29 Апреля, Понедельник, 18:21, Воронеж

Горящие животные и камнепады: походная романтика как она есть

Часто видите в интернете красивые фотографии из походов, различные мотиваторы вроде «Лучше гор – только горы»? Но задумывались ли вы, что скрывается за романтичной обложкой фотографий из путешествий? Туристы из турклуба ВГУ «Белая гора» рассказали, с какими опасностями и страхами им пришлось столкнуться на последнем восхождении и как не смотря на всё это получать удовольствие в походах.

«Сжечь коня»
Рассказывает Дарья ЗАВЬЯЛОВА, член совета турклуба, выпускница филфака ВГУ

– Мы стояли недалеко от Каменномостского посёлка в Каньоне реки Мишоко. Это был конец похода, все занимались своими делами, а потом разошлись кто куда. Остались в лагере только я и Лёня: он разводил костёр, я что-то делала в палатке. Наш лагерь был под скалой. Этот «тусовальный пятачок» отмечен на карте как стоянка.

Я отхожу от своей палатки и вдруг слышу какой-то непонятный шум сверху. Ещё пара шагов, и на то место, где я была несколько секунд назад, падает автомобильная покрышка. Я, конечно, в шоке, и Лёня тоже. Он сразу побежал наверх разбираться. Его долго не было. Потом Лёня спустился и рассказал: когда поднялся, вниз уже летела вторая покрышка, и он её поймал. Оказалось, что там целая гора из шин, и какие-то люди стоят и скидывают их вниз. Лёня спросил у них, зачем они скидывают на наш лагерь покрышки, на что незамедлительно последовал ответ «это не мы». Вокруг кроме нас, этих людей и горы покрышек, никого не было. Лёня на них поругался, и в итоге они сказали «Нам надо сжечь коня». Эта фраза после похода стала крылатой.

Как оказалось, недалеко была конная ферма, и днём в каньон один конь упал и умер в водопаде. Местные активисты его вытащили из реки и хотели спалить, сначала обложив покрышками. Вечером они это и сделали. Мы смотрим фильм в последний день похода, всё здорово, и метрах в 30-ти от нас — огромный костёр из покрышек и горящего коня. Такая себе романтика получилась.

И пока они жгли, я на них так посмотрела и сказала — «Интересно, а у ребят есть средства пожаротушения?» Дождей в том районе уже давно не было, вокруг сухая трава и деревья. В общем, очень «здоровская» идея была – запалить огромный костёр из покрышек и коня. Как я и думала, огонь пошёл по траве и по деревьям дальше, и эта кучка людей начала его тушить. Но у них ничего не было кроме курток. Какими-то силами они предотвратили большой пожар, а покрышки с конём догорали всю ночь. В тёмное время суток был ветер, и запах особо не чувствовался, а утром на лагерь спустилась вонь сожжённых покрышек и туши. Теперь, если мы хотим сотворить какую-то нелепость, то говорим «Надо жечь коня».

Походный кинотеатр
Рассказывает Инесса КАЧЕВСКАЯ, руководитель турклуба, студентка факультета ПММ ВГУ

– Вы когда-нибудь задумывались о досуге туристов в спортивном походе? Гитара, тёплые разговоры у костра, рассказы походных историй. Можно устраивать дебаты, читать электронную книжку, делиться своими впечатлениями о дне, играть в игры… Это всё хорошо, но самое необычное времяпровождение в спортивном путешествии – это просмотр кино.

Это достаточно нетривиальная задача, потому что запас энергии наших электронных устройств не бесконечный, и подпитаться на природе не от чего. К сожалению, розетки на деревьях не растут. Солнечные батареи – тоже не самый надёжный вариант. Самое простое решение – портативные аккумуляторы, хотя они очень тяжелые и прихотливые. Чтобы посмотреть в походе кино, нужно заранее выбрать фильм, подготовить аккумуляторы и, конечно же, зарядить мобильник.

В этом походе киноплан был особо масштабным – группа собралась просмотреть всю серию «Властелина колец». Началось всё с первого фильма в поезде, пока еще была возможность подпитывать гаджеты.
Следующий фильм мы смотрели в середине похода. Спустились с гор в лесную зону и, после ужина, расположились следующим образом: нашли бревно, поставили на него телефон и разложили туристические коврики по подобию амфитеатра. Дождались темноты и, в такой приятной обстановке, попивая тёплый чай и закусывая печеньками, мы смотрели вторую часть «Властелина колец».

Третью часть мы смотрели в конце похода. Расположились в живописном каньоне, дождались темноты и организовали себе ужин с просмотром фильма. Есть ещё один способ просмотра кино: если группа небольшая и есть вместительная палатка, то можно расположиться в ней. Мобильный телефон при таком раскаладе подвешивается наверху палатки. «Властелин колец» смотрели в переводе Гоблина, потому что у него много шуток на туристическую тему.

На фото - Инесса справа внизу
(прим. автора — Инесса на фото справа внизу)

Туристы и собаки
Рассказывает Леонид КАПЛАН, куратор турклуба

– В день восхождения за нами увязалась собака с нашего места ночёвки – туристического приюта «Фишт». Мы предположили, что она каждый день ходит на восхождения с группами, в надежде получить что-нибудь вкусное на привалах. На этот раз ей обломилось, потому что мы, видимо, более циничные, чем другие её спутники, и тратить драгоценные запасы на неё не стали.

Когда мы двигались по скалам, она ещё весело и бодро бежала за нами, даже умудрялась успешно преодолевать довольно крутые участки. Но когда мы вышли на ледник, у собаки начались проблемы: лапы скользили, трещины ледника были сильно крупней её собственных размеров и ни капли ласки со стороны тургруппы. В итоге она справилась с этим участком, дошла с нами до вершины и «испортила всю драматичность и героичность» фотографий.

При спуске с горы неприятности у неё повторились, но теперь она лезла под ноги, хваталась за верёвку. Тем самым собака создавала неприятности и нам, пока по пятой точке пару раз тупой стороной ледоруба легонько не получила. Так, собственно, мы от неё и избавились. На следующий день мы лишь видели, как собака-альпинист уходила на восхождение уже с другой группой.

У каждого свои страхи
Рассказывает Максим ГНЕУШЕВ, участник турклуба

– У каждого свои страхи. Мой тревожил меня ещё до самого восхождения – страх подвести команду.
«Косячить» я начал с самого начала восхождения, оставив в лагере солнцезащитные очки! Успокаивая себя словами «прорвёмся», «что-нибудь придумаю» топал дальше со всеми. Вскоре моя забывчивость компенсировалась запасливостью других участников – мне выдал запасные очки член нашей команды.

Подобрав темп и стараясь не терять тропу, мы медленно, но верно добрались до ледника, нацепили кошки, накинули снаряжение и «понеслась душа в рай»! Двигаться с постоянной скоростью у меня не получалось из-за недостаточной физической подготовки. Я делал 20 шагов, затем останавливался подышать. Подойдя к зоне трещин, мы обвязались верёвкой и приступили к их преодолению. Странно, но перешагивая трещину, я больше восхищался, чем боялся! Ширина трещины была примерно как широкий шаг взрослого человека, а глубина метров 9-12, и в глубине она смотрелась очень красиво и необычно!

Преодолев ледник, мы добрались до скального массива и, сняв кошки, продолжили движение к вершине. Добравшись, сели перевести дух. Я периодически «залипал» во все стороны, стараясь разглядеть вдали что-нибудь интересное. Засняли факт покорения вершины, потопали вниз. Спустились до ледника и, снова обувшись в кошки, продолжили спуск. И тут мне ноги высказали всё! И за неразношенные ботинки, и за каждую мозоль на пальцах. Прошли трещины, спустились на середину ледника…

В этот момент у нас за спинами застучал камнепад. Старались не поймать своими касками камни, уворачивались как могли. Вроде пронесло! Выдохнули, пошли вниз. На очередном привале я снял выданные запасные очки и… конечно, их там забыл! Вернулся, нашёл очки, ещё раз глубокий вдох… Выдох! Побежал догонять группу. На последнем километре двигался без остановки в режиме берсерка до упора в палатку. Ноги просто горели огнём! На такой замечательной ноте и закончилось наше восхождение на гору Фишт!

Андрей РОЖКОВ
Фото турклуба ВГУ «Белая гора»