29 Марта, Пятница, 12:04, Воронеж

«Телеграмма»: трагедия глазами ребёнка

23 марта в книжном клубе «Петровский» воронежцы познакомились с творчеством Московского театра «Опыт драматических учений». Основой сюжета «Телеграммы» драматурга Олега Михайлова стал одноименный рассказ Аркадия Гайдара. Но пьеса вовсе не про воссоединение семьи в канун Нового года. А про обратную сторону того сурового времени репрессий и арестов.


Повествование пьесы идет от лица дочери. Рассказ Девушки (Надежда Исаева) – детское воспоминание-иллюзия, в котором телеграмма, как и в рассказе Аркадия Гайдара, потерялась. И семья спаслась, уехав из красной Москвы на две недели раньше. Но в неизбежной реальности Олега Михайлова все наоборот. Письмо нашлось и было прочитано. Актриса не поехала к мужу в Сибирь и была расстреляна, а дети распределены в детские дома. Горькую правду зритель в конце пьесы узнает от героини, которая уже стала взрослой женщиной.



Рассказывая свои детские истории, главная героиня не раз вспоминала, что с каждого спектакля мама приходила домой с цветами. Она была актрисой, а по происхождению — латышка, которую в конце пьесы расстреляли из-за национального происхождения. Прототипом этого персонажа стала звезда европейского кино, знаменитая латвийская актриса Мария Лейко. 3 февраля 1938 года её вместе с труппой латышского театра «Скатувэ» расстреляли на полигоне НКВД в Бутове.

В «Телеграмме» заняты три актера, которым по ходу действия предстояло перевоплощаться в различных персонажей. Олег Михайлов, придумывая черты характеров своих героев, отталкивался от личных качеств самих актеров. Персонаж Николая Алипы перевоплотился сразу в четыре образа. Так, в начале он почтальон, на минутку заскочивший отдать письмо. А в поезде — уже попутчик-НКВДшник, с легкостью цитирующий поэзию параллельно с угрозами.



Актеры и режиссер старались придерживаться одной из первых ремарок драматурга: «Никаких декораций или предметов на сцене нет. Все, что может понадобиться актерам, они должны приносить на сцену с собой». Поэтому у персонажа Женщины (Елена Капралова), например, на плечи накинута шаль, с помощью которой она обыгрывает и злость (от напряжения сжимает шаль в руках), и заботу (укутывает дочь в холодной Сибири).



Основной цвет спектакля – синий. С его помощью художник Татьяна Спасоломская старалась передать образ заснеженной русской зимы. Минимализм декорации помогал зрителям не отвлекаться на мелочи. Места действия обозначались «ручными эффектами»: постукивание ложки о стакан – колеса поезда, игра Извозчика на варгане – устрашающие звуки тайги в Сибири. В пьесе использованы фрагменты из произведений Аркадия Гайдара, Уильяма Сарояна, Рудольфа Блауманиса, дневников Евгения Шварца, стихотворение Марка Лисянского.

На протяжении всего спектакля звучит рассказ ребёнка, потерявшего своих близких — фантазия на тему «А что, если бы...» Что было, например, если бы телеграмма потерялась? Не случилось бы и той семейной драмы, рассказанной на сцене «Петровского»…

Дарья ЛОГАЧЕВА
Фото предоставлено книжным клубом «Петровский»

0 комментариев