16 Апреля, Вторник, 16:03, Воронеж

Наш Владимир Иванович!

Владимир Иванович Федотов проходит по коридору своей «обители знаний». Крупная фигура его видна издалека, мощный голос раскатывается по этажу.


– Миш, ты чего в куртке сидишь? – завидев у окна своего студента, «хозяин» подходит ближе. – Замёрз что ли?

– Владимир Иванович, это не куртка, это просто тёплая кофта.

– А, кофта… Ну ладно… А ты чего тут стоишь? – обращается уже к другому, подпёршему стеночку – по всем приметам, первокурснику.

– Я пару жду.

– Пару… А я думал, ты девочку ждёшь!

Мимо пройдут то студенты, то преподаватели:

– Здравствуйте, Владимир Иванович! – и те, и другие протягивают руку для приветствия.

Правой отдаёт рукопожатие, в левой – карманные часы. Без цепочки, правда, но крышка с гравировкой – это как водится.

Большая стрелка циферблата на дюжине, малая рядом на единице. Я поднимаюсь по ступеням на третий этаж факультета географии, геоэкологии и туризма ВГУ. Вдалеке – та самая крупная фигура:

– Вы – Павел?!

Издалека положительно подтверждаю.

Владимир Иванович набрасывает поверх рабочих джинсов и рубашки костюм.

– Сейчас вам покажу свой кабинет!

Подводит меня к кабинету, поворачивает ключ в замке и отворяет дверь. Вижу рабочее место, ставшее кладовой. Длинный стол завален стопками научного университетского журнала «Вестник ВГУ»; ни малейшего намёка на должность, и лишь в углу на тумбочке – фотопортрет Владимира Ивановича, да ещё большой глобус примостился на краешке стола.



– Так что пойдёмте в 307-ю аудиторию – там нас не потревожат.

Однако Владимир Иванович ошибся: буквально через несколько минут нам снова пришлось менять «дислокацию».

– Ты чего ж сюда студентов привёл? – с улыбкой спрашивает у преподавателя – мол, с чего бы им здесь находиться? Преподаватель и студенты смеются, зная своего Владимира Ивановича.

Мы переходим на кафедру, и, наконец, начинается его рассказ…

НЕУЛОВИМЫЙ ФЕДОТОВ

Говорят, что настоящий мужчина должен в своей жизни сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и воспитать сына. Декан факультета географии, геоэкологии и туризма ВГУ, профессор Владимир Иванович Федотов перевыполнил план: он посадил два сада и более двухсот деревьев, старается жить за городом, в построенном им доме, а сын отчасти продолжает дело отца. Сергей Владимирович Федотов – доцент и заведующий кафедрой рекреационной географии, страноведения и туризма ВГУ.

Загородная жизнь Владимира Ивановича более чем активно чередуется с городской: сегодня он – на своём участке, завтра – на занятиях, послезавтра – в главном корпусе ВГУ на важной встрече.

Владимир Иванович по знаку Зодиака – стрелец. Относительно недавно он узнал, что стрельцы – это собаководы. После этого Федотов понял, почему осенью 2013 года приютил брошенную собаку. Владимир Иванович в шутку определяет её породу:

– Помесь овчарки с мотоциклом!

Её долго пришлось приручать, что и заставило бывать чаще за городом. Годы работы с подкидышем не прошли даром: сегодня эта собака – настоящий друг для своего хозяина.

в роли гида на экскурсии по Галичьей Горе

ПОЛЕТЕЛ ПО ПРЯМОЙ – В ВОРОНЕЖ

Он родился в Тульской области, в городе Алексине, что раскинулся по берегам Оки. Это ровно между Тулой и Калугой – 60 километров в одну и в другую сторону. Места эти известные – рядом музей-усадьба Поленова; там же – Таруса – та, что воспел Паустовский. Природа живописная, впечатляющая. Безусловно, это наложило отпечаток на выбор дальнейшего пути.

Как большинство послевоенных мальчишек, Володя Федотов был в детстве предоставлен самому себе. Мать в одиночку воспитывала сына и дочь – отец пропал без вести при обороне родной Тулы. Свободой Володя пользовался вволю – путешествия по Оке, походы по тульским лесам и слитность с природой. Всё это привило Федотову дух романтизма, который и привёл пытливого юношу в Воронеж. 1 августа 1956 года был первый экзамен в «Красном корпусе» ВГУ. По пяти обязательным предметам Владимир набрал 23 балла – из 25-ти возможных (для справки: проходной балл – 11). Так он попал на географический факультет ВГУ, которому отдал больше половины жизни – 60 лет. Прошёл весь возможный факультетский путь – от студента до декана.

Студент географического факультета Володя Федотов

А ведь Москва была под боком – 150 км от Алексина. Подай документы в московский вуз – поступил бы. Федотов в этом уверен. «Сын как птица полетит по прямой!» – говорила мать. А сын «полетел» в Воронеж.

– Наша алексинская сторона – это сплошь леса, – рассказывает Владимир Иванович, – а мне хотелось посмотреть степь!

Пройдёт много лет, и Федотов, уже состоявшийся, с семьёй, привезёт мать в Воронеж. И тогда она скажет:

– Сын, хочу посмотреть на горизонт, но так, чтобы он был виден далеко-далеко!

Они сели в электричку и поехали в сторону Лисок. По дороге, в районе Колодезного, открылся бескрайний горизонт. И тогда мать с удивлением воскликнула:

– Теперь понятно, что такое воронежские степи!..

– ЧЬЯ ЗДЕСЬ ИНИЦИАТИВА?
– ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА!


В конце ноября 2017 года Владимир Иванович отмечает круглую дату. Ни много ни мало – 80.

– Вы ощущаете себя на свой возраст? – спрашиваю я декана. Он смеётся:

– Я вам скажу так: тот, кто говорит, что не ощущает себя на свой возраст, лжёт. Конечно же, возраст ощущаешь: становишься менее подвижным, чаще приходит усталость. Но главное не это. Надо спросить: а как ты мыслишь, Владимир Иванович? Как ты мыслишь в своём возрасте? Вспоминается известное выражение: «Есть молодые, которые уже старики, и есть старики, которые ещё молодые». Так вот я мыслю по-прежнему активно и много, как и раньше – 20, 30, 40 лет назад… А сегодня – мыслю не только тактически, но и стратегически. Я ловлю себя на том, что, как ни странно, всё чаще думаю сегодня о будущем. Хотя прекрасно понимаю, к чему всё идёт – ведь годы уже не маленькие…

Своим студентам Владимир Иванович говорит:

– Жизнь коротка. Поэтому цель, которую вы ставите перед собой, должна быть очень значимой – почти невыполнимой. Стремитесь к ней – и вы сделаете многое.

Он постоянно создаёт что-то новое. Ведь его главная цель – оставить и сохранить память. В 2016 году на факультете географии, геоэкологии и туризма прошёл третий «День памяти». Каждый год, начиная с 2014-го, 22 декабря – в день зимнего солнцестояния – преподаватели факультета вспоминают своих коллег, которых уже нет рядом. А затем эти воспоминания публикуются в «Вестнике ВГУ» (том самом, который «складируется» в кабинете Владимира Ивановича), в разделе «История науки». 3 «Дня памяти» за 3 года, 4 публикации в год – 12 увековеченных судеб.

– Это всё – ваша инициатива? – спрашиваю я Владимира Ивановича. Тот, сидя напротив меня, чуть подаётся назад и мощным – деканским голосом окликает своего коллегу с кафедры:

– Владимир Дмитриевич, чья здесь инициатива?!

Из глубины кафедры почтительно:

– Владимира Ивановича!



РАЗВИВАЙТЕ ПАМЯТЬ…

Дать кабинету географии и геоэкологии (та самая 307-я аудитория) имя ведущего географа страны, основателя воронежской научной школы ландшафтоведов Фёдора Николаевича Милькова – тоже заслуга Владимира Ивановича. Это – дань памяти своему учителю.

…Шестьдесят лет назад второкурсник географического факультета ВГУ Володя Федотов после распределения по специальностям попадает на кафедру физической географии. Завкафедрой – известный учёный Фёдор Мильков, ставший в 30 лет самым молодым в СССР доктором географических наук и профессором. Федотов проходит у Милькова производственную практику, пишет дипломную работу. Профессор хвалил редко – больше делал замечания. Но на педагогической практике пришёл на открытый урок именно к Федотову.

– Он вообще часто ходил на открытые уроки и требовал того же от преподавателей, – вспоминает Владимир Иванович, – поддержал он и моё желание поступать в аспирантуру. А дальше – больше.

Федотов-аспирант возвращается с полевых работ (форма практики у географов) в родную Тулу, заходит на почтамт и получает письмо «до востребования» от Милькова: «По появлению в Воронеже свяжитесь со мной». Через несколько дней Федотов в Воронеже. Звонит профессору. Тот приглашает к себе домой и объявляет:

– Профессор Иван Николаевич Ежов уходит с кафедры. Через три года вы закончите аспирантуру и по распределению – в Биробиджан или Благовещенск. Вам это надо? А у нас открылась вакансия преподавателя. Так что посоветуйтесь с семьёй – она у вас в Лисках, не так ли? – и дайте мне ответ.

Федотов тут же принял решение:

– Остаюсь на кафедре!

Так закончилась очная аспирантура новоявленного ассистента кафедры физической географии Владимира Федотова, продолжавшаяся не более года.

В 1988 году 70-летний Фёдор Николаевич Мильков оставил пост заведующего кафедрой и перешёл в профессора-консультанты. А через год, в 1989-м, ученик Милькова Владимир Федотов защитил в Киеве, в институте географии Академии наук Украинской ССР, докторскую диссертацию.

За этими фактами биографий двух учёных – годы длительного общения и тёплых отношений. Это неформальные встречи в домашней обстановке, беседы на Острогожской в садах, разговоры о политике, науке – темы всплывали самые разные…

– Он был очень мудрый человек, – вспоминает Владимир Иванович своего учителя, – и от него было чему поучиться.



Вообще, говорит Владимир Иванович, учиться надо жизнью, опытом – и своим, и чужим. Впитывать всё то, что есть хорошего вокруг и – немаловажная деталь – развивать память. Он сам не оставляет свой мозг ни на час (если ни на минуту) в покое. Это помогает Федотову быть в постоянной умственной концентрации. Он припоминает истории из собственной жизни, анализирует их, а потом записывает. Так рождаются его литературные этюды, статьи, эссе. Однажды Владимир Иванович провёл над собой опыт – не спал трое суток, непрерывно работая над докторской диссертацией. Довёл себя почти до изнеможения, но венцом мук стала уникальная мысль.

ПЕДАГОГИКА – ЭТО ЭКСПЕРИМЕНТ С УЧЕНИКОМ

Федотов уверен, что делу надо отдавать себя полностью. О своём деле педагога Владимир Иванович говорит:

– Педагогика школьная и педагогика вузовская – это небо и земля. Настоящий педагогический опыт даёт школа, но не вуз.

Почему? Владимир Иванович называет педагогику «экспериментом с учеником». И он знает, что школьник искренен в этом эксперименте. Студент же имеет жизненный опыт – хотя бы малый, но уже имеет, поэтому:

–… Его просто так на мякине не проведёшь! – лукаво улыбается Владимир Иванович. – Тут нужна изобретательность… И когда у моих вузовских коллег возникают проблемы с учениками, я говорю: «Сожалею, что вы не работали в школе».



Студенты журфака помнят, как Владимир Иванович приходил к ним с часами орловского производства.

Заходит в аудиторию. «Здравствуйте, господа студенты!» На кафедру ставит часы-ходики. Спрашивает у зала, сколькими минутами располагает. Заводит часы на определённое время, по истечении которого раздастся звонкое «Д-з-з-з-з-з!»

– Приём для привлечения к себе внимания очень простой, – раскрывает секреты педагогики Владимир Иванович. Но прошло много лет, а Владимир Васильевич Тулупов, декан журфака, и его бывшие студенты до сих пор помнят, как Федотов приходил к ним на пару с часами.

ПЯТЫЙ «ГЫ!»

Педагог всегда должен удивлять. Этому принципу Владимир Иванович верен больше полувека. С тех пор, как захотел стать учителем. Желание было искренним и осознанным. А начиналось всё в тех самых Лисках, в 1961 году.

По окончании университета Федотов приходит работать в школу. И сразу же назначается классным руководителем 5-го «Г» класса. Учителя называли его «пятый «Гы!». Федотов вспоминает первую встречу:

– Отворяю дверь в класс. Напротив двери – окно. Луч света, мощный столб пыли и густая тишина.

Федотов делает робкий шаг вперёд, бросает скользкий взгляд в угол. В огромной варварской свалке – весь класс. В этот миг одна из девочек оборачивается, смотрит на высокую фигуру в костюме и бросает клич:

– Учитель!

Тут же все сорок и один заняли свои места за партой. Урок начался.

– Урок всей жизни, – говорит Владимир Иванович, – но урок через испытания…

В классе были ученики: 45-го, 46-го и 52-го годов рождения. В 61-м двое из них должны были закончить школу. Но их оставляли на второй год… Потом на третий… На четвёртый… Вместе с «нормальными», как в шутку выразился Владимир Иванович, детьми.

– Другие учителя по окончании урока пулей вылетали из этого класса, – рассказывает Федотов, – а директор школы влетал – в учительскую (где мы с математиком, бывало, играли в шахматы). И чуть не со слезами говорил мне: «Владимир Иванович, идите и успокойте, ради Бога, ваш пятый «Гы!» Я входил – тотчас же все утихали.

ЛИШНИЙ БАЛЛ — ЭТО ЛУЧШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ПЛЮС

Однажды своему ученику и полному тёзке Володе Федотову он поставил оценку «шесть». Конечно не из-за «тёзоименитства» (а в Лисках Федотовых проживает больше, как ни странно, чем на родине в Туле) – а за то, что так превосходно знал предмет. Впоследствии Володя окончил Харьковский авиационный институт. Может, всё дело – в той «шестёрке» в журнале, за которую впоследствии с жаром отчитывал Владимира Ивановича завуч?..

А всё-таки лишний балл лучше, чем пятёрка с плюсом!

ЭТО БЫЛА СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Однажды Владимир Иванович заметил шестиклассника, одиноко сидевшего в коридоре у окна. Его мышцы и тело были напряжены, а каменный взгляд сверлил учителя насквозь. Это был сын физрука, погибшего под колёсами поезда. Федотов старался по возможности «не задевать» мальчика: на уроках почти не спрашивал, к коллективным заданиям не привлекал. Но неизменный сверлящий взгляд раздражал и напрягал учителя. И однажды случилось нечто: отличница и зубрилка Галя Тихонова не выучила урок. Другие бы сделали скидку – мол, в семье младший брат или сестра, на уроки не хватило времени – но не Федотов. Он поставил девочке пару. И в этот момент каменный взгляд обмяк. И мальчика отпустило.

Это была справедливость.

НАДО ЧТОБЫ ПРАВОЕ ЗНАЛО, ЧТО ДЕЛАЕТ ЛЕВОЕ

Три года тянул Федотов лямку учителя и сегодня, по прошествии многих лет, признаётся:

– Когда я общаюсь с учениками, я купаюсь – в счастье.

Ему нравится общаться с каждым студентом – будь он паинькой или забиякой. Это для Федотова – большое удовольствие. Я спрашиваю Владимира Ивановича, как он находит такое взаимопонимание.

– Принцип очень прост, – отвечает декан, – надо чтобы правое знало, что делает левое. Надо просто быть честным.

На курских полях

Павел ПОНОМАРЁВ
Фото из архива героя

0 комментариев