24 Апреля, Среда, 12:25, Воронеж

Пятый элемент "Нового горизонта"

Сегодня у «P.S. – 5 сов» есть целых два повода рассказать об этом человеке. Во-первых, с этим звучным именем студенческий портал хочет перелететь из одного конкурсного года в другой. Дело в том, что этот господин – финалист нашего конкурса Молодежных лидеров года «Dux – 2016» – вполне может стать молодежным лидером года и в 2017-м, и в 2018-м году. Пока он занят любимым делом. А во-вторых, – вершинная неделя его любимого дела, ставшего традиционным, стартовала как раз сегодня. Вы, конечно же, поняли, о ком речь?


Странный закон будней: в привычной их колее сразу и не заметишь, не отметишь людей, занимающихся каким-либо удивительнем, интересным делом. Не заметишь перед собой в очереди донора, у лифта – романтичного альпиниста, на кассе – молодого ветеринара. Также и в 8:20 в автобусе вы не сразу приметите этого парня, направляющегося на работу. В это время он обычно слушает музыку. Если с утра настроение плохое – надо срочно от него избавиться и послушать что-нибудь пободрее. Вспоминается Джанет Фитч: «Тоска не гостья. Не надо ставить её любимую музыку, искать для неё стул поудобнее»… Или он читает книжки (от Оруэлла до Саттона с его знаменитым правилом «Не работайте с м*даками»). Забавно: 40 минут по воронежским пробкам, а родиной («Люди там добрые…») все ещё считает Томск. С этими родинами запутано – ведь родился он вообще в Германии, которую оставил в возрасте полугода с надеждой: когда-нибудь обязательно вернуться.

Как и тысячи других ребят он учился в обычной школе, как и тысячи других выпускников окончил Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, которого вроде как уже нет, но он все-таки есть.
Итак, его зовут Евгений Лебедь. И кинофестиваль «Новый горизонт» — его жизнь. Сейчас он еще и старший специалист отдела по работе с органами молодежного самоуправления ГБУ ВО «Областной молодежный центр».
Это не история про пламенную страсть к кинематографу, доходящая до той степени, когда имена Хичкока и Аллена произносятся благоговейным шепотом и с неземным восхищением. Нет, это просто история про парня, который любит кино. И у него отлично получается с ним работать. Но обо всём по порядку.



Сегодня Новогодний показ «Нового горизонта» в «Петровском». Пока пришли только организаторы. Большой зал книжного клуба медленно оживает, как уютный кот, потягиваясь, пробуждается ото сна. Достают билеты, включают аппаратуру, расставляют шеренги черных складных стульев… Что-то пишут, носят, спрашивают друг у друга. Чётко и слаженно, как по сценарию.

Заходит Женя – и все как будто облегчённо выдохнули, мол, теперь всё точно под контролем.

– Жень, а где флешка?
– А вот этот фильм после «Подарка» идёт?
– А сувениры в пакете?

Женя абсолютно спокойно, по-режиссерски, отвечает на все вопросы. И, окинув намётанным взглядом параллельные ряды стульев, обращается к кому-то:

– Саш, жёлтые в конец, а чёрные – в начало. Для картинки лучше…

Уж если и делать что-то, то делать это исключительно кинематографически, то есть красиво.

На нём простые синие джинсы и свитер «классически учебного» серого цвета. Всё это вместе с его природной «негромкостью» в поведении составляет образ крайне ответственного и интеллигентного молодого человека. Кстати, ещё и с традициями, с безусловным инстинктом в дверях всегда пропускать дам вперёд.

Во время пятиминутных перерывов между фильмами, Женя сам беседует со зрителями. Спрашивает о бабушках, о детстве, об оценке увиденного – да обо всём. Перед зрителями держится уверенно (манера привычно держать микрофон, быстрота ответов…). Ему интересно, ему нравится то, что он делает. Но и нельзя сказать, что он наслаждается присутствием на сцене в свете прожекторов, перед всеми напоказ.



Это в нём и примечательно. Он вообще не любит ничего напоказ, не выносит пафосности. Он за честность и справедливую объективность, хотя знает, что проза жизни – увы – иногда предлагает и иные варианты. И с таковыми тоже придётся считаться. Ещё не терпит всего типичного, даже банальных разговоров.

Да, если требуется, Женя умеет работать в ограниченных, «рамочных» условиях, то есть сделать «как надо». Но всё-таки отдаст предпочтение свободному творчеству.

Таковым и является «Новый горизонт», стартовавший ещё в 2007 году. В 2010-м к нему присоединился и наш герой. И именно он, поначалу просто отвечавший за набор жюри, через три года стал его руководителем. Сейчас бюджет фестиваля составляет порядка 1,5 миллиона рублей; в команде работают 35-40 человек.

Это маленькая дружная семья во главе с Евгением. Он по-отечески заботится о своих любимых командных «малышах-подопечных»: всегда готов помочь, дать совет, найти работу. На чём держится весь коллектив? Можно, кончено, уподобившись Михалкову, размышлять о том, что всё держится на идее. Но Женя (не выносящий попросту растраченных высоких слов), заявляет, что всё это полная ерунда. Идею можно рассматривать как форму или мечту, к которой нужно стремиться. С этой точки зрения, идея коллектива «Нового горизонта» — из года в год создавать самый крутой фестиваль короткометражного кино. На деле же у каждого есть своя собственная мотивация, на этом вообще всё и всегда держится. Одним нравятся совместные сборы, вторым – знание того, что они делают что-то хорошее в жизни, третьим – знакомство с настоящими профессионалами и экспертами в области кино. Тех, кто ничего не делает, в команде долго не держат. В общем, мотивация любая, кроме денежной.



Организация фестиваля занимает много энергии и времени, требует безвозмездной жертвы собственными силами, средствами и сном. Но пока Женя и его команда набираются опыта и делают себе имя. Кстати, последнее – далеко не пустой фактор. «Он из команды Евгения Лебедя» звучит как гарантия профессионализма, это уже некая рекомендация. Раз так хороши дела, значит их делают хорошие люди.

Международный фестиваль год от года расширяет горизонты. Скоро запустят два новых формата (помимо показов и кинобаттлов). Во-первых, стартует кино-игра в ресторане на Проспекте Революции, принять участие в которой можно будет компанией в воскресный вечер. Участникам надо будет угадать фильмы («Маленькая зелёная зверушка убеждает сына убить отца»), узнать мелодию или продолжить цитату. А во-вторых, откроется уникальная квест-комната, способная каждый раз меняться. Но вот как именно – организаторы пока держат в секрете.

А всё у него получается потому (опустим немаловажный пункт о природном таланте организатора), что Женя хорошо понимает: кино – один из доступнейших видов искусства, ставящий вашу собственную точку зрения на оси координат бесчисленных вариантов.

Женя считает, что кино нужно смотреть осознано, понимая цель и смысл просмотра. Формирование моды, интересов, общественного мнения, отношения между нациями и акцент на провокационных мыслях – это всё функции кинематографа.

Любимая цитата Жени – «Жизнь дана нам, чтобы внести свой вклад». Такая философия как раз вписывается в деятельность молодого лидера. Его вклад – это «Новый горизонт».



Женя никогда не теряется. У него всегда есть своё мнение – по любому вопросу. Например, по поводу патриотического воспитания молодежи.

– На призыв «А давайте соберёмся смотреть патриотические фильмы!» никто не отреагирует. Молодёжь у нас независимая. Стиляги, рокеры… Так было во все времена. Заставить ребят что-то делать невозможно. Нужно играть по их правилам и на их условиях, то есть предлагать то, что их волнует, с правильным посылом.

У многих людей, так много и громко говорящих о воспитании молодых ребят, зачастую нет элементарного, но важного фактора – искренности в глазах. Это возмущает Женю; голословности он не любит. Как и мнений, впадающих в крайность. Он считает, что во всём нужна максимально возможная объективность, позволяющая из множества вариантов выбрать лучший. И этот выбор вполне упростится, если в работу не будут вмешиваться люди, не понимающие потребности своей аудитории (в данном случае, молодёжи). Проще решить ситуацию сразу, чем впоследствии разбираться с чередой проблем, которые она вызвала.

– Молодёжь можно, кончено, обвинять в пассивности. Но зато она крайне чувствительно реагирует на чрезмерное навязывание мнений, – считает Женя. – От постоянных разговоров о потребности патриотичного воспитания, молодёжь патриотичнее не будет. Наоборот, слово «патриотизм» из созидательного перейдёт в ряд банальных нарицательных, вызывающих отторжение при одном упоминании. И после этого молодёжь в одну слаженную систему уже не собрать простыми показами военных фильмов.



Следующая встреча – уже в Доме офицеров, на работе.

Образ ответственного, интеллигентного молодого человека, конечно же, остался, но произошло какое-то еле уловимое, забавное превращение. Женя качается на стуле, и у него это выходит как-то по-мальчишески, по-хулигански. Как будто на микшерном пульте «прибавили громкости», «добавили скорости». Этакий синтез приличного отличника и свободолюбивого бунтаря с задних парт. Он умеет быть разным.



И это его значимый «плюс». С точки зрения возрастной категории – Жене 26 лет – он находится в двояком положении. С одной стороны, он ещё не переступил верхней границы возраста молодёжи (30 лет). А с другой же – из-за его колоссального опыта и важности проделанной работы он уже может считаться «серьёзным взрослым». И это играет ему только на руку. Он, являясь представителем молодёжи, чутко, как флюгер, реагирует на малейшие колебания в её настроениях, в смене интересов. И одновременно на правах «серьезного взрослого», пользуясь своими возможностями, может эти интересы направить в действительно созидательное русло. Проще говоря, может на деле что-то изменить к лучшему.

Хандрить не в его правилах. Надо как можно быстрее гнать дурное настроение прочь. Ну, или лечь поспать.
У Жени три источника энергии: общение с людьми, надежда и дела, которые получаются. Вот, недавно, например, он до 3 часов ночи на Facebook через общих друзей искал московских актёров и режиссёров: рисовал схемы, как и через кого можно найти того или иного человека. Дело нелёгкое, но он очень радуется, когда задуманное осуществляется.

– Во мне нет ничего гениального. Любой может достичь желаемых высот и решить любую проблему. Да, кто-то очень умный, а кто-то – не очень. Но чаще бывает так: люди просто поленились чуть больше подумать.
Люди в принципе ленивы по своей натуре. Женя признаёт, что и он не лишён сего качества. А со стороны так и кажется, что он с лёгкостью ставит перед собой цель и непоколебимо решает поставленные задачи. Его критическое мышление здесь только помогает не поддаваться эмоциям, воспринимать вещи объективно и исправлять ошибки.

Ярое «впадание» в крайности – тоже не его. Сидя на диване, хаять и якобы решать проблемы довольно легко. А нести ответственность за своё слово надо всегда. Женя любит людей простых, как и он сам. Поэтому ему так понравился сценарист «Экипажа» и «Легенды №17» Николай Куликов – за простоту и неприхотливость.

Сейчас сформировался тренд на умную, думающую молодёжь, развлечения которой приобретают интеллектуальный характер. Даже потребность в алкоголе меняется на квест-комнаты, настольные игры, парки, путешествия, соревнования, батуты, вылазки. И эти преобразования существуют за счёт того, что ребятам предоставлены необходимые условия для одновременного веселья и развития. А предоставляют их именно такие вот передовые активисты по жизни, как Женя.



Да, странный всё-таки закон будней: в привычной колее никогда сразу не отметишь людей, занимающихся каким-либо удивительным, интересным делом. И в 8:20 в автобусе вы не сразу приметите этого парня, этого лидера.

И вечером всё как у всех. Доделывает работу, играет в настольные игры, смотрит фильмы. Любопытно, что в списке запомнившихся кинолент у организатора продвинутого кинофестиваля нет никакого арт-хауса или фильмов-нуар. А предпочитает он «Властелина колец», «1+1», «Собачье сердце» советских времён и даже «Супербобровых».

И все-таки есть в нем что-то отличающее его от других. Пожалуй, он тот необходимый, «пятый», элемент, связывающий мир кино с миром реальности, мир грез и желаний с миром, в котором живут простые люди.



Анастасия БЕЛЫХ
Фото из архива героя

0 комментариев