18 Декабря, Понедельник, 00:30, Воронеж

В Воронеже музыкант сыграл на инструменте без клавиш и струн

11 апреля Воронеж посетил музыкант Петр Термен, чтобы рассказать об уникальном электронном инструменте – терменвоксе и сыграть на нем перед публикой под аккомпанемент воронежского пианиста Михаила Князева.


Петр Термен – правнук того самого советского инженера-физика Льва Термена, который и придумал в 1919 году первый электронный инструмент – терменвокс. Петр приехал из Москвы на один день, чтобы прочитать лекцию «Терменвокс: от Ленина до Led Zeppelin» и познакомить воронежцев с инструментом, ставшим семейной реликвией.

Терменвокс – это первый в мире «пространственный музыкальный инструмент», как называет его сам Петр. Необычен он тем, что у него нет клавиш, струн. Зато имеются антенны и коробка с микросхемами. Правая антенна отвечает за силу звука: чем ближе к ней рука, тем сильнее звук – между плечом и антенной создается как бы пространственный гриф. А левая антенна отвечает за громкость звука: чем выше рука от антенны, тем громче – звук. Управление звуком инструмента осуществляется легким движением рук в пространстве.

Петр Термен рассказал о своем прадеде. Например, о том, что он был еще и прекрасным виолончелистом: говорят, физика и музыка соединились в его жизни навсегда. Лев Термен «спровоцировал» создание многих музыкальных инструментов: «В 1921 году весть о терменвоксе стала разлетаться по всему Советскому Союзу, а потом вышла за пределы страны. Одной из самых значительных вех в развитии не только этого инструмента, но и всех последующих электронных, по словам правнука, стала встреча Ленина и Термена. Ленину понравилось необычное изобретение. Он сам захотел испробовать свои музыкальные таланты. Но Лев Термен не смог полностью доверить вождю свой инструмент. Он взял обе руки Ленина и сам водил ими. Личный секретарь Ленина Лидия Фотиева подыгрывала им на пианино „Жаворонка“ Глинки. Вот так и получилось, что Ленин играл на терменвоксе. Точнее, Термен Лениным играл. Этот эпизод имел большое значение, потому что с того момента Ленин всячески поддерживал развитие электронных инструментов. После этого почти сразу же хлынул поток различных изобретений электронных инструментов».

Спустя какое-то время, многие инженеры заинтересовались созданием хенд-мейд терменвокса. Их привлекало то, что инструмент очень простой по устройству, а по звуку схож с человеческим голосом. Несмотря на то, что сегодня выбор инструментов велик, на терменвоксе продолжают играть. И занимаются не только домашним музицированием (как советовал Лев Термен, боясь дискредитации своего инструмента), но и включают исполнение на терменвоксе в саундтреки к фильмам – чаще всего к хоррорам – это длинные, дребезжащие звуки, которые создают эмоциональное напряжение при просмотре. Впервые такой эффект в своих фильмах применил Хичкок.

Интересно, что сегодня игре на терменвоксе продолжают обучать. Но еще любопытнее, что 10 школ игры на этом инструменте существует в Японии и всего одна – в Москве. Возможно, школы еще будут открываться, ведь терменвокс не похож ни на один электронный инструмент: его звуковая палитра по сравнению с сородичами бесконечно богата, и еще немаловажный момент — игре на нем обучиться проще, чем на многих других инструментах. Петр Термен утверждает, что если постараться, за неделю вы уже сможете играть пару известных мелодий. А вот чтобы стать виртуозом, говорит он, придется потратить почти всю жизнь.

Ольга КОЗЛОВА
Фото Книжного клуба «Петровский»

0 комментариев