19 Апреля, Пятница, 14:15, Воронеж

Из актрисы в режиссера: что особенного Виктория Шаламова нашла в этой профессии?

18 мая в режиме прямой трансляции в рамках проекта #ТавридаПомогает от Арт-кластера «Таврида» прошел мастер-класс Виктории Шаламовой «Режиссура. Начало». Виктория поделилась личным опытом, наработками, основными опорными точками в своей работе над материалом и ответила на вопросы зрителей в прямом эфире.


Виктория Шаламова является выпускницей режиссерского факультета театрального института им. Щукина и практикующим режиссером воронежского «Нового театра». Свой путь в «Новом театре» Виктория начинала как актриса, затем решила учиться на режиссера, параллельно практикуя свои навыки в театре. На данный момент Виктория поставила уже семь спектаклей и четыре спектакля в «Новом». Также актриса занимается педагогической работой в различных театральных студиях.

— Деятельность воронежского «Нового театра» основана на проекте #ТавридаПомогает. «Таврида» — наши давние друзья. Несколько лет они оказывают поддержку театру и мотивируют развиваться. В прошлом году «Новому театру» посчастливилось поучаствовать в фестивале «Таврида-арт», побывать на этом замечательном празднике искусств, показать себя, познакомиться с невероятным количеством творческих людей, — рассказывает Виктория.



Самым сложным для Виктории всегда является выбор материала для постановки.

— Какого-то «мучительного» процесса при отборе материала я еще не испытывала, но все же сложно сделать выбор, когда очень много всего, остановиться на чем-то, с чего-то начать. Хотя мне проще на чем-то остановиться все-таки, чем другим театрам, потому что «Новый театр» — негосударственный, мне не приходится выполнять чей-то заказ, и от этого рамки немного расширяются — я могу выбрать то, что мне по душе, что близко и что люблю, — поясняет актриса.

Виктория считает, что при знакомстве с произведением, которое режиссер планирует ставить, необходимо фиксировать в блокнот свои идеи, замыслы, потому что начало — это очень важная ступень дальнейшего развития сюжета постановки. Также она обращает внимание на то, что не нужно останавливаться на решении, которое приходит к режиссеру во время знакомства с произведением на начальном этапе, поскольку оно обычно является не самым верным, штампованным. Актриса подчеркивает, что при выборе замысла необходимо проделать большую работу. А когда замысел «родится», нужно будет вернуться к произведению и проверить, насколько оно совпадет с замыслом.

— Не следует кидаться в омут с головой и выбирать первоначальное решение как основное в пьесе, — замечает Виктория. Я когда только начинала на первом курсе, не могла никак придумать этюд, и я мучилась, буквально вымучивала из себя мысли, идеи. Тогда же я разговаривала со своим однокурсником и сказала ему: «Вот, наверное, я не режиссер, если я не могу сразу что-то придумать, выдвинуть какую-то идею». А он мне ответил: «Я знаю одного великого режиссера. И когда у меня была похожая ситуация, я задал ему тот же самый вопрос. Он сказал: “Ничего не рождается на пустом месте. Для того, чтобы мне придумать замысел нового спектакля, я изучил невероятное количество материала, то есть создал почву для рождения этого самого замысла”», — вспоминает Виктория.



На протяжении нескольких лет при постановке спектаклей Виктория обращается к теме детства.

— Мне близка тема детства. Я постоянно к ней возвращаюсь и пытаюсь найти что-то новое для себя. И вообще, мне кажется, что эта такая почва, очень благодатная, неиссякаемый источник, в котором можно всегда что-то найти. Спектакль «Мой дедушка был вишней» вырос тоже из этой темы.

Актриса призналась, что хочет развиваться в профессии режиссера, оставив позади актерскую карьеру.

— На данный момент мне нравится быть режиссером. Я хочу развиваться именно в этой профессии. У меня есть опыт, когда я являлась актрисой в своем собственном спектакле. Кстати, ужасный опыт. Ужасный потому, что я поняла, что для меня важно оставаться на какой-то одной стороне — либо на сцене, либо за сценой. Режиссерам очень важно видеть целую картину, выстраивать полноценный мир. А когда ты находишься внутри, ты не можешь настроить свой угол зрения так, чтобы видеть эту целую картину. Поэтому на данный момент я совершенно освободилась от актерских амбиций, желания быть на сцене, играть. Мне надоело исполнять фантазии других режиссеров. Уже неинтересно. Хочется воплощать свои идеи и замыслы.



В заключении Виктория пояснила, что главная и первая задача режиссера — наблюдение жизни, и поделилась упражнением «видеть по-режиссерски».

— Нужно пойти в какие-то места, где мы можем наблюдать разные события, интересных людей, то есть в места, наполненные атмосферой. Например, идете на вокзал или в музей. Также можно пойти в библиотеку или на рынок. Кстати, рынок имеет очень яркую атмосферу. Ваша задача — стать следователем, детективом, то есть необходимо наблюдать за людьми. При этом люди не должны знать, что вы за ними наблюдаете, иначе они будут себя неестественно вести. Вы просто должны подмечать детали людей: походку, внешность, поведение, манеру общения. Если вы будете проводить такие тренинги постоянно, то вы настроите свой глаз на режиссерскую профессию, — рассказала актриса.

Справка «P.S. — 5 сов»:

«Новый театр» — воронежский независимый профессиональный театр, в репертуаре которого авторские спектакли, объединяющие драму, документальный текст, хореографию, музыку, цирковое искусство в единое сценическое действо.

Екатерина КОНОВАЛЬЦЕВА
фото из личного архива героини

0 комментариев