьякова…» — поёт она в «Песенке о своей фамилии». Наверное, так оно и есть.

soundcloud.com/krfsb0fe6fej/pole-vzletnoe

Светлана ВОДОЛАЖСКАЯ
Фото из архива Ларисы ДЬЯКОВОЙ

1 комментарий

kolmakovvb@mail.ru
Нимало не желая очернить ту дивную картину, что выписана выше старательным пером студентки С. Водолажской, равно как учитывая сугубую неуловимость г-жи Дьяковой на факультете и не имея иной возможности вступить с ней в коммуникацию, а также теша себя почти несбыточной надеждой получить вразумительный ответ на свое письмо, что было передано ей на кафедру в начале второго семестра, и наивно полагая, что оно не было получено адресатом, помещаю ниже это письмо в ожидании достойной реакции, которая, надеюсь, наконец разъяснит публике удивительную разносторонность г-жи Дьяковой.

Лариса Николаевна!
Я внимательно посмотрел выложенное в интернет обсуждение «творчества» И. Шадрова с вашим участием и вынужден высказать несколько замечаний по этому поводу. Ваши реплики (равно как и реплики г-жи Шестериной) явно покоятся на основании, что свобода выше морали. Это либеральная позиция, которая исходит из того, что любые действия вплоть до аморальных получают оправдание как выражение и проявление свободы творчества. Исходя из этой позиции, вы по сути дела потакаете примитивной пошлости, которой переполнены «шедевры» новоявленного гения. Радостно говоря о свободе, вы вводите студентов в заблуждение, потому что свобода всегда едина с ограничениями, прежде всего с нравственными, это поняли очень давно.
Более того, вероятно, внутренне понимая, что позиция ваша слаба, вы пытаетесь обосновать ее абстрактными ссылками на Канта, которого вы упоминаете, правда, не к месту, но все равно – упоминаете. Так вот, если бы вы взяли на себя труд открыть этические работы Канта, то смогли бы прочитать, как он относится к пошлости и что пишет по этому поводу.
Кроме того, Кант никогда не утверждал, что звездное небо и моральный закон поддерживают нас, как вы изволили заметить. Вот цитата из Заключения к «Критике практического разума»: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Далее вы сказали, что видели фильм, в котором сажают за томик стихов Есенина, эту мысль столь же радостно подхватила ведущая. Ниже прилагается список изданий Есенина, которые вышли в свет в тот самый период, когда, по-вашему, за них сажали. Задайте себе вопрос, как сочетается ваша идея о том, что за Есенина сажали, с фактом выпуска нижеперечисленных книг? Да, кстати, как называется фильм, на который вы сослались? Если в фильме такое показано, то это означает, что сценарист, либо режиссер просто не знают прошлого, которое скрыто от них шорами стремления к безграничной свободе, равно как и от вас. Или же они сознательно обманывают публику, которая готова поверить и потом повторить это вранье. Настоятельно советую вам основывать свои высказывания на фактах, как и принято у профессиональных журналистов.
Посему рекомендую вам пристально изучить список, взятый из каталогов нескольких российских библиотек (в нем почти не учтены издания местных и республиканских издательств) и обратить внимание на количество страниц в изданиях.
1. Есенин С. Фотоальбом. Издано Екатериной Есениной. Предисловие И.Р. 42 фотографии. Москва, 1928. — «Склад изданий «Никитинские субботники».
2. Есенин С. Стихи и поэмы. М.: Федерация, 1931. — Твердый переплет, 232 с.
3. Есенин С. Стихотворения./ Вступительная статья А. Ефремина. М.: Московское товарищество писателей, 1933. — Твердый переплет, 400 с.
4. Есенин С. Стихотворения./ Под редакцией Казина В. Вступительная статья Горбова Д. Переплет художника Дехтярева Б. М.: Художественная литература, 1934. — Твердый переплет, 374 с.
5. Есенин С. Стихотворения./ Вступительная статья и редакция А. Дымшица. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1940. — Твердый переплет, 420 с., портр. — (Библиотека поэта. Малая серия. № 58)
6. Есенин С. Сб. стихов / Сост. В. Казин и В. Перцов. М.: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1943. Тв. переплет, 576 с.
7. Есенин С. Собрание стихотворений. Одесса. Б.и., 1944.
8. Есенин С. Избранное. / Сб. составлен С. А. Толстой-Есениной… М.: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1946.
9. Русская советская поэзия. Сб. стихов. 1917-1947. Москва: Художественная литература, 1948.
10. Есенин С. Избранное./ Сост. и прим. П. И. Чагина. Портр. работы художника А. Яр-Кравченко. Переплет и титул художника Н. Ильина. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. — Твердый переплет, 272 с.
Колмаков В.Б.