19 Августа, Суббота, 21:42, Воронеж

Михаил УГАРОВ: «Реальность — это минное поле»

На малой сцене Камерного театра 11 марта прошла лекция Михаила УГАРОВА «Современный театр как ловушка». Режиссер московского «Театра.doc» рассказал воронежцам о том, как люди воспринимают реальность, и объяснил, почему Аксаков написал пособие о театре в книге об охоте.


На лекции обсуждались актуальные вопросы современного искусства и не только. Например, Михаил Юрьевич сравнил «Записки ружейного охотника» Аксакова с пособием по актерскому мастерству. По мнению режиссера, «там описан театр, хотя книжка про охоту, есть советы по тому, как стрелять, как попадать, как загонять дичь…».

Вспоминая английскую песенку в переводе Самуила Маршака «Где ты была сегодня, киска?», Михаил УГАРОВ ставит вопрос: «А как человек видит мир?». В театре — «что видишь, то и играешь», в жизни – «вижу то, что мне нужно, все остальное упускается из виду». И, как считает режиссер, это действительно «проблема зрения: смотрю и вижу, смотрю и не вижу — есть разница».



— Почти все люди боятся оценки, — говорит Михаил Юрьевич, — особенно молодые. Сразу видно, когда они пытаются избежать этого страха. Например, оснащаются разными вещами: тату, всякими штучками, одеждой. Это значит: «не оценивай, а смотри, сколько у меня колечек здесь, сам сосчитать не могу!»….

По словам режиссера, «Театр.doc» славится именно тем, что это «театр, который никогда не боится». И, действительно, в его постановках поднимаются вопросы, о которых не говорят в других театрах. Вспомнить хотя бы случай, произошедший в 2014 году во время фильма «Сильнее, чем оружие» о последних украинских событиях. Тогда, через несколько минут после начала сеанса, в зал ворвалась полиция (якобы поступил сигнал о бомбе), три человека были задержаны.

Послушать лекцию на тему «Современный театр как ловушка» пришли студенты, артисты, работники театров. Присутствовала на лекции и Людмила РОМАНОВА, театровед, председатель секции критиков Воронежа:

— На мой взгляд, отклик, который получает «Театр.doc», он сиюминутный. Берется событие, которое только произошло, и по нему быстро что-то ставится. Вот что у нас осталось в истории театра? Не эти сиюминутные отклики, хотя, наверняка, они были, но все это ушло. Остались только те драматурги, которые занимались вечными проблемами, поэтому они актуальны для нас всегда. А эта ветвь мне представляется очень узкой. Не могу сказать, что этот театр останется в истории, но польза от него все равно большая.

Представлял воронежцам московского режиссера заслуженный артист России, актер Камерного театра Камиль ТУКАЕВ. Он тоже поделился мнением о «Театре.doc»:

— Я считаю, что театров должно быть много. Критериями их успешности и необходимости являются личный критический взгляд художника на самого себя, стремление театра к поиску собственного языка и своей художественной концепции, интерес или даже любовь зрителя. Всё это есть у «Театра.doс». Они уникальны, их, по большому счёту, пока никто не повторил. Есть ли у них будущее? Конечно, есть. Пока есть проблемы, они будут о них говорить языком театра. Когда общество станет идеальным, а человек андроидом – они прекратят своё существование. Но это вряд ли…

На прощание Михаил УГАРОВ сказал, что «современным искусством заниматься не надо», потому что «не надо говорить о реальности. Реальность — это минное поле, на котором можно подорваться».

Справка «P.S. – 5 сов»:

Михаил УГАРОВ — драматург, режиссер, художественный руководитель Театра.doc, дважды лауреат «Золотой Маски», лауреат ТЭФИ, «Зеркала» и премии Московской хельсинской группы по правам человека. По его пьесе «Смерть Ильи Ильича» в воронежском Камерном театре был поставлен спектакль «Облом off».

Полина ПОЛЯКОВА
Фото автора

0 комментариев