20 Апреля, Суббота, 02:40, Воронеж

Воронежцы слушали улицу и ходили по раскалённому песку

На входе в репетиционный зал стояла девушка и робко смотрела сквозь стеклянную дверь. «Вы тоже на мастер-класс?» – тихо спросила она. Мы кивнули и вместе зашли. В тот момент мне показалось странным, что таким стеснительным людям интересно актёрское мастерство. Оказалось, что именно таким и интересно.

Избавляться от стеснения и зажимов на бесплатном мастер-классе по актёрскому мастерству от «Школы Театр — Воронеж» 9 сентября воронежцам помогала педагог проекта, заслуженная артистка, актриса Воронежского академического театра драмы им. Кольцова Елена Гладышева.

По словам Елены Ивановны, в «Школу» приходят не только с целью стать актёром, но и научиться ораторскому мастерству.

— Люди, которым необходимо общаться с народом, выступать публично, часто этого делать не умеют: зажим, мысль не идёт… Вроде знают, что сказать, а как это сделать – не знают, белый лист перед глазами. Поэтому то, чем мы тут занимаемся, идёт на благо каждого человека, — уверена актриса и педагог.

Мастер-класс Елена Гладышева выстроила в несколько этапов по системе Станиславского. Сначала нас ждал блок упражнений на внимание.

— Встаньте в одну линию, — командовала педагог. — А теперь перестройтесь по росту.

Это было несложно, я со своими 180 см от макушки до пяток уверенно пошла в начало колонны. Справились быстро. Перестроиться по цвету волос — уже сложнее. Некоторые из нас, особенно девушки, замешкались, а женщина-блондинка взяла ещё более блондинистого парня за руку и смело повела в конец строя.

Упражнения, а местами казалось, испытания усложнялись. Только представьте: нужно было одновременно повторять за Еленой Ивановной определённые жесты, при этом называя свой порядковый номер. Не сбиться с ритма удалось не всем, хотя я с этим упражнением справилась. Для меня самым сложным оказалось «услышать аудиторию». Я пыталась сконцентрироваться на помещении, но слышала только звук кондиционера, при том, что многие заметили кашель, дыхание соседа, звук открывающейся двери.

— А теперь слушайте улицу! — дала ещё одну вводную актриса.

И в этот момент у меня всё стало совсем плохо, — я вообще не слышала ничего.

— Музыка, одна легковая машина, ветер, — делились услышанным участники.

Может быть, мы сидели в разных аудиториях и слушали разные улицы?

Особое внимание Елена Гладышева уделила разделу, который условно назвала «Вера в предлагаемые обстоятельства».

— Не галлюцинируйте, а работайте с реальными предметами, фантазируйте, не играйте, а просто существуйте в предлагаемых обстоятельствах, — наставляла педагог.

И мы существовали. Ходили по раскалённому песку, он обжигал стопы, поэтому я прыгала и шипела, по тёплой воде брела медленно, а когда она стала холодной, я просто вышла на берег. Затем мы были на пляже под палящим солнцем, тут мне пригодились мои солнечные очки, когда подул ветер, я встала, потому что быть на пляже в ветреную погоду уже не весело. Крыша многоэтажного дома, панорама города, закат, любимая звезда на небе, палуба корабля, огни города, дома и церкви. Всё, что от нас требовалось — жить в этих обстоятельствах. Не играть – быть собой.



Двоим из нас в тот вечер даже довелось купить квартиру и осматривать её на предмет ремонта. Так и оставшаяся безымянной девушка сразу стала играть: охая, разглядывала трещины там, где их нет. Её спутник нашёл слегка поломанную розетку и дыры в потолке. Елена Ивановна всё время повторяла:

— Не играйте! Живите!

Это было не так-то легко. Некоторые из нас испытывали дискомфорт даже тогда, когда нас попросили быть детьми и громко кричать. Мы бежали по лесу, перепрыгивали брёвна, уклонялись от камней, но вместо расслабления ощущали неловкость и скованность.

А вот та самая стеснительная незнакомка, с которой мы встретились при входе, смогла свои внутренние зажимы победить. Когда её пригласили на сцену и попросили представить, что она в лесу, девушка погрузилась в ситуацию, смогла раскрепоститься и с энтузиазмом описывала костёр, друзей, которые ушли за дровами, шорохи за спиной и желание увидеть в лесу белочку.

— Что такое сценическое искусство? Чем оно отличается от любых других видов искусств? – спросила нас напоследок Елена Гладышева.

Мы замялись, все вроде бы понимали ответ, но точно сформулировать его не могли. Елена Ивановна ответила за нас:

— В сценическом искусстве актёр – творец, материал, инструмент.

Именно этими составляющими мы и были в тот вечер.


Анастасия КОБЗЕВА
Фото и видео Анастасия МИНКИНА и Анастасия КОБЗЕВА

0 комментариев