5 Декабря, Четверг, 22:26, Воронеж

"Журналистика и литература сформировали меня как человека своего времени", - Иван Щелоков

26 октября в доме-музее И.С. Никитина прошла встреча с воронежским писателем Иваном Щелоковым. Он презентовал свою новую книгу «Дыханье твое».
Иван Александрович Щелоков – поэт, филолог, журналист, главный редактор литературно-художественного журнала «Подъем» и человек с непростой судьбой и добрым сердцем.



Сегодня небольшая комната в Доме-музее имени И.С. Никитина наполнилась гостями. Среди них друзья, коллеги и поклонники творчества Ивана Щелокова.

Иван Александрович скромно сидит напротив и беспокойно следит за тем, чтобы всем хватило мест:

— Если что, я могу постоять, возьмите мой стул. Я немного волнуюсь.

— Иван Александрович, расскажите про свое детство

— Детство мое было очень тяжелым. Я родился в селе Красный лог Каширского района. В семье было трое детей. Едва мне исполнилось девять, мой отец погиб на работе. Его придавило камнем. Коллеги везли его 12 километров на телеге до ближайшей больницы, под ним было 40 мешков, они все пропитались кровью. — Иван Александрович вытирает слезы дрожащими руками. – Извините. Вот так началось мое «взрослое» детство. У отца было много друзей и все они обещали помогать нашей семье, но после похорон ни один не зашел проведать. В 10 лет я уже косил, ходил с сохой, доил корову. Было сложно, но мне всю жизнь везло на хороших людей, педагогов, которые заменяли мне отца. Все сложилось так, как должно было сложится. В конце концов, как сказал Эрнест Хемингуэй: «Хочешь стать хорошим писателем — переживи в детстве трагедию».

Мой учитель русского языка и литературы, Анатолий Петрович, стал мне старшим братом. Я часто бывал у него дома, он давал мне книги, правил мои первые стихи. Я собирался поступать в Борисоглебский педагогический институт, а он мне сказал: «Никакого пединститута! Я знаю твои знания». Я послушал его и подал документы на филфак ВГУ. И меня сразу взяли.

В 65 лет он тяжело заболел. Когда лежал уже, не мог вставать, я пришел к нему, принес свою книгу. Он плакал, и я плакал, обещал ему помочь с лечением, но сделать ничего не мог. До сих пор прихожу к нему на могилку в Новой Усмани и благодарю за все, что он для меня делал.

В зале повисла тишина. Как нельзя кстати перегорела лампа, будто слышала рассказ и сочувствовала. Создался таинственный полумрак.



— Давайте отвлечемся от грустного, — раздался голос с задних рядов. – Иван Александрович, вы относитесь к процессу создания стихотворений как к работе, или как к позыву души? Пишите по вдохновению или «когда нужно»?

— Если сесть и заставлять себя писать, то ничего не напишешь. Это стопроцентный позыв души. Я всегда хожу с блокнотом, бывает, начинаю писать в автобусе или шумном кабинете, тут не угадаешь.

— В вашей жизни две музы: журналистика и литература. Как они взаимодействуют друг с другом?

— Вспоминаю интервью Василия Белова, он сказал: «Журналистика убила во мне писателя». Вспоминаю интервью Распутина: «Если бы не журналистика, я бы не стал писателем». Я не стану говорить так категорично. Например, моя книга «Вечные странники» — это смесь журналистики и литературы. Это два совершенно разных направления, но именно в комплексе они сформировали меня как человека своего времени.

— Судя по произведениям, в вашей жизни есть еще одна муза?

— Однажды женщина, скажем так, не обремененная высшим образованием, спросила у меня: «Слушай, Щелоков, а какой бабе ты все это посвятил?» Я ответил: «Можешь считать, что тебе!» Я стараюсь по минимуму помещать в произведения любовную лирику. Но иногда она просто необходима. Я закончил поэму «Роман без знаков препинаний», а потом понял, что чего-то не хватает, и ввел образ таинственной дамы. Это всего лишь художественный прием. Я же не Сергей Есенин, у меня жена, дети.

— Что посоветуете молодым писателям?

— Выходить за рамки «чистого искусства». Отходить от устаревших норм. Любое искусство – это часть нашей действительности, оно имеет измерение во времени и пространстве. Я думаю, нужно стараться идти в ногу со временем и не бояться создавать совершенно новое. Мы занимаемся работой с молодыми авторами, и зачастую я вижу, что у юных х коллег нет желания дышать нашем временем, жить в нашем времени. Нет в произведениях жизни, деталей. Возможно, это элемент большой игры, ведь сейчас с детства учат, что общество у нас бесполое, безликое, никаких стереотипов быть не должно. Я считаю, это неправильно.

За свою новую книгу Иван Щелоков получил премию «Имперская культура»:

— Книга «Дыханье твое» — это сборник стихотворений с 1988 по 2003 год. Она состоит из нескольких циклов, я разделил ее так, как чувствую сам, по периодам моей жизни. Есть цикл сатирические стихотворения, которые еще нигде не были опубликованы. Завершает книгу поэма «Роман без знаков препинаний». Это дневник чиновника, который весь вымотанный, задерганный, но пытается размышлять о жизни. Она написана под влиянием ситуации в стране конца 90-х годов, новой предвыборной компании, а также на фоне тонущей лодки «Курск». Здесь все: это дыхание времени, эпохи, любви, человека. – рассказывает Иван Александрович.


В конце вечера Иван Щелоков прочитал зрителям свои новые стихотворения:
...

Жить бы мне, жить, не греша, не спеша,

Скуку лелеять в быту мимолётном,

Но заливается в крике душа,

Чтобы не слышался лай миномётный.

...


Текст: Екатерина ГОГИНА
Фото автора

0 комментариев