Какая связь между мим-балетом и «Сказками Шахерезады»? В необычном воронежском проекте «Театр А» считают, что самая непосредственная. А поэтому активно ищут актёров и готовятся к постановке мим-балет-шоу.
Образовательно-творческое пространство «Театр А» существует в Воронеже уже около восьми лет. Начинала команда проекта с организации развлекательных праздников для детей и мим-шоу. Сегодня образовательная программа «Театра А» интегрирована в процесс постановки спектаклей и включает: мастер-классы, творческие занятия по актёрскому мастерству, сценическому движению, пантомиме, хореографии, лекции по истории театра и Древнего мира, психофизические тренинги.
— Синтез всех этих направлений позволяет плодотворно продвигаться как процессу постановки, так и щедро подпитывает мотивы саморазвития и самопознания, — утверждает художественный руководитель «Театра А» Роман НИЧИПОРОВ.
Синтез балета и пантомимы лишь на первый, неопытный, взгляд кажется странным.
— Балет — вид сценического искусства, где содержание того или иного произведения воплощается в музыкально-хореографических образах. Пантомима же заставляет образы заговорить молча. Отсюда и название «мим-балет», — объясняет Роман.
«Сказки Шахерезады» — постановка именно в формате мим-балет-шоу, погружающая зрителя в далёкую историю Индии.
Пролог. Происхождение театра. Исследование трактата Натьяшастра
По словам Романа, чтобы понять смысл спектакля и постичь его форму, зрителям придётся совершить путешествие к истокам индийского театра.
— В сохранившемся до наших дней трактате знаний о танце «Натьяшастре» описано все, начиная с сотворения театра и его назначения, до технических канонов театрального ремесла, священных жестов и пантомимы. Этот трактат был создан, когда Сатьяюгу, золотой век совершенной нравственности, сменила Третаюга, и алчность, гнев и прочие заблуждения ввергли мир в круговорот счастья-несчастья, — рассказывает Роман НИЧИПОРОВ. —
Театр — это священное действие, призванное поддерживать высокий уровень культуры и нравственности.
Мимы, балет и шоу
Что касается пантомимы, то она заворожила Романа ещё в детстве. Именно тогда он познакомился с этим видом творчества, был очарован завораживающими движениями Чарли Чаплина, Марселя Марсо. Часто пытался повторять «стеночку» и другие жесты известных мимов во время уроков музыки, когда все остальные пели.
— Надо мной даже многие смеялись, но махали рукой: «Да пусть повторяет!»
В дальнейшей жизни пантомима все-таки стала верной спутницей Романа. Однако в «Сказках Шахерезады», желая отойти от штампов, закрепленных за мимами-мастерами, Роман пытается соединить пантомиму сразу с несколькими видами искусства: балетом, кукольным театром и даже танцем на пилоне.
— Впервые сказки «Тысяча и одной ночи» в балетном формате поставил Михаил Фокин в далёком 1910 году в рамках «Русских сезонов». Сегодня этот балет есть в репертуаре Мариинского театра и ряда других сцен. Но новая трактовка может оживить и актуализировать конфликт истории, знакомой многим, — считает Роман.
О самой Шахерезаде и ее сказках
— Изящный стиль, в котором проявляется раса, способна выразить только женщина. Поэтому речь в спектакле пойдет о той, которая смогла обуздать жестокость. Царь Шахрияр возвышается над гневом и похотью, благодаря женской силе и мудрости Шахерезады. Женская природа прорастет где угодно, она являет собой жизнь и поэтому, те нации в которых принижают женщин – обречены, — считает автор постановки и именно эти моменты акцентирует в спектакле и хочет донести до публики.
Интересно, что роль самой Шахерезады будет исполнять актриса, а вот царя Шахрияра и его брата – куклы. Это, по словам Романа, одно из самых эффектных средств передачи его режиссерского замысла.
Виктория ДЕРЖАВИНА
Фото из архива героя
0 комментариев