25 Июня, Суббота, 01:05, Воронеж

Если копнуть глубже, это может быть искусство

Из одного случайного предмета, попавшегося на глаза фотографу, рождается серия снимков. Одна биография может быть основой целого направления в искусстве. Один пытливый бескомпромиссный ум способен начать распутывать клубок под названием мировая история фотографии.


Наталья УВАРОВА – фотограф и создательница клуба об искусстве фотографии. В нем она рассказывает о мировой истории и школах разных стран, а также помогает разбираться в смыслах и приемах. В нем обмениваются мнениями и поддерживают друг друга. В нем изучают и создают фотографию.

15 лет назад

Увлечение фотографией и ее изучением началось на журфаке в Санкт-Петербурге. Взрослая студентка, получающая второе высшее, пришла на занятия по основам визуальной журналистики. Харизматичный преподаватель устраивал для группы неформальные встречи, посвященные фотографии. Здесь на равных обсуждали снимки, которые поразили весь мир. Что в этом изображении такого особенного?

Словно ниточки из образов на фотографии вытягивались мысли, которые поражали и впечатляли девушку. Оказывается, фотография может иметь глубокий смысл, а не просто быть красивой. Она цепляет, запоминается миллионам людей, становится знаменитой. Какие детали на это повлияли? Причина в композиции? В цвете? Может, дело в сюжете? Судьбы, события и метафоры, умело и талантливо выраженные в визуальных образах, могут трогать до глубины сердца. Уходить с занятий Наталье не хотелось – ощущение смыслов разливалось по разуму и захватывало дух. Ее долго преследовал шлейф новых осознаний: по пути домой, за чашкой чая, на занятиях в университете, при просмотре фильмов и журналов. На глаза попадается изображение, и вот ты уже «читаешь» его, будто книгу.

«По следам» и вдохновению была куплена первая камера – обычный Canon. Он жив до сих пор, а снимки, созданные с его помощью, производят гораздо большее впечатление, чем те, которые сделаны на дорогой профессиональный фотоаппарат.
Всё началось с узелка мыслей в голове, который завязался на занятиях у любознательного и пытливого преподавателя. С тех пор он каждый день постепенно превращается в бесконечный клубок познания.

Фотоклуб

О нем нельзя услышать громких слов, призывов приходить на занятия или красочных описаний. Понять его можно лишь попав внутрь. Вы когда-нибудь задумывались над контекстом создания снимка? Над призмой восприятия, сквозь которую фотограф смотрит на мир во время того самого щелчка? Над тем, как фотография влияет на мир?

Автопортрет Натальи

Мне интересно слушать Наталью. Ее зачаровывающий, негромкий и притягательный голос полон любознательной энергии и любви к тому, что мы изучаем. Она не читает с листа, не пересказывает заученный текст, нет. Совсем другое: свободный поток мысли, который постепенно разворачивает перед нами страницу в сложной книге. Смахивает туман с замутненных глаз. Приводит все шестеренки в черепной коробке в действие. И вот я уже говорю о том, что вижу. Вместе с сознанием личным оживает и коллективное – каждый из пришедших на занятие высказывает свое мнение и делится открытиями. Тем и ценны эти встречи: люди разных возрастов и взглядов учатся размышлять вслух, слышать друг друга и видеть в изображении то, что другие не замечают.

Наталья создала удивительное место. А история этого создания началась с нескольких откликов. После публикации истории об одном известном снимке в социальной сети Наталья увидела живой интерес к теме. Некоторые из тех, кто отреагировал, даже не были связаны с фотографией. Захотелось поговорить, обсудить, узнать. Как другие люди смотрят на ту же самую картинку и что видят в ней? Однако перед этим нужно было самой погрузиться в исследование.

На рабочем столе много книг, а в компьютере открыты десятки вкладок. Интуитивный поиск истории одного изображения создает канву целого рассказа. «Вижу интересную картинку и начинаю копать, изучать: что это? кто снимал? Поднимаю целый пласт в контексте биографии и истории. А потом обнаруживается такая глубина!», – делится исследовательница. Изученные точечные фигуры на «карте» мировой фотографии, раньше не связанные между собой, Наталья со временем соединяет в единую ретроспективу. Накопленные знания позволяют сравнивать исторические периоды и школы разных стран. Благодаря этому багажу исследований и стало возможным создание клуба. «Я пытаюсь размышлять. Я стараюсь интерпретировать то, что знаю. Делиться тем, что думаю об этом. Осмыслять», – говорит Наталья. Ей важно общение на равных, а не формат лекции, которую конспектируют.

Клуб – это сообщество равных. Не единомышленников, которые делают одно дело, а людей, которые имеют свое мироощущение и свой взгляд. Они готовы работать рядом. Не вместе, но рядом. Они всегда объединены одной темой, и каждый предлагает тезисы для размышления – и устного, и фотографического. География клуба широка и удивительна: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Мадрид, Франкфурт, Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Липецк, Омск, Арзамас, Сыктывкар. Встречи проходят онлайн, а присоединиться к ним может каждый. После изучения новой темы участники выполняют домашнее задание: изменяют призмы восприятия, используют технические и смысловые приемы, интерпретируют лейтмотивы. И Наталья чувствует невероятную гордость за свою причастность к созданным другими людьми работам. Она восхищается тем, что смогла вложить в эти творения хотя бы малую частицу своего масштабного исследования.

Наталья – учитель. Но не тот, который говорит «плохо» или «хорошо», «правильно» или «не так». Она учит способности размышлять, раскрываться, интерпретировать. Помогает творцам общаться друг с другом и с фотографией. Знакомит со способами отходить от привычного и использовать в работе самые необычные и неожиданные приемы.

Свободный внутренний взор

Каждый фотограф проводит съемку с присущим ему своеобразием. У каждого свои методы подготовки и проведения. Кто-то вдохновляется фильмами или даже цветом, другие же – закрывают глаза и отбрасывают весь визуальный шум. Одни кропотливо продумывают детали и вписывают их в раскадровку, а другие ищут акценты уже в процессе. Можно рисовать на снимках метафоры мировой классики, но никто не запрещает создать собственный рассказ о готовой фотографии.



Наталья всегда открыта. Энергия свободно проходит через ее душу и тело, чтобы случайность могла вторгнуться в снимок и сделать его уникальным. Художница ставит цель быть проводником и уметь видеть грани реальности, а не учитывать их в раскадровке. Она ощущает себя частью действительности и ищет вдохновение во всех ее проявлениях.

Однажды она пригласила на съемку застенчивого молодого человека. Он чувствовал себя некомфортно, не мог свободно раскрыться. Наталья протянула белый грим и предложила самостоятельно нанести его. Каждое касание спонжа, каждое белое пятно на лице моментально изменяли состояние будущего героя съемки. Он становился тем, кем еще не успел себя осознать. Он превращался в Пьеро, который прятался глубоко внутри. Оставалось лишь взять фотоаппарат в руки и сделать снимки. Такими нехитрыми приемами и ограничивается Наталья при создании условий съемки.



«Сейчас я стала замечать свой стиль. Он кажется мне несовершенным, немножко детским, как мой почерк. И я вижу его в фотографиях. В нем – вся моя суть, все мое содержание. И уже намеренно стараюсь его использовать», – отмечает фотограф. После создания клуба она не отошла от съемок – ведь важно понимать фотографический процесс, пробовать делать то, о чем рассказываешь. Это полигон, на котором можно практиковать и чувствовать свои размышления.

Наталья использует любые способы изображения смыслов – фотографии, видео, коллажи, и называет себя визуальным артистом, художником. Она мечтает снять собственный фильм о месте, которое стало для нее формирующим. В образной форме выразить отношение к средней полосе, где родилась. И я искренне надеюсь, что сломанные тем летом копии – прошлые попытки это сделать – не были напрасными.



Спонтанное будущее

Я с удовольствием возьму в руки печатное издание, которое создаст Наталья. «Сейчас это выглядит так же, как когда я решила “А почему бы не попробовать организовать клуб”. Это кажется очень нежизнеспособной и маловыполнимой идеей», – говорит она о судьбе бумажных страниц, которые сейчас можно пролистать лишь в ее разуме. На них разместятся результаты труда участников фотоклуба и самой Натальи. И это не только фотографии, но и тексты-размышления. Такое большое начинание не терпит суеты, и я замираю в трепетном ожидании.

Недавно клуб стал открытым, его может посетить каждый – Наталье хочется увеличить круг обсуждений и познакомиться с новыми творцами. «Пока я могу это делать – буду продолжать». Его судьба зависит от этого нативного ощущения создательницы, которая все время расширяет мировую «карту» фотографий и делает ее понятной для нас.

Я приглашаю вас присоединиться к фотоклубу Натальи УВАРОВОЙ и надеюсь, что каждый найдет здесь место для себя и собственных размышлений. Из маленькой ниточки-мысли можно создать дело своей жизни.

Автор Инна БЫЛДИНА
Фото Наталья УВАРОВА

0 комментариев