29 Марта, Пятница, 13:46, Воронеж

Разбудите ваши души!

System Of A Down выступили в «Олимпийском» с единственным концертом в России


24 апреля – мрачная дата не только для армянского народа, но и для всего человечества. В этот день вспоминают и чтят жертв геноцида армян – первого массового и запланированного уничтожения целого народа в 20 веке. Однако даже сейчас, спустя ровно 100 лет, геноцид до сих пор не признан большим количеством стран, в том числе и Турцией. Известная рок-группа System Of A Down, все участники которой – армяне, выросшие или родившиеся в США в семьях иммигрантов, прямые потомки жертв геноцида, в 2015 году проводит мировое турне с говорящим названием «Wake Up The Souls» («Разбудите души!»). Группа известна своей политической и общественной активностью и участием во всевозможных мероприятиях по признанию геноцида армян как в США, так и во всём мире. В рамках тура в России был заявлен всего один концерт — 20 апреля, после чего SOAD отправились прямиком на свою историческую родину, в Ереван, где отыграли бесплатный концерт на городской площади. В России группа последний раз выступала в 2013 году на фестивале «Кубана», куда я не смогла попасть, поэтому поездку в Москву я начала планировать за полгода до долгожданного концерта.

«Китайское рагу» («Chop Suey») – так переводится название одной из самых известных и популярных песен группы. Настоящее рагу, а точнее даже сборная солянка приходит на ум тем, кто пытается определить жанровую принадлежность музыки System Of A Down. Четверка американских армян с задором «рубит» панк, ню-метал, мешает с хард-роком и альтернативой, заправляет фанком и национальными (чаще, конечно, армянскими) мотивами и подаёт, приправив мощным и гибким баритоном Сержа Танкяна с щепоткой экстрим-вокала. Кстати, многие ошибаются, считая, что в SOAD поёт только Танкян. В песнях часто можно услышать более пронзительный и высокий голос – это Дарон Малакян, который и основал группу вместе с Сержем в 1995 году. А знаменитую Lonely Day («День одиночества») исполняет именно Дарон, Танкяна там можно услышать только на бэк-вокале.
В целом музыку SOAD отличает смесь скоростной, местами дикой и «рваной» мелодии и тяжелых, агрессивных гитарных метал-риффов с лиричными, пронзительными вставками. Диапазон Сержа Танкяна поражает своим разнообразием: он поет практически оперным, хорошо поставленным голосом, берет очень высокие ноты и легко в следующий момент может «спуститься» до баса, рева и даже гроула (его в песнях группы немного, но, на мой вкус, к месту). Подпевать практически не получается – скорости вокалиста может позавидовать любой хип-хоп исполнитель. И, конечно, песни SOAD известны своими политическими текстами, часто критикующими внутреннюю и международную деятельность США. Известный английский журналист Бен Майерс говорит о них так: «Я написал книгу о System of a Down, которых считаю самой важной политически настроенной группой наших дней. Их музыка — это интереснейший в музыкальном отношении саундтрек к американской жизни времен президентства Джорджа Буша». Попасть на их концерт я мечтала давно, поэтому без лишних раздумий приобрела билет в фан-зону «Олимпийского», несмотря на кусающуюся цену.

Желание оказаться ближе к любимым музыкантам и попытаться поймать частичку их удивительно светлой для рок-группы энергетики привело меня к отелю «Арарат» в центре Москвы. Никогда раньше я не «ловила» звезд в погоне за автографами и совместными фотографиями, но в этот раз решила попробовать. Вместе с доброй сотней фанатов я безуспешно промерзла у входа в отель три часа: за это время два раза успел пройти снег, а из отеля неожиданно вышел телеведущий Андрей Малахов, опешивший от толпы людей и от удивления даже сделавший с находчивыми ребятами сэлфи. Позже мы узнали, что группа остановилась в разных отелях, чем вызвала у московских журналистов волну слухов о новом грядущем распаде (однажды коллектив уже уходил в творческий отпуск на целых пять лет). Фанаты стройным рядом двинули к другому отелю, а я пошла отогреваться в кафе и грустить. Но печаль была недолгой – я прочитала в интернете, что Серж Танкян в Москве помимо концерта в качестве композитора представляет художественный фильм «1915» о геноциде армян. Я отправилась к кинотеатру, в котором проходила презентация. Когда я была на месте, то узнала, что мероприятие уже началось, а вход – только по пригласительным билетам. Мне и двум другим девушкам-фанаткам повезло: вскоре нам достались заветные билеты. Сержа я так и не встретила – он уехал в середине просмотра — зато кино оказалось весьма неплохо поставленной драмой. Выйдя из зала, я осознала, что фанатская погоня за кумиром обернулась для меня прикосновением к трагическому пласту истории одного народа и переходом из ряда равнодушных к сочувствующим.

Я знала, что организация в «Олимпийском» не отличается отлаженностью, поэтому приехала к спорткомплексу за 3 часа до начала концерта. Вначале пришлось отстоять полуторачасовую очередь в палатки для фан-зоны и танцевального партера, где зрителям надевают браслеты и проверяют билеты. Затем еще около получаса – очередь в само здание. Холодно, но весело: кто-то грелся коньяком, а я общением с соседями по очереди – ребята приехали на выступление SOAD аж из Перми! Без проблем с входом не обошлось: штрихкод на моём билете не хотел считываться, поэтому мне пришлось изрядно понервничать и идти в другой подъезд, где билет вручную проверили в базе данных. После новой очереди, уже в гардероб, я, наконец, попала в зал. «Спасибо» московским организаторам говорить не хочется: именно из-за них концерт начался на час позже положенного времени.



Напряжение в фан-зоне нарастало, толпа уплотнялась, а я совершила стратегический просчет. В надежде прорваться ближе к сцене встала в середину «фанки» и, когда на сцену вышли знаменитые армяне, волна слэма (хаотичная толкучка, которую устраивают на рок-концертах – прим. автора) отбросила меня назад. На концертах System Of A Down слэм бывает довольно агрессивный и опасный, поэтому мне пришлось выбираться в конец фан-зоны и обходить ярых фанатов сбоку. В итоге мне удалось встать довольно близко к сцене. На подобных концертах я бываю часто, поэтому вот мой совет: если вы хотите принять участие в безумных плясках и толкотне – идите в середину толпы, а если хотите спокойно насладиться концертом в более безопасной зоне – выбирать место нужно сразу сбоку от сцены. Музыкантов оттуда видно и слышно отлично, и при этом никто не собьет вас с ног.

Все негативные эмоции мгновенно улетучились, как только я услышала прекрасный вокал Танкяна и любимую музыку вживую. Концерт был разделен на три части, каждая из которых предварялась небольшим мультипликационным роликом в стиле аниме об истории геноцида, который транслировали на огромном проекторе. Тут мне пригодилось знание языка – приятный голос по-английски читал закадровый текст об ужасах тех мрачных лет и связи геноцида с настоящим. Могу предположить, что впечатление эти ролики произвели не только на меня – удивительная тишина воцарялась в огромном зале, пока на экране мелькали исторические кадры османских палачей, их жертв, Гитлера вперемежку с анимационными кошмарами. Английский пригодился мне и позже: участники группы активно общались с публикой. Ближе к концу концерта лидер «системы» Танкян сказал: «Россия – главный враг США, но лучший друг Армении. Спасибо вам за то, что вы здесь сегодня, и за то, что Россия одной из первых признала геноцид армян». Толпа ответила восторженным ревом.

Группа не выпускала новых альбомов с 2005 года, поэтому весь сет-лист состоял из давно знакомых и любимых композиций. В Москве было заявлено 34 песни, но сыграли они на одну больше. Одна девушка принесла в фан-зону плакат с названием песни «ATWA», гитарист Дарон несколько раз сказал, что не хочет её играть, но настойчивость девушки победила и группа, посовещавшись, сыграла старый любимый поклонниками хит. Несмотря на сложные тексты и скорость исполнения, фанаты подпевали, как могли таким известным композициям, как «B.Y.O.B» (Bring Your Own Bombs – Принесите Свои Бомбы) о войнах («Почему президенты сами не воюют? Почему они всегда посылают бедных?» — строчка из песни), «Prison Song» о системе устройства общества в Америке, всё больше смахивающего на тюрьму и, конечно, «Toxicity», повествующей о бессмысленной городской жизни.
Кстати, после концерта от охранника спорткомплекса Алексея С. я узнала, что в тот день в зале присутствовало 28 тысяч человек. Остается надеяться, что это не просто внушительная цифра, а двадцать восемь тысяч пробудившихся душ.

Анастасия ПОПОВА
Фото с сайта metalkings.org/reports/4146

0 комментариев