20 Апреля, Суббота, 16:45, Воронеж

Театр играет роль

Сцена, свет софитов, сотни биноклей, несмолкаемые аплодисменты и вешалки, с которых и начинается театральное таинство. 27 марта весь мир отмечает День театра. В нашем праздничном материале — пылкие признания в любви храму Мельпомены от его служителей и поклонников.


Олеся ГАЛИЦЫНА, актриса труппы «Новый театр»

В первом классе на вопрос, кем мы хотим стать в будущем, сама не знаю, почему, ответила: «Хочу сниматься в фильмах». С кино пока не сложилось, а вот театр крепко вошел в мою жизнь и покорил душу! Произошло это, правда, не в первом классе, а уже в классе восьмом. Я впервые попала в тогда еще существовавший Молодежный театр в парке «Орленок». Там играли студенты нашего театрального института. Они меня очень впечатлили!
Хотя нас и раньше водили в театры, но… именно студенты меня тронули. Это как раз тот период, когда у начинающего актера еще горят глаза, и каждому хочется быть на высоте, ему не все равно, что он делает.

А каким именно театром я хочу заниматься, поняла еще позже. Уже после окончания института искусств. Я всю жизнь занималась танцами, и меня всегда привлекала работа с телом, выражение чувств посредством пластики, а не слов. Тело первично, оно не врет. Команда для меня – самое главное, очень важно работать и творить именно с единомышленниками, которые были бы на твоей волне. И вот мы с моей однокурсницей Викторией Шаламовой после долгих поисков чего-то своего, пройдя вместе несколько проектов, решили взять все в свои руки и делать собственный проект. Кто искренне ищет, тот всегда найдет!

Искали не мы одни. Как оказалось, Юлия Пономаренко, с которой нам посчастливилось работать в предыдущих проектах, давно вынашивала тему спектакля о людях на войне. Мы сначала отнеслись к этому с большим сомнением. Тема войны опасна для сцены, не хотелось врать, не хотелось пафоса. Меня ведь там не было, я никогда не смогу этого понять. Как я могу говорить об этом со сцены достоверно? Тогда и возникла идея живого материала. Кто скажет об этом искреннее и достовернее тех самых людей, которые прошли войну сами? Мы собрали документальный материал и по нему написали сценарий. Пригласили Марию Фролову (Мицуро), замечательную актрису и талантливейшего театрального хореографа, и, к нашему счастью, она согласилась! Получился тонкий, искренний и эмоциональный спектакль «Я есть» – первый спектакль «Нового театра».

Сейчас в нашем арсенале уже три спектакля, чем мы, безусловно, гордимся. Мы уникальны тем, что соединяем на сцене разные жанры искусства. Это авторская музыка, хореография, акробатика, элементы циркового искусства и, конечно, документальная основа всех наших спектаклей – подлинные истории настоящих людей! Мы сами берём интервью у людей, которые в дальнейшем становятся нашими сценическими героями. История абсолютно любого человека может попасть на нашу сцену, то есть зритель сам может внести вклад в спектакль. Например, для спектакля «Деревня» мы специально ездили в экспедиции по деревням и опрашивали местных жителей, а для спектакля «Как дети» люди уже сами начали присылать свои истории, желая поделиться с нами сокровенным! К тому же, наш театр – это полностью коллективное творчество! Каждый член команды имеет право слова. Абсолютно каждый из нас предлагает свои идеи и мысли. Такого в обычном театре вы не увидите.
Театр – это мое счастье. Может, громко звучит, но так и есть. Это огромное счастье – делать то, что ты так любишь, во что ты вкладываешь свой смысл и душу. Работать с такими талантливыми людьми – тоже счастье. И одновременно это какая-то боль, как ни странно, но, скорее, приятная. Это постоянный поиск, постоянное движение и волнение за то важное, что создается в «Новом театре» каждый день. Сила театра в его подвижности, в том, что он постоянно изменяется. В этом он похож на саму жизнь. Я говорю, конечно, о хороших, «живых» театрах. У нас есть возможность говорить со зрителем на темы, которые его трогают, на понятном ему языке. Мы открываем душу здесь и сейчас. В ответ кто-то из зрителей задумывается о вещах, о которых давно забыл в этой суете. А кто-то, возможно, даже решит изменить свою жизнь к лучшему.



Дарья УШАКОВА, руководитель детского центра «Мурзилки»

В школе я была очень скромной, одиночкой. Окончила 9 классов и поступила в Институт менеджмента, маркетинга и финансов, чтобы получить среднее специальное образование. При институте существовала театральная студия. На посвящении была её презентация, выступал режиссёр: «Хотите приобрести уверенность в себе, играть на сцене – вам в театр!». Я начала заниматься с 16 лет: писала сценарии для новогодних утренников, играла разных сказочных героев, классику (Чехова, Пушкина), а еще в военном спектакле. Мы ездили на фестивали, выступали в Питере. За время пребывания в студии я раскрылась, стала уверенней, общительней, ярче! Нашла друзей, с которыми до сих пор общаюсь. Выступала в Доме актёра – роль не главная, но опыт колоссальный! А также поняла, что театр – это моё любимое хобби. Сейчас веду в «Мурзилках» театральную студию для детей и взрослых.



Александр КОЗЛОВ, создатель и постановщик «Театра №4»

После университета появилась идея воплотить в чём-то все мои наработки в плане танца и постановки. Я пригласил людей, с которыми давно и комфортно работал, предложил им создать небольшой проект, где мы бы могли посредством авторской хореографии и медиаискусства создавать постановки.

«Театр №4» – это наша возможность общаться с людьми. Во главе угла мы ставим движение, стараемся наполнить его смыслом. Работаем без слов. Мы не ставим себе ограничений по движению. Выбираем пластическую форму и стараемся действовать в рамках ее характера, а в остальном – полная свобода творчества.

Театр для меня – это, в первую очередь, уважение к зрителю. Во вторую – синтетическое современное искусство. Потому что именно это его свойство позволяет изобразить что-то важное. Что-то, о чем будут говорить.



Софья КНЫШ, студентка Воронежского государственного педагогического университета

Первый раз меня отвели в театр, когда мне было три года. Сидела у папы и мамы на коленках и смотрела «Лебединое озеро». Казалось бы, такой маленький ребёнок и балет в трёх действиях несовместимы: ведь деткам три часа быть во внимании, не плакать и не капризничать очень тяжело. Мне же это, видимо, не составляло никакого труда, настолько я была увлечена и по-детски заинтересована. Хотя, скорее всего, мало что понимала в самом спектакле. Но уже с малых лет и по сей день, понимая гораздо больше, всё так же завороженно смотрю на сцену Театра и не могу оторваться…

А в пять лет первый раз пошли в ТЮЗ. И там – моя первая любовь. Конечно же, самый лучший актер, какой только мог быть в мире, как мне тогда казалось. Да и сейчас, спустя так много лет, когда вижу его в спектаклях, восхищаюсь так же, как в первый раз.

С тех пор вот уже 14 лет Театр юного зрителя – моя самая большая любовь и отрада, хотя хожу и во многие другие театры. Но именно ТЮЗ особое место занимает в сердце. И это навсегда, я уверена. Хожу туда, чтобы переживать те эмоции, которые не переживаю больше нигде. Пересматриваю спектакли много раз, восхищаясь каждым актером и актрисой в этом театре. Они уже стали самыми родными за столько лет. Именно с ними проливаю самые горькие слёзы и взлетаю от счастья до небес.

Любовь связала с Театром с самого начала, продолжает связывать и сейчас, во всех своих смыслах. Кто бы что ни говорил, но путь к душе лежит через Театр. К моей – точно…



Евгений ГОЛЕНКО, художественный руководитель театра-студии «Влюблённые в театр»

– Театр в моей жизни появился в подростковом возрасте, лет в 15. До этого все мои выступления сводились к единственному: в 6 классе я играл скомороха. Моя классная руководительница мне тогда сказала, что это было очень наигранно, и я был очень зажат. На этом моя творческая карьера закончилась. Я смирился с тем, что актер из меня не получится, и не питал иллюзий по поводу этой профессии.

Так продолжалось до того момента, когда моя девушка Аня, ныне моя супруга и руководитель нашего театра-студии (Анна Наумкина, прим. ред.), не затащила меня в театральную студию, в которой занималась. Я сначала отнекивался, но против любви не попрешь.

И вот так вышло, что уже в более-менее сознательном возрасте я впервые выступил на сцене нашей филармонии со спектаклем про Дюймовочку. Потом, в 2006 году, наш руководитель переехала в Москву, а свое место оставила Ане. Я стал ее учеником. В первый год нас было 6 или 7 человек – наши с Аней друзья. То есть набора детей, как такового, у нас не было. На следующий год Аня набрала себе группу – человек 10 девчонок. И первым спектаклем, сыгранным в студии, стал «Волшебный сон» по мотивам сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Из декораций – два трона, сделанных из стульев, обмотанных старой шторой, из костюмов – старые платья… Теперь театр-студия «Влюбленные в театр» – это огромная семья, в которой насчитывается 89 студийцев всех возрастов от 7 до 19 лет. Это десятки разноплановых и разножанровых постановок.

Сегодня театр для меня – это нечто большее, нежели просто здание, куда ходят люди провести время. На мой взгляд, однажды хорошенько окунувшись в мир театра, человек не может из него вынырнуть. За десять лет своего существования мы прошли длинный путь: от обычного театрального кружка до уникальной творческой команды, целью которой является не просто выпуск интересных спектаклей.

Студийцы, прошедшие обучение в старшей группе по системе Станиславского, хотят говорить. Они говорят со сцены о том, что их тревожит, о том, что на самом деле важно в этом мире. Подросток, пришедший в студию, хочет выступать на сцене, хочет, чтобы на него смотрели, восхищались и аплодировали. Именно за этим подрастающая молодежь идет на сцену. Мы же стремимся показать своим воспитанникам, что это все несущественно. Гораздо большую радость человек получает тогда, когда его творчество может привнести в этот мир что-то доброе, светлое, когда он может менять зрителей, с помощью сцены объяснять им разницу в понятиях «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». И нашей задачей является научить их пониманию этой разницы, ведь нельзя говорить людям о том, чего сам не осознаёшь.

Идея показывать благотворительные спектакли родилась спонтанно, сама собой и как само собой разумеющееся. Работая над спектаклем, ребята поняли, что мало просто говорить о чем-то со сцены, нужно еще это воплощать в жизнь. Как у Эдуарда Асадова: «… ты сам своей мерке большой соответствуй...». Я скажу словами Константина Сергеевича Станиславского: актёрскому мастерству нельзя научить, можно только научиться. А вот воспитать, вылепить из них Человека – наверное, можно. Иначе в моей работе не будет смысла.



Виктория МОРОЗОВА
Фото Игоря МАТЕЯ, Александры РОГОЗИНОЙ, Андрея ПЫРИНОВА, Романа ДЕМЬЯНЕНКО и из архивов героев публикации

0 комментариев