19 Марта, Вторник, 12:59, Воронеж

Николай Челидзе: "Легче свалить всё на видеоигры"

Осень 2021 выдалась особенно жаркой для российский киберспортсменов. Месяц назад наша команда Team Spirit завоевала золото на турнире The International по игре Dota 2 с призовым фондом в 40 миллионов долларов. А в начале ноября прошёл турнир PGL Major по Counter-Strike: Global Offensive, где виктория улыбнулась отечественным игрокам из команды NaVi. Неудивительно, что о гейминге ещё громче заговорили в нашей стране. Корреспондент «P.S. – 5 сов» решил углубиться в тему компьютерных игр и позвал на беседу знакомого геймера со стажем, Николая ЧЕЛИДЗЕ.



За десяток лет опыта Коля может похвастаться идеальной статистикой в таких проектах как Portal 2, DOOM (2016), серии игр Command & Conquer: Generals, Mafia 2, S.T.A.L.K.E.R., а также участием в турнире по Counter-Strike 1.6 с призовым фондом в 10000 рублей.

Киберспортивная осень

— На прошедших турнирах наши киберспортсмены показали высокий уровень навыков, слаженную командную игру и боевой дух. Как, на твой взгляд, игрокам удалось добиться таких высоких результатов в этом году?
— Киберспортсмены, как и обычные спортсмены, постоянно проводят время в тренировках. Для этого составляются режимы дня, организуются тренировочные мероприятия, обсуждение, дискуссии и прочее. Именно такие, может быть, незначительные детали позволили нашим игрокам достигнуть вершин и совершенствоваться в киберспортивной среде. Тому пример интервью с Кириллом «BOOMBI4» МИХАЙЛОВЫМ — ключевым игроком NAVI в Counter-Strike: Global Offensive — в котором он повествует о своей жизни, распорядке дня и так далее.

— А реально ли заработать на играх простому геймеру?
— Вполне возможно и вполне реально. Тому пример — те же упомянутые тобой события по типу International. На таких мероприятиях команда, преодолев турнирный путь, может обеспечить себя и своих внуков до конца жизни. Другой вопрос в том, что всё-таки это не та профессия, которой стоит посвящать жизнь. Можно! Конечно, можно! Если человек что-то желает, он должен этого достичь. Но стоит ли? Во-первых, риски могут не оправдаться. Во-вторых, что самое главное, потраченного времени будет жаль.

— Почему гейминг в принципе так популярен в наше время?
Ответ в аудиофрагменте



Игры убивают!

— Многие говорят, что компьютерные игры созданы только для детей и подростков. Как считаешь, это так?
— Я вообще не согласен с этим заявлением. Я против него. Игры созданы для всех, для любых возрастов, будь ты совсем ребёнком или уже пенсионером.

— В обществе принято, что быть геймером — это удел парней. Неужели девушкам нет места в мире видеоигр?
— Лично я считаю, что нет. На мой взгляд, это не тот формат развлечения, который им стоит осваивать и в который стоит углубляться. В своей жизни я сталкивался с примерами, когда это не до чего хорошего не доводило. А если рассматривать демократичный вариант, то почему бы и нет? Главное, чтобы девушки помогали развивать сообщество, а не наживались на этом, как всем известные стримерши. Не буду говорить, каким образом — это не для кого не секрет.

— А что за примеры, когда игры испортили жизнь девушек?
— Самым показательным для меня является случай, когда у молодой корейской пары умер младенец, пока супруги воспитывали ребёнка в онлайн-игре. Я не отрицаю, что виноваты оба, но почему у девушки не сработали материнские инстинкты? На мой взгляд, любовь женщины и её забота к ребёнку на физиологическим уровне сильнее мужской. А здесь эти чувства атрофировались из-за игр.



— По телевизору нередко говорят, что видеоигры ломают психику детей и заставляют их убивать людей. Это правда?
— (смеётся) Это очень интересный вопрос. Моя позиция такова: нет! Это не игры виноваты, что ребёнок берёт оружие, заряжает его боевыми патронами и идёт устраивать стрельбу в школе. Независимо от того, играл он во что-то похожее, с ограничением 18+, или нет. Виноваты люди! В первую очередь, его окружение — школа, универ, рабочий коллектив. Или близкое окружение — семья, родственники. Возможно, у ребёнка психологические проблемы. Именно эти факторы влияют на то, что в конечном итоге происходит. Как это недавно было с Пермским стрелком, например.

— А почему подобные СМИ сваливает всё на игры? Почему не обвиняют криминальные сериалы, идущие по федеральным каналам? Или хотя бы постоянные войны в нашем мире?
— Потому что так проще всего. Зачем прекращать финансирование фильмов, демонстрирующих полную жестокость, если можно сказать, что именно видеоигра негативно влияет на психику? То же самое касается и войн. Война — это политический конфликт, который ложится на плечи мирных граждан. И пока идут войны, понятие «кровожадность» не исчезнет. Но чтобы показать праведность войны, легче свалить всё на видеоигры. И потом с чистой душой сказать: всему виной не очередной конфликт в Ираке, угрожающий ядерной войной, а новая часть «Doom», в который поиграл ваш ребёнок. Это известная классическая стрелялка, к слову.

Болезнь игромания

— Очень часто приходится слышать такой термин как «игроман». Если по-русски, это человек, зависимый от видеоигр. Почему такие люди в принципе появляются?
— Вообще, игроман — это человек, у которого нет ничего, кроме игр. Для него реальный мир чужд и отвратен. Всё удовольствие, все печали и другие эмоции он переживает по ту сторону экрана. Игроман не живёт полноценно — он просто существует. В реальности это человек, которого, по факту, и нет.

— А как, по-твоему, можно предотвратить становление игроманом?
Ответ в аудиофрагменте

— А что делать, если человека уже затянуло в омут с головой, и бросать такой образ жизни он не хочет?
— Чтобы человека такого плана изменить, должно случиться что-то серьёзное — что изменит его отношение к себе. Если речь идёт о ребёнке, нужно, в первую очередь, обратить на это внимание родителей. Они должны без криков, ругательств и наказаний объяснить ему, что дорога, по которой он идёт, — это глубокая яма. Если игроман — это взрослый, здесь поможет только психиатр. И если ни то, ни другое не помогает, это погибель для человека. Раз он сам не захочет помочь себе, то так и останется в этой яме.



Игры — искусство?

— Можно ли сказать, что сегодня видеоигры — это высокое искусство, как литература и театр?
— На данный момент видеоигры, к сожалению, невозможно назвать именно «высоким» искусством. Они в силу своей доступности — если говорить не об играх последних пяти лет — могут быть освоены практически кем угодно, будь на то ребёнок пяти лет, простой рабочий или профессор высшего учебного заведения. Чем доступнее и свободнее в использовании вещь, тем меньше её можно отнести к чему-то высокому и интеллектуальному — за исключением той же литературы, естественно.
Однако разработчики многих игр, наоборот, пытаются приобщить как можно больше людей использовать видеоигры во благо искусства и красоты. Тому пример VR игра «Museum of Other Realities», в которой игроки создают «картины», демонстрирующие их собственные взгляды на что-либо, и обсуждают это с другими игроками. Как по мне, это очень интересный и неплохой шаг в культуризации.

— Как думаешь, какое место видеоигры занимают среди кино, литературы, сериалов и прочего?
— Позиция видеоигр достаточно высока. Они никогда не снимут литературу и другие виды искусства, но будут занимать свою нишу. Как ни крути, гейминг играет неотъемлемую роль в нашей повседневной жизни и даже влияет на другие виды развлечений. В качестве примера могу привести фильм «Властелин колец», по которому выпустили мобильную игру в жанре стратегия. Авторы вдохновились первоисточником, использовали его историю и, применяя игровую специфику, перенесли произведение в мир гейминга. Мало того, что фанатам фильма и книги будет приятно погрузиться в знакомый мир, так ещё они насладятся игрой в целом.



— В чём плюсы и, возможно, даже польза видеоигр?
Ответ в аудиофрагменте

— У меня такой житейский вопрос: насколько дорого наслаждаться современными проектами от передовых студий?
— К сожалению, это дорогое удовольствие. Всё, конечно, зависит от предпочтений самого человека — можно играть в нетребовательные игры без упора на графику. Но что сами компании, что игроки постоянно требуют большего. Первые требуют большего в плане оценки и мощности компьютерного железа, а вторые — в плане игровых инноваций и реалистичной картинки. Всё это сильно сказывается на ценовой политике комплектующих — видеокарт, процессоров, мониторов и так далее. Но простым игрокам много не надо, я считаю. Им достаточно насладиться сюжетом и игровым процессом.

— Финальный вопрос. Что лучше: книга или игра?
— Буду предельно краток. Книга. Очевидно, что книга.

Алексей РЯЗАНЦЕВ
Фото автора и интервьюируемого
Фото из открытых источников

0 комментариев