23 Марта, Суббота, 02:23, Воронеж

Мандельштамфест. Коротко о главном

В Воронеже закончился первый Мандельштамфест. С 4 по 7 декабря в Камерном театре показали в общей сложности 5 спектаклей, 3 музыкально-поэтических концерта, 5 поэтических вечеров с пятью ведущими поэтами современной России, прочитали 2 лекции в формате «Поэт о поэте», и было даже 2 события, посвященных рэпу.


Помимо этого кураторы Андрей Родионов и Екатерина Троепольская поработали с молодыми воронежскими поэтами и представили результаты на закрытии, перед уже традиционным для Воронежа Поэтическим слэмом.

Попасть на все действа сразу не было возможности физически: некоторые проходили в одно время на разных сценах театра. Но те люди, которые приходили на один концерт, уже не хотели уходить и оставались на следующий. Зрителей без билетов (они стоили до 500 рублей) впускали, если в зале оставались свободные места.

Вода. Камень. Море.


Самыми популярными для публики оказались всё-таки спектакли. На постановке театра Елены Камбуровой «Вода. Камень. Море.» не было ни одного свободного места – зрители заняли даже боковые ступени. Это фантазия по стихам Давида Самойлова, где участвовали 4 актера, два из которых играли одного человека – в молодости и зрелости. В них легко было узнать себя, учитывая, что у каждого из нас хоть раз в жизни случалась романтическая история. Конечно, важное место в спектакле у музыки – имя Елены Камбуровой готовило нас к музыкальному наслаждению. В принципе, мы его и получили. В целом зрители остались очень довольны. Так открылся первый день Мандельштамфеста.

Когда тайком колдует плоть,
Поэзия – служанка праха.
Не может стих перебороть
Тщеславья, зависти и страха.

Но чистой высоты ума
Достичь нам тоже невозможно.
И всё тревожит. Всё тревожно.
Дождь. Ветер. Запах моря. Тьма.


Переворот

Ещё более интригующим и интересным оказался спектакль «Переворот». «Переворот» — это постановка мастерской Дмитрия Брусникина школы-студии МХАТ и режиссёра Юрия Муравицкого. Это спектакль по стихам известного русского концептуалиста, поэта, художника и скульптора Дмитрия Пригова. В первой части мы увидели постановку по пьесе с пением и поруганьем зала «Я играю на гармошке». И сама пьеса, и подход режиссера, и игра брусникинцев были полны иронии. Но это, конечно, не всё.

Я играю на гармошке… Все, дружно. У прохожих на виду! (Останавливается против одного из кресел в первом ряду.)
-Ты чего не поешь?
Зритель (несколько напуганно, но самолюбиво):
-А я, а я… А что? Я что?
Вася: Почему не поешь, падло?
Коля (нерешительно трогает Васю за рукав.): Вась, не надо.

Вторая пьеса Пригова, прозвучавшая в «Перевороте», называется «Революция». Всё это сопровождалось живой музыкой, пением, были даже танцы. «Переворот» можно назвать яркой и талантливой постановкой.

Мандельштам

Воронежский режиссёр Михаил Бычков тоже украсил фестиваль своим спектаклем «Мандельштам» по стихам и письмам поэта. Это серьезная постановка, отразившая весь ужас положения Мандельштама в Воронеже. Интересна была проекция актёрской игры на большой экран в необычных ракурсах. В целом, можно без сомнения сказать, что спектакль удался. В малом зале не было свободных мест.

Встречи с поэтами

Мандельштамфест привез в Воронеж 5 самых крупных российских поэтов-современников. 4 декабря свой вечер представил Андрей Родионов – автор 6-ти сборников стихов, организатор фестиваля видеопоэзии «Пятая нога», вместе с женой Екатериной Троепольской — куратор многих других поэтических фестивалей в разных городах России. В поэзии Андрея Родионова соединились реакция на события в мире и глубокая нежность, которая суровому на вид поэту на самом деле очень идет. На Мандельштамфесте Андрей Родионов представил концерт из 3 частей: старые стихи, поэтическое переложение «Преступления и наказания» и поэтический дневник. Помогали ему музыканты из питерской группы «Ёлочные игрушки».

Ну с чего, с чего ты взял, что тропинка русская?
неужели потому, что на ней одно
ваше русское говно и пакеты с мусором,
и стаканы мятые, и бутылки дно!

я печально молчал, нет, не понимаешь ты,
иностранка глупая, – это русский лес,
потому что в тоске ты на свете маешься,
я ж на тропку свернул, тропку до небес


5 декабря со стихами выступила поэтесса Дана Сидерос – молодая московская поэтесса. Она уже лауреат премии «Нова» пермского фестиваля «Словонова» (2013). В 2014 году вошла в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «драматургия» с пьесой «Стена живых». Автор двух поэтических сборников «Шутки кончились» (2011) и «Ученик дурака».

Он возвращается.
Они обступают его,
спрашивают: «Что ты видел там?»
Он хочет сказать: «Совсем ничего,
одна пустота,
как будто звука и света, тепла и льда
просто не было никогда».
Он хочет сказать: «Никакого „там“ нет,
уйдите к чертям от моей постели».

Но говорит:
«Я видел нежнейший свет
и слышал, как ангелы пели».


В тот же день, вечером 5 декабря, на сцену вышла известная поэтесса Ольга Седакова – русский поэт, прозаик, этнограф, доктор наук и преподаватель философии МГУ, обладатель многих литературных премий. Это поэтесса с мировым именем, её активно читают за границей. На сцене Мандельштамфеста Ольга читала стихи из разных книг, разбавляя их интересными историями, в том числе о Китае (одна из книг Ольги Седаковой – «Китайское путешествие»).

Можно обмануть высокое небо —
высокое небо всего не увидит.
Можно обмануть глубокую землю —
глубокая земля спит и не слышит.
Ясновидцев, гадателей, гадалок —
а себя самого не обманешь.




6 декабря со стихами выступил поэт Сергей Гандлевский, русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик. Лауреат премий «Антибукер», Малая Букеровская, «Северная Пальмира», Аполлона Григорьева, «Поэт». Член жюри ряда литературных премий. В стихах Гандлевского много детства, оглядок назад, на всю длинную жизнь. Горечь, которая звучит лейтмотивом в некоторых стихах поэта, кажется очаровательной. На Мандельштамфесте Сергей Гандлевский читал стихотворения разных лет.

Мне нравится смотреть, как я бреду,
Чужой, сутулый, в прошлом многопьющий,
Когда меня средь рощи на ходу
Бросает в вечный сон грядущий.

Или потом, когда стою один
У края поля, неприкаян,
Окрестностей прохожий господин
И сам себе хозяин.

И сам с собой минут на пять вась-вась
Я медленно разглядываю осень.
Как засран лес, как жизнь не удалась.
Как жалко леса, а её — не очень.


Последний поэт, выступивший на Мандельштамфесте 7 декабря, — это Дмитрий Воденников. В отличие от поэтов, выступавших перед ним, он больше разговаривал с залом, объясняя природу поэзии, и меньше читал стихи. Дмитрий читал стихи Елены Шварц, Линор Горалик и Вениамина Блаженного. Из своих поэт читал «Репейник», «Это лето, Настя» и несколько других стихов. Уже 4 года Дмитрий Воденников не пишет стихи, в связи с чем сам называет себя мёртвым поэтом. Но автор уже успел выпустить 8 книг, последний сборник 2011 года называется «Обещание».

Ну вот и умер еще один человек, любивший меня. И вроде бы сердце в крови,
но выйдешь из дома за хлебом, а там — длинноногие дети,
и что им за дело до нашей счастливой любви?
И вдруг догадаешься ты, что жизнь вообще не про это.

Не про то, что кто-то умер, а кто-то нет,
не про то, что кто-то жив, а кто-то скудеет,
а про то, что всех заливает небесный свет,
никого особенно не жалеет.


Такая концентрация современных поэтов в Воронеже, конечно, редкость, хотя некоторые авторы в нашем городе не впервые. В рамках Мандельштамфеста Ольга Седакова и Сергей Гандлевский, помимо поэтических вечеров, провели лекции о поэтах – Мандельштаме и Набокове.

Ещё один долгожданный гость, выступивший в Воронеже, — это Александр Маноцков с «Кураж-квартетом». Александр Маноцков – русский композитор и поэт. 6 декабря В Воронеже он представил вечер «Застольные песни» по стихам Пушкина, Лермонтова, Тарковского и других поэтов. Всем гостям раздали тексты и бокалы вина, так что вечер получился душевным. А 7 декабря именно концерт Маноцкова с «Кураж-квартетом» оказался заключительным для Мандельштамфеста. Музыканты сыграли программу «Пели» по стихам Хармса и Введенского.

Андрей Родионов и Екатерина Троепольская устроили клуб поэтов. Воронежские молодые поэты получили задание – написать стихи о будущем России. И хотя многие на эту тему ни разу не писали, несколько стихов, действительно, получилось. В воскресенье, 6 декабря, на первом этаже Камерного театра устроили необычную сцену: на тройную лестницу, в самый центр, поставили микрофон. Именно там молодые воронежские поэты и отчитались о работе в клубе, прочитав свои стихи.

После на этой же импровизированной сцене прошел Поэтический слэм. Слэм – это жанр чтения стихов, близкий к народному: поэт читает свои стихи так, чтобы публика приняла их на «ура». Именно поэтому оценивались в этом конкурсе не только тексты, но и мастерство их подачи.

Участников из всех поданных заявок выбрал сам Андрей Родионов. Говоря о критериях отбора, он заметил:

— Чтобы участвовать в Слэме, надо очень хотеть победить. Надо быть заряженным на победу. Должна быть уверенность и в самих стихах. Должна быть простая и ясная мысль, иначе вас просто не поймут.
В этом году, как в прошлом, в Слэме победил Данил Чекрыгин – воронежский поэт, участник группы Банана Бис. Правда, в прошлом году он не смог поехать на Всероссийский слэм из-за учебы, но в этом году, надеемся, он представит наш город на Всероссийском этапе, чтобы получить шанс отправиться на мировой этап слэма в Париж.

И это далеко не все гости Мандельштамфеста. Ещё выступила Светлана Крючкова, воронежская группа «Кто-то другой» (солист – поэт Родион Прилепин), на крыше Камерного театра прошел перфоманс «Кружевом камень будь», московские и питерские рэперы показали программу «Век минувший на хип-хопе», «Студия-69» привезла из Москвы спектакль «За гремучую доблесть веков», Андрей Родионов и Екатерина Троепольская устроили читку своей новой пьесы «Счастье не за горами». Не стоит забывать и про замечательную выставку фотографий «Маяковский и современники».

Это были замечательные 4 дня, полные искусства и поэзии. Цены на билеты были довольно демократичные, что было особенно приятно. Остаётся надеяться, что такое поэтическое событие в Воронеже было не в последний раз.

Наталья КОСЯКИНА
Фото radario.ru, godliteratury.ru, novoteka.ru

P.S. О творческом вечере Дмитрия Воденникова еще расскажем

0 комментариев