29 Апреля, Понедельник, 10:11, Воронеж

«Если узнаю - руки поотрубаю!»

Где заканчивается безопасное детство, а где начинается опасная привычка? Вопрос становится все более актуальным среди курящих несовершеннолетних, которые незаконно приобретают популярные сейчас электронные сигареты. Невзирая на это, и на то, что многие эксперты говорят о большем вреде «одноразок», чем сигарет, 73% опрошенных начали их курить до наступления восемнадцати лет. Тем самым подвергая неокрепший организм еще большей опасности.


Первые шаги в мире вредных привычек:

Проходя мимо стойки с электронными сигаретами в любом магазине, взгляд привлекает множество несовершеннолетних, которые с удивительной легкостью покупают их.
Один из ребят, Максим, 15 лет, делится своим опытом: «Были на тусовке попробовал, мне зашло. Да а что? Я же не сигареты курю, а электронки они не особо вредные и вкусные. Мне кажется это приобщает к компании. Сигареты воняют ужасно, а электронки нет. Да и мама так не спалит. Думаю поиграюсь еще немного, а потом брошу».
Однако, не все придерживаются такой точки зрения и примыкают к столь вредной привычке. Соня, 14 лет: «Мне это не нужно. Я не хочу портить свое здоровье ради временной радости. Я прям с детства запомнила картинку «легкие курящего человека и легкие здорового человека», я часа два сидела смотрела на нее и думала: у папы такие легкие страшные. Многие говорят, что я душнила, но мне все равно, я придерживаюсь своей позиции».
У многих из ребят перед глазами плачевный опыт курения. Василий 15 лет: «У меня друг был, ну как друг, больше знакомый он курить начал в 10, тогда только вейпы становились популярными. Потом он на сигареты перешел. Но кайф от этого перестал получать и подсел на легкие наркотики, потом и потяжелее пошли. Не так давно он умер. Я сам курю одноразки. Меня конечно это история пугает, но не все же с одноразок на наркоту переходят, он не показатель, сам себя глупостью погубил».

«Моральные принципы меня не особо волнуют»

Среди продавцов электронных сигарет разные подходы к продаже несовершеннолетним.
Анна, 21 лет, утверждает: «Дети сами приходят, некоторые с фальшивыми документами. Но мне это все равно. Моральные принципы меня не особо волнуют. Зачем отказывать, если можно заработать? Закон меня не пугает. Уверена что с какой-то проблемой из-за этого я не столкнусь.»
Павел 21 год: «Я продаю детям, просто без чеков. Кому денег не хватает предлагаю за 50 рублей сделать 10 тяжек пода. Спрос рождает предложение».
В отличие от них, Иван, 24 года, отказывается продавать несовершеннолетним: «Мне все равно, сколько они могут заплатить, я не буду участвовать в разрушении их здоровья и плюсом участвовать в нарушении закона. Штраф платить не хочу».

Попытки обойти закон:

Несовершеннолетних не останавливает закон. Они часто подделывают документы для покупки.
Катя, 19 лет: «Когда лет 14 было, я права печатала на обычной бумаге и клеила их на скидочную карту «Пятерочки», скотчем заматывала и в магазине у дома по ним покупала электронки. Продавцы особо не всматривались, только один раз не продали. Сейчас мне кажется с этим строже.»
Таня, 15 лет: «Да всегда были и есть магазины, которые продают абсолютно всем, хоть к ним пятилетний ребенок придет. Я в таких и покупаю».
Ирина, 16 лет: «Раньше спокойно все продавали по отфотошопленной фотографии паспорта, сейчас уже нет. Приходится друзей постарше просить купить».

«Сама такой была, все понимаю»

По личным наблюдениям все чаще подростки просят купить одноразовые сигареты людей с документами. Одни без вопросов соглашаются им помочь, а другие наотрез отказываются.
Анжела 20 лет: «Покупала и не раз. Просто на улице незнакомые ребята подходили, просили. Ну им было явно лет 16-17, в таком возрасте я не вижу ничего такого. Сама такой была, все понимаю. Каким-то малолеткам я бы вряд ли согласилась покупать».
Юрий 35 лет: «Это дети… Я не буду нарушать закон и брать на себя такую ответственность. Вдруг с ними что-то случится».

«Если узнаю — руки поотрубаю!»

Встречают ли родители это явление с пониманием или строгим осуждением?
Александр, отец двух детей, говорит: «Сыну сам покупаю эти вейпы, да он у меня и не маленький уже, как никак 16 лет, своей головой уже думать должен. Хочет — пусть курит, мое дело о вреде рассказать. Прислушается или нет — дело его. Могу и с ним покурить. Лучше пусть курит со мной, чем где-то в подворотне. Единственное, строго запрещаю курить при малом, и сам не курю, ему два года всего, не хочу что б он это видел».
В противовес ему, Наталья, мать 14-летнего подростка, заявляет: «Я против этого. Как только вижу, что она курит, выбрасываю курилки, но это не очень помогает. На следущий день она приходит уже с новой. Еще лишаю карманных денег, может хоть так поможет. Ну а что я еще могу сделать? Не в средневековье же, на цепь не посажу».
Анатолий, отец троих дочерей, более категоричен в своих убеждениях: «Мои дети знают мое отношения к этому. И знают последствия. Я им всегда говорю: если узнаю — руки поотрубаю!»

«Запретный плод сладок»

Но не зря говорится, что «запретный плод сладок». Дочери Анатолия курят уже много лет.
Старшей из них Марьяна 19 лет, курит с 16: «Да, папа всю мою сознательную жизнь запрещал мне даже дружить с теми кто курит, но это не помешало мне найти курящую компанию, из-за которой курить начала и я. Когда первую электронку купила, от отца ее в лифчике прятала. Один раз я пыталась бросить, держалась месяц, но когда ты находишься в такой компании, как-то тяжело, постоянные соблазны и я сорвалась».
Средняя дочь, Мария, 16 лет, курить начала в 11: «Помню, у моей подруги появился вейп, у старшеклассников взяла. И мы курили его в школьном туалете. Сразу я рассказала Марьяне, она была в шоке, так как сама еще даже не пробовала. Отец? Ну что отец? Он ко мне более лояльно относится, чем к старшей, поэтому иногда были мысли даже рассказать, но страх потом побеждает, сестра убеждала молчать».
Младшая Соня, ей 11, курить попробовала в 9: «Я знаю, что Марьяна и Маша курят, но мне они говорят, что это плохо. И я с ними согласна. Но один раз на столе у Маши я нашла курилку, попробовала. Но мне не понравилось, я больше не стала. Хотя в классе у меня мальчики курят и мне предлагают. Но я им говорю: это вредно!»
Марьяна: «А про маму еще смешно! Она сама курила, кальянчики всякие любила, это ее так сказать способ расслабиться был. Но от отца скрывала. Про меня знает, про младших нет. Ко мне лояльно относится, но с собой курить не разрешала. Так она курить бросила года два назад, я ей один раз — сказала: «Мам, ты только со своими кальянами время проводишь, а с нами нет.» Ее эти слова задели и она перестала.» «Наверное, отец так относится, потому что боится, что мы по его дорожке пойдем. Он сам по молодости курил сигареты и скрывался ото всех, а потом на легкие наркотики перешел. Но слава богу бросил».

Все имена изменены по просьбе героев.

Ангелина ЛИТВИНОВА

0 комментариев