26 Апреля, Пятница, 19:05, Воронеж

Что нужно для создания собственного саундтрека?

19 апреля в «Спартаке» в рамках кинофестиваля «Новый горизонт» прошел первый мастер-класс московского звукорежиссера Василия Филатова «Как написать саундтрек для фильма». Участники не только узнали о процессе создания музыки для фильма, но и сами попробовали написать саундтрек к трейлеру. За творческим процессом наблюдала корреспондент «P.S. — 5 сов».




Василий Филатов родился и жил до 18 лет в Воронеже. Для него поездка в город детства — это редкий, но всегда приятный момент. Сегодня Василий занимается созданием музыки, пишет звуковой дизайн, придумывает и реализует различные проекты.

В начале мастер-класса Василий обозначил свое отношение к профессии. По мнению звукорежиссера, она должна вызывать уважение, ее надо любить, впрочем, как и всех участников творческого процесса.

Затем он рассказал о себе. Его карьера звукорежиссера началась в 2004 году на киностудии Горького. Там он возглавлял отдел звукового дизайна. После отправился в «свободное плавание», создав свою студию «SoundDesigner.Pro», начал реализовывать собственные проекты.

Сейчас студия заметно выросла как по количеству работников, так и по качеству, и масштабу реализуемых проектов. «SoundDesigner.Pro» известна такими проектами, как «Porsche Macan», «Mr. Freeman», «Республика».

Василий убежден, что для того, чтобы работа приносила удовольствие, она должна радовать не только нас самих и наших близких, но и окружающих.

Василий Филатов сделал акцент на необходимости теоретических профессиональных знаний. По его мнению, очень важно получать информацию из разных источников, а также постоянно учиться. Теоретическая база, к примеру, в музыке позволяет использовать механизмы, разные инструменты гораздо эффективней. То есть композитору полезно знать, как работает симфонический оркестр, иначе композиция будет создана лишь на уровне интуиции. Не стоит забывать и о практической части профессии. Когда человек знает, как работать руками.

Но самое главное — это умение соединять теорию и практику. Когда человек может подкрепить практические опыты теоретическими знаниями. И в такой связке можно получить действительно интересный материал.

Итак, кто же такой композитор?
Василий Филатов считает, что композитор — это аудиодемиург. Человек, который создает музыкальные миры. Музыка проникает в сердце гораздо быстрее, чем визуальный образ и вызывает очень яркие эмоции. Если музыка правильно подобрана или написана, она работает. Но она может не работать, когда композитор сильно «выпячивает» свое «я» в каждом кадре кинофильма.

Еще композитор — это технолог. Человек, который знает цифровые станции, уверенно чувствует себя в разных звуковых редакциях. Понимает, как создавать каждый элемент в мелодии и как заставить ее потом работать.

Композитор также — экспериментатор. Он должен уметь создавать уникальные, интересные тембры. Сейчас музыка в кино — это экспериментальная смесь.

Затем участникам мастер-класса были показаны 3 видеоролика: «Республика», саунд-дизайн (является частью киномузыки) и презентация мэппинг-шоу «Porsche Macan».

Василий рассказал зрителям, как создавался саунд-дизайн для этих видеороликов. Примечательно, что процесс создания музыки вместе с саунд-дизайном для мэппинг-шоу «Porsche Macan» занял всего лишь 3-4 дня.

Из зала прозвучал вопрос, был ли у автора видеоряд перед созданием звука для ролика или одновременно создавались и картинки, и музыка?

— У меня был набор картинок. Иногда это художник рисует, иногда это коллажи художников в компьютерной графике. Это называется референс или аниматика, когда кадры выстраиваются последовательно. Мне нравится работать уже с каким-то законченным материалом. Если я работаю с фильмами, то мне комфортно писать именно под готовый монтаж или почти готовый, — ответил Василий.

Участникам мастер-класса также удалось и самим поучаствовать в создании саундтрека. Вместе с группой музыкантов и Василием они попробовали свои силы в создании музыкального сопровождения к трейлеру фильма ужасов. Вначале Василий обозначил структуру музыкального трейлера: завязка, пауза, ритмичная фактура, тональная фактура (музыкальное исполнение).

Буквально за 5-7 минут был готов саундтрек для будущего трейлера фильма-ужастика. Участники топали ногами, создавая некий ритм — динамику движения, затем издавали разные звуки, начиная с шепота и заканчивая громким криком — тональную фактуру. Процесс создания трека вы можете наблюдать в видеофрагменте, а полноценный результат услышать в воскресенье, 24 апреля, на второй лекции Василия Филатова «Кино будущего» с 16.00 до 18.00.



Рина ГОФМАН
Фото автора

0 комментариев