23 Апреля, Вторник, 17:05, Воронеж

О чем молчат пирамиды, или Беседа о повседневной жизни древних художников

Первого октября в музее Крамского стартовал фестиваль «Египет великих фараонов». Фест проводится в честь двухсотлетия знаменитой коллекции древнеегипетских исторических памятников, которую собрал путешественник и востоковед Отто фон Рихтер.


Напомним, что коллекция Отто фон Рихтера досталась музею вместе с тысячами экспонатов из собраний Юрьевского (Дерптского) университета, перевезенных в 1918 году в Воронеж.

В пятницу, 2 октября, в музее прошла первая из нескольких лекций, запланированных в рамках фестиваля. Первая встреча с Виктором Солкиным, ведущим египтологом страны и одним из руководителей проекта, была посвящена художникам Древнего Египта, их жизни и творчеству.



Виктор Солкин рассказывал о людях, которые жили в эпоху Нового царства — то есть примерно за 4000 лет до нас. В это трудно поверить, но обитатели деревни ремесленников Дейр эль-Медина мало чем отличались от современных людей: так же грустили, радовались, веселились в выходные и по праздникам, ссорились и мирились. Писали жалобы на пьяного соседа, который «кидался глиной в прохожих». В письмах к отцу ругали непутевого младшего брата, который "… ушел за водой, уж солнце садится, а ни его, ни воды нет". А иногда даже пытались общаться с давно умершими родственниками, прося их замолвить перед богами словечко за обитателей мира живых.

Гробница Сеннеджема. На рисунках показаны странствия живописца в загробном мире

В своей презентации Виктор Солкин представил шедевры живописи той эпохи, включая знаменитую роспись гробницы Нефертари, первой жены Рамзеса II, а также рисунки на стенах гробницы знаменитого художника Сенненджема. Каждый сантиметр стен в древних усыпальницах покрыт рисунками, которые выглядят так, словно созданы вчера, а не 40 столетий назад. По этим рисункам можно проследить жизненный путь человека от начала и до самого конца. И даже после конца: например, роспись в гробнице Сенненджема демонстрирует приключения художника в загробном мире.

Роспись в гробнице Нефертари

Кстати, интересующихся историей Египта пришло намного больше, чем ожидалось, поэтому собрание пришлось переместить из крохотного лекционного зала музея в общий выставочный зал. Лекция длилась целых 2 часа без перерыва, и все это время слушатели сидели совершенно тихо: тут, вероятно, сказался и талант Виктора Солкина как рассказчика, и камерная, почти домашняя атмосфера в полутемном зале.

После окончания лекции, когда слушателям предоставили возможность задать интересующие их вопросы, Солкин рассказал немного и о знаменитой «Книге Мертвых» — сборнике древнеегипетских заклинаний и религиозных текстов, который имел для египтян огромное значение. По словам Солкина, прочитать «Книгу Мертвых» на русском, увы, пока невозможно, так как до сих нет хорошего перевода.

Валерия ЛЯПИНА

0 комментариев